Гендерное поведение в детском возрасте

Психологическая помощь родителям трансгендерных и гендерно неконформных подростков.Часть 4. Аудитория 18+.

 

Встречаются ли какие-то особенности в гендерном поведении у детей до подросткового возраста? Люди чувствуют свою гендерную идентичность по-разному и могут прийти к осознанию того, что они трансгендеры или квир в любом возрасте. Некоторые могут проследить признаки своей трансгендерности и вспомнить переживания, связанные с ней, с раннего детства. Они могут чувствовать, что не «вписываются» в сообщество людей их биологического пола, полученного при рождении, или иметь конкретное желание «сменить тело».



Другие могут осознать свою гендерную идентичность и / или начать проявлять гендерно неконформноеповедениев подростковом возрасте или позже. Некоторые трансгендеры принимают свою идентичность, а некоторые испытывают стыд и растерянность. Многие из тех, кто решается на трансгендерный переход в более позднем возрасте, говорят, что пытались отвечать «нормативам» для их гендера, который окружающие приписывали им с рождения, но все это время ощущали депрессию и были недовольны своей жизнью.

Дети усваивают гендерные роли, начиная с самого раннего возраста, благодаря родителям, их религии и культуре, а также при контакте с внешним миром. Посещая детскую площадку, дошкольные и школьные образовательные учреждения, смотря телепрограммы и фильмы, читая журналы, общаясь в интернете, дети усваивают и практикуют поведение, за которое их вознаграждают. Они прекращают вести себя иначе или скрывают то поведение, которое становится причиной высмеивания, стыда или наказания.

Наиболее яркое первое "открытие" различий между мужчинами и женщинами происходит примерно в 2 - 3 года, когда дети интересуются строением гениталий друг у друга и даже иногда делят свои игры на мальчуковые" и "девчачьи". В этом возрасте дети, как правило, уже знают какие игрушки и одежда «отвечают» их полу.

В 1960-х гг., Kohlberg сформулировал когнитивную теорию формирования гендерной идентичности, утверждая, что дети выстраивают свою гендерную идентичность после того, как они в состоянии понять существование гендерных различий и влияние гендерной идентичности на жизнь в целом.

Взрослея, дети постепенно развивают "гендерную схему" - сеть информации, связанной с гендером, влияющей на их представления и поведение. В большинстве случаев дети позитивно оценивают свой гендер и стараются вести себя в соответствие со своей концепцией (гендерной схемой).

Kohlberg описал три стадии гендерного развития:

* Гендерное маркирование (с 2-х лет): знание о принадлежности к мужскому или женскому гендеру на основании анатомии;

* Гендерная стабильность (примерно с 4-5 лет): представление детей о том, что их гендер неизменен;

* Гендерная константность: понимание, что их гендер не изменится несмотря на внешние изменения, например, если надеть одежду противоположного пола (брюки для девочек) или принять участие в какой-либо гендерно маркированной деятельности (сыграть в футбол, заняться вышиванием и так далее).

Исследования показывают, что дети организуют информацию в соответствие с гендерной схемой. Например, мальчик дает сдачи, поскольку от него этого ожидают. Девочки могут быть мягкими и добрыми, потому что это ожидается от женщин. Кроме того, мальчики показывают лучшую память на «маскулинные» игрушки, действия и занятия, а девочки - наоборот. Их самоуважение будет зависеть от того, насколько они оценивают свое соответствие гендерной схеме.

В качестве этапов развития и конструирования гендерной идентичности можно выделить следующие важные моменты:

• Признание человеком принадлежности к определенному биологическому полу как базисный атрибут «Я», первичный способ самокатегоризации – принятие / непринятие анатомической данности;

• Гендерную социализацию - усвоение конвенциальных моделей (гендерных ролей), когда начиная уже с двух лет ребёнком ведется «примерка» гендера и становится очевидным в какой мере существующие поведенческие модели могут быть им освоены и воспроизведены;

• Переосмысление себя как субъекта и объекта сексуальности, когда в период пубертата становятся более осознанными переживания, связанные с сексуально-эротической сферой человека.

Существует три подсистемы гендерной идентичности:

а) анатомический пол (и соответствующая ему первичная гендерная идентичность);

б) индивидуальные особенности человека, определяющие как качества, традиционно описываемые категориями маскулинность/феминность, так и стилевые особенности осуществления гендерных ролей;

в) чувственные предпочтения (эротическое и сексуальное влечение), включая сексуальную ориентацию.

Гендерная идентичность, как правило, запускает «гендерно соответствующее» поведение. Дети ищут информацию касающуюся гендерно типичных черт и действуют в соответствии с ожиданиям общества.

Однако, уже в раннем возрасте некоторые дети проявляют черты, указывающие на гендерное несоответствие или потребность осваивать гендерные роли, приписываемые обычно в социуме противоположному биологическому полу. Они могут заявлять о том, что не хотят быть мальчиком или девочкой, предпочитать одежду и игрушки, которые в сознании взрослых (хотя это не всегда верный подход) связаны с определённым гендером, испытывать недовольство своими физическими половыми признаками и функциями, а также выбирать для совместных игр и общения сверстников другого пола.

В современном обществе границы гендерных ролей и рамок значительно расширяются. Поэтому, с точки точки зрения детской психологии, важно и полезно предоставлять детям самим выбирать игрушки, одежду, друзей и способы взаимодействия со сверстниками, чтобы спектр гендерных ролей и функций был достаточно широк.

Например, девочки так же наравне с мальчиками могут лазить по деревьям, играть в "разведчиков" или "войнушку", а мальчики участвовать в играх в "дочки-матери", обучаться вести домашние бытовые дела или вместе с сестрой шить плюшевых зверей. Главное - это умение прислушиваться к желаниям и способностям ребёнка, помогая ему или ей развивать универсальные и полезные качества для дальнейшей жизни, которые, на самом деле, присущи всем людям и не носят жёсткую гендерную маркировку, как это было принято думать раньше. Например, независимость, активность, смелость и решительность - такие же полезные качества для девочек, как и чуткость, нежность, умение сопереживать - для мальчиков.

Некоторые из детей демонстрируют достаточно ярко выраженное кроссгендерное или гендерно неконформное поведение и желания, сопровождаемые постоянным и сильным дискомфортом по поводу своих первичных половых признаков. У других детей эти характеристики выражены в меньшей степени или присутствуют лишь частично.

Однако не все люди, демонстрировавшие в детстве гендерно неконформное поведение, при достижении ими полового созревания и дальнейшего перехода на стадию юности, ощущают себя трансгендерами. Гораздо чаще они осознают себя бигендерами, либо геями, лесбиянками или бисексуалами, которые могут не вписываться в те или иные жёсткие гендерные стереотипы общества, но не испытывать желания совершить транзишен, чтобы скорректировать свой биологический пол в соответствии с гендерной идентичностью.

У большинства детей гендерная дисфория проходит в младшем или старшем подростковом возрасте. Но у некоторых из них по мере наступления пубертата, эти ощущения усиливаются, возрастает неприятие собственного тела или диктуемого обществом гендерного статуса, не соответствующего их самоощущению. Более яркая степень выраженности гендерной неконформности в детстве может приводить к сохранению гендерной дисфории в позднем подростковом периоде и в ранней взрослости.

Тем не менее, многие подростки и взрослые, обращающиеся к специалистам по поводу своей гендерной дисфории, говорят о том, что довольно часто скрывают от близких или не осознают полностью до определённого момента свои переживания и трудности, связанные с гендерно неконформным поведением в социуме. Поэтому для родителей, других членов семьи и друзей может стать полной неожиданностью, когда гендерная дисфория впервые проявляется у их ребёнка в подростковом или более старшем возрасте.

Некоторые трансгендерные подростки, испытывающие сильную длительную гендерную дисфорию, все чаще сообщают о своём желание как можно раньше начать принимать заместительную гормональную терапию и сделать хирургические операции по коррекции тела, а так же стремятся социализироваться в желаемой гендерной роли в период обучения в средних или старших классах школы.

По данным исследований подавляющее большинство детей и подростков с гендерной дисфорией не страдают тяжелыми психотическими расстройствами. Скорее, у них можно наблюдать различные приобретенные психосоматические, тревожные и депрессивные заболевания из-за постоянного и сильного дистресса, гомо- и трансфобии, отвержения в семье и обществе.

Можно ли попытаться описать как происходит развитие у некоторых людей состояния трансгендерности? Американский психотерапевт Арлен Лев выделила шесть стадий изучения гендерно отличающимися людьми себя и своей идентичности с целью «приближения к подлинной и функциональной конгруэнтности сексуальной и гендерной идентичности».

1. Поиск себя, осознание своей гендерной идентичности и принятие своей трансгендерности. На этой стадии люди ощущают собственное отличие от представителей одного с ними биологического пола, поскольку «подлинное Я» проявляет себя. Они не могут больше внутренне отрицать историю своих кросс-гендерных мыслей и поведения. В результате люди нередко испытывают в этот период кризис идентичности, сильную дисфорию и душевную боль, переосмысливают свою жизнь и прошлое.

2. Поиск информации и/ или обращение в группы ЛГБТ-поддержки, к знакомым трансгендерам, а так же различным специалистам: психологам, психиатрам, сексологам или эндокринологам. Люди ищут и знакомятся с биографическими историями других трансгендерных людей, читают научные и художественные материалы на тему сексуальности и гендерной идентичности, чтобы больше узнать о внутренних процессах, происходящих с ними, разобраться в себе и расставить приоритеты.

3. Камин-аут, раскрытие перед друзьями, родными и близкими. Многие люди испытывают потребность рассказать о себе своим партнерам и семье, но при этом чувствуют, что находятся в противоречии с окружающими, напуганы возможностью воздействия, которое могут оказать своей информацией на тех, кого они любят; некоторые скрываются из опасения раскрытия своего кросс-гендерного поведения близкими.

4. Исследование своей гендерной идентичности, принятие решения о "переходе" и подготовка к транзишену. На данном этапе люди примеряют на себя ярлыки «трансгендер» и «транссексуал», либо отказываются от них, выступая за депатологизацию и дестигматизацию, активно изучают перформанс различных гендерных ролей в обществе и стремятся социализироваться в желаемом гендерном статусе, собирают информацию о транзишене: заместительной гормональной терапии, реконструктивной хирургии, смене документов. Так же есть те, кто отказываются от "переход" по различным соображениям, оставаясь нон- оп. Этот этап сопряжён с наибольшими трудностями и риском для психического здоровья тех людей, кто не имеет успешных навыков и стратегий совладения с кризисами.

5. Осуществление "перехода": гормонального, медицинского и/ или юридического. Теперь трансгендерные люди принимают решение о том, какие именно действия им нужны: смена документов и графы "пол" в паспорте, прием заместительной гормональной терапии, или же хирургическая коррекция. Благодаря "переходу" они начинают более регулярно жить в соответствие с желаемым гендером и испытывать гораздо меньше стресса в повседневной жизни.

6. Интеграция и гордость. Завершающий этап, на котором трансгендерные люди после необходимых им шагов по "переходу" продолжают жить в обществе теперь уже как обычные мужчины или женщины, либо позиционируют себя как квир. Они проживают процесс синтеза своего "Я": когда гендер, в котором они социализировались, интегрируется с тем, в котором они существуют в настоящее время.

 

Автор иллюстрации - художница SOYA.

Автор статьи Дарья Шутова - семейный идетскийпсихолог, гештальт-терапевт, супервизор.

Запись на консультацию или супервизию: +7(917)562-84-77,

http://www.darpsy.com

 





Что интересного на портале?