Заикание. "Чудовищный эксперимент" Уэнделла Джонсона

116Заикание. "Чудовищный эксперимент" Уэнделла Джонсона
Заикание.

Уэнделл Джонсон был высоким 20-летним парнем, когда в 1926 году он приехал в университет Айовы, чтобы изучать английский язык. Он гротескно заикался и часто терял дар речи. Его неспособность выразить себя подтолкнула его к письму и литературе, и он развил в себе склонность к античному юмору, которая помогала ему быть популярным, несмотря на его молчаливость. На тот момент университет Айовы был самым известным центром в мире по исследованию заикания. По всей стране происходила борьба по признанию речевых патологий наукой, а университет Айовы был путеводной звездой для новой дисциплины. Когда Джонсон прибыл в университет, там проводились десятки экспериментов по изучению речевых патологий и он с энтузиазмом бросился в работу, переключившись с магистратуры по английскому языку на психологию.

«Я стал специалистом по речевым патологиям, потому что мне нужен был один», - сказал он позже.

Многие из его коллег-аспирантов заикались почти так же мучительно, как и сам Джонсон, и они использовали друг друга в качестве подопытных кроликов. Они делали кровопускание, прикрепляли к себе электроды, ударами по коленям проверяли рефлексы, записывали в тетради расшифровку своей собственной и чужой неуверенной речи. Они применяли электрошок и стреляли из пистолетов рядом с ушами друг друга, чтобы увидеть влияет ли на речь заикающихся испуг. (Это оказалось не так, хотя этот же эксперимент, выполненный на нормальных ораторах, повлиял на их речь.) Они также фиксировали ведущую руку, так как надеялись, что обездвиживание доминирующей руки человека каким-то образом распутывало бы путаные сигналы мозга. В какой-то момент около 30 заикающихся, в том числе Джонсон, бродили по кампусу университета Айовы с руками обернутыми гипсом, иногда играя в бадминтон не ведущей рукой.

«Мы не просто ходили по краю. Мы знали, что мы работаем над чем-то важным в жизни человека», - сказал один из современников Джонсона.

К 1937 году Джонсон был амбициозным доцентом, который не верил в спутанные сигналы мозга, как причину заикания. Его жизненная история предполагала иное. Он хорошо говорил, пока ему не исполнилось 5 или 6 лет, когда учитель сказал его родителям, что он начинает заикаться. Постепенно одержимость его речью в семье укрепилась. Его голос стал нерешительным, плюс появились повторяющиеся звуки в его речи, что несомненно являлось признаком заикания. Его расстройство лежало не в его мозге, не в биологии, а в его выученном поведении.

Заикание, как позднее он сказал, «не начинается во рту ребенка, а начинается в ухе матери».

Эта идея была провокационной и мощной, с огромными последствиями для речевой терапии. Если заикание является выученным поведением, оно может быть обратимым. Однако биография не является доказательством. Джонсону, чтобы подтвердить его тезис, необходимо было разработать эксперимент, который бы вызвал заикание.

Осенью 1938 года Уэнделл Джонсон выбрал одного из своих аспирантов по клинической психологии, 22-летнюю Мэри Тюдор, в качестве своего ассистента. Университет имел непрерывные исследовательские отношения с детским домом в Давенпорте, штат Айова, поэтому Джонсон предложил ей провести исследование там.

И таким образом, 17 января 1939 года, Мэри Тюдор приехала в дом сирот. Исследование началось с выбора из 22 испытуемых. О истинной цели исследования никому не рассказывалось. Испытуемые полагали, что они должны были получить речевую терапию. Дизайн эксперимента был сложным. Она не только пыталась вызвать заикание у здоровых детей; она также пыталась понять, как привести речь уже заикающихся детей к норме. Среди 22 испытуемых были 10 сирот, которых учителя отмечали как заикающиеся до начала исследования. Тюдор и пять других аспирантов, которые согласились выступить в качестве судей, слушали речь каждого из и оценивали их по шкале от 1 до 5. 10 детей которые уже имели заикание были разделены на две группы. Пять детей были отнесены к экспериментальной группе. Им говорили: «Ты не заикаешься. Твоя речь прекрасна ». Другие пять детей служили в качестве контрольной группы им было сказано: «Да, твоя речь так же плоха, как и говорят люди».

Оставшиеся 12 детей были выбраны случайным образом из детей не страдающих заиканием. Шесть из них были отнесены к экспериментальной группе, которая в конечном итоге привела к судебному иску. Этим детям в возрасте от 5 до 15 лет говорили, что их речь вообще не нормальная, что они начинают заикаться и что они должны немедленно исправить это. Оставшиеся шесть детей, аналогичные по возрасту тем, кто был в экспериментальной группе, не имели речевых дефектов и стали контрольной группой, они получали только комплименты по поводу их речи.

В тот первый визит в январе, Тюдор проверила IQ детей и ведущую руку. Теория тогда утверждала, что заикание было вызвано дефектом мозга. Если, например, вы родились левшой, но использовали свою правую руку, ваши нервные импульсы спутывались бы, воздействуя на вашу речь. Джонсон чувствовал, что эта теория была бессмыслицей, но он был тщательным и предложил Тюдор проверить ведущую руку каждого ребенка. Она заставила их рисовать на доске и сжимать грушу динамометра. Большинство из них были правшами, но во всех группах находились левши. Никакой корреляции между ведущей рукой и речью не было. Это было благоприятное начало.


Экспериментальный период длился с января до конца мая 1939 года, и фактическое вмешательство заключалось в том, что Тюдор приезжала в Давенпорт из Айовы каждые несколько недель и разговаривали с каждым ребенком около 45 минут. В своей диссертации она сообщила, что она разговаривала с заикающимися детьми, которым было сказано, что они перестанут заикаться. Она говорила им: «Ты перерастешь заикаться, и ты сможешь говорить даже намного лучше, чем ты сейчас говоришь. Не обращай внимания на то, что другие говорят о твоей речи, несомненно, они не понимают, что это всего лишь фаза ».


Не заикающимся детям в экспериментальной группе, которым должны были внушить заикание, она говорила: «Сотрудники пришли к выводу, что у тебя много проблем с речью. У тебя много симптомов ребенка, который начинает заикаться. Ты должен попытаться немедленно остановить себя. Сделай что-нибудь, чтобы не заикаться. Не разговаривай, если ты не можешь не заикаться. Вы видите, как (называлось имя ребенка) заикается, не так ли?»

 
С первого дня были заметны результаты исследования. После второй сессии с 5-летней Жан Пью, Тюдор написала: «Было очень трудно заставить ее говорить, хотя она говорила очень свободно за месяц до этого». Еще в группе 9-летняя Бетти Ромп, «практически отказывается говорить», - писала исследователь в своей окончательной оценке.

Все детские школьные работы отпали. Один из мальчиков начал отказываться читать в классе. Другой, 11-летний Кларенс Фифер, пухлый, неуверенный ребенок, начал тревожно исправлять себя. «Он остановился и сказал мне, что у него будут проблемы с словами, прежде чем он их произнесет», - сообщала Тюдор. Она спросила его, как он узнал. Он сказал, что звук «не выйдет», что чувствует, что он застрял там.

В итоге, дети которым внушали заикание, заиками не стали. Но получили дефекты речи и в целом у них нарушилась способность к коммуникации. В 2003 году был подан коллективный иск от участвовавших в эксперименте к штату Айова и самому университету Айовы. Они выиграли суд и получили общие выплаты около одного миллиона долларов. Сам университет долго скрывал данный эксперимент, чтобы не навредить своей репутации и репутации Джонсона.


Сама Мария Тюдор не была равнодушной. Три раза после того, как ее эксперимент был официально завершен, она возвращалась в приют, чтобы добровольно обеспечить последующий уход детям. И в конце концов она сказала детям что они не заикались.

Предыдущие выпуски:

Эмоции и мимика: https://www.b17.ru/article/103352/

Маленький Альберт: https://www.b17.ru/article/102087/

 

Куц Владимир

Поделиться:


2018-04-17
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?