Алгоритм выбора профессии.
Выбор профессии.. Как много об этом сейчас говорят, как много уже всего написано. А вопрос так и остается трудным и актуальным.
Одни связывают трудность выбора с тем, что подростки не знают кем хотят быть, другие говорят о том, что они мало знакомы с миром профессии, а третьи утверждают, что их ребенок вообще ничего не хочет.
Другие связывают трудность с тем, чтородителисамоустранились, либо проявляют авторитарность в вопросах профессионального самоопределения своего ребенка.
Давно и много работая в этой теме, могу сказать, что ситуация немного изменилась.
- Подростки знают, что им нравится и они знают чего хотят, но они не знают, как им добраться до своей профессии мечты. Осуществимы ли их мечты и желания. Они не знают, как донести и презентовать родителям, чье мнение для них очень важно и ценно.
- Родители хотят помочь своим детям, но не знают как. Они видят, что происходят изменения и все стремительно меняется, но сами не умеют еще жить в ситуации неопределенности, боятся допустить ошибку и сделать неверный шаг, особенно когда дело касается их детей. У них нет единого алгоритма действий, потому как информация, поступающая из разных источников разрозненная и подчас противоречивая.
Как же им помочь?
Выбирая профессию учитывают ее социальную значимость, престижность, оценивают свои способности и возможности. Все это делает каждый человек, но как правило упускает многие важные факторы, а также делает это бессистемно.
Какие же факторы, влияют на успешныйвыборпрофессии:
Это то что любишь делать, то что умеешь делать, то что нужно людям и то за что хорошо платят.
Там, где эти факторы пересекаются и находится идеальный выбор-предназначение человека, его Икигай.
Фактор Умею—зависит от способностей (это знания, навыки), личностных качеств, черт характера и состояния здоровья
Фактор Люблю—зависит от интересов, склонностей, мотивов и ценностей
Фактор Нужно людям—это мир профессий, перспективные и востребованные направления
Фактор то, за что платят—это уровень заработной платы, условия работы и занятости.
Итак, каков же алгоритм? Он достаточно прост
- Необходимо определить что интересно делать?
- Определить, что умею делать?
- Определить, что нужно в мире профессий сейчас и в перспективе на 5-7 лет
- Определить уровень ЗП и карьерные перспективы по выбранным направлениям
- Соотнести свои умения и интересы с тем, что нужно и перспективно, найти совпадения, пересечения
- Определить несколько направлений профессиональной деятельности, выбрать из них наиболее интересный
- Подготовить план по движению к цели, маршрутную карту
- Реализовывать.
Ну, и в заключении, хотелось бы отметить что, конечно процесс профессионального самоопределения подростков без участия родителей возможен, но неэффективен.
Родитель может и должен психологически поддержать своего подростка, а также стать для него наставником в вопросе профессионального самоопределения. Делать выбор вместе с Подростком, а не вместо него.