Зачем психологу философия?

 

Не раз уже случалось, что когда в разговоре с кем-то речь заходила о философии, размышлениях того или иного философа о Бытии, времени, месте человека в мире, этот собеседник спрашивал – а зачем все это? Зачем вообще нужна философия, все эти рассуждения – от этого ведь нет никакой практической пользы.

Поначалу я терялся – ну как зачем? Это ведь очень интересно и как-то глубинно кажется очень важно – попытки понять саму суть всего. Понятно, что понять до конца это никогда не станет возможным, но сама попытка приближения к некой истине, углубления понимания кажется очень ценной. И все-таки, говорили мне, а вот в чем именно практическая ценность? Как это можно использовать в жизни?

Разумеется, короткий ответ на этот вопрос дать невозможно. К тому же я не философ, а психолог, поэтому мой ответ будет не о философии вообще (к тому же, я думаю, философам найдется, что ответить на это и без меня) и мой ответ – в психологической плоскости, в том месте, где философия смыкается с психологией, а в рамках данной статьи – об одном конкретном аспекте практического использования философии на пользу людям.

Есть психологические подходы, где сама суть метода основана на современной философии, прежде всего феноменологии и экзистенциализме. Разумеется, это экзистениальный подход с существующими в рамках этого подхода школами: дазайн-анализом, экзистенциальным анализом, логотерапией и т.д. К слову, гештальт-подход (а гештальт-терапевтов сейчас в России больше, чем психотерапевтов любого другого направления) тоже позиционирует себя как экзистенциальный метод.

Психоанализ также все больше и больше обращается в сторону экзистенциализма и феноменологии, очень сильно эволюционрировав за прошедшее столетие от естественно-научного подхода (ну, или позиционирования себя как естественно-научного подхода) к не только терапевтически-ориентированному, но и очень широко понимаемому культурному и философскому явлению.

Все эти методы активно работают именно с пониманием пациентом (клиентом) себя в этом мире, истинными желаниями и потребностями, смыслами и ценностями, т.е понятиями вполне себе философскими.

В этой статье хочется остановиться на таком аспекте психотерапии, как обращение пациета (клиента) к онтологическому плану бытия, то есть вопросам самой основы существования мира и своего собственного существования в этом мире. Большинство людей живет обычной своей бытовой жизнью, на так называемом онтическом плане, не задумываясь и не обращаясь к плану онтологическому. Именно из этого места и возникает вопрос о том, а зачем вообще нужна философия, нужны размышления об онтологическом плане бытия – бытии как таковом, жизни и смерти?

Существование на онтическом плане напоминает историю о принце Гаутаме (будущем Будде), богатые родители которого оградили его от любых проявлений смерти, старости, болезней. Он жил в прекрасном саду, окруженный исключительно молодыми людьми и девушками, специальные слуги убирали все засохшие веточки и цветы, чтобы у принца даже не возникло мысли об увядании и смерти. Затем, покинув этот сад, он вдруг увидел и смерть, и болезни, что радикально его изменило.

Человек не может всю жизнь удерживаться в онтическом плане. Когда-то все равно приходится выходить из сада. Болезни и смерти близких и знакомых, собственные болезни и юбилеи, когда вдруг вспоминаешь, что жизнь закончится, а смерть постепенно приближается. Само Бытие разворачиавет голову этому человеку и заставляет взглянуть в онтологический план бытия - план, где стоит вопрос о существовании и несуществовании, природе самого времени, способе существования самого человека в мире именно как о бытии в мире и от том, кто же он есть такой в действительности.

Закрывать глаза на отнологический план – вполне естественно. Размышлять о конечности своего существования – не самое приятное, мягко говоря, занятие. Однако расплатой за отрицание плана онтологического становятся депрессии, тревога непонятной этиологии, другие расстройства – и невротические, и психосоматические.

Именно здесь и приходит на помощь философия. (Замечу в скобках, что она существует не только для этого). На протяжении сотен и тысяч лет философы размышляли на эти темы: конечности человеческой жизни, реальности окружающего мира, соотнесенности индивидуального сознания и Сущего в целом. И выработали способы понимания этих вещей и существования с этим пониманием.

Пациент приходит в терапию, обычно, по конкретному поводу – какими-то психосоматическими проблемами, головными болями, например, депрессией и т.д., предполагая, что причина вот где-то тут рядом, лежит в онтическом плане бытия, старательно отворачиваясь от Ужаса Небытия, самого факта возможности небытия, лежащего в онтологическом плане.

Разумеется, приглушить боль можно и оставшись на онтическом плане – антидепрессантами, краткосрочной терапией, это выбор самого человека. Но он может выбрать и работу на более глубоком уровне – глубинном понимании себя, себя в этом мире, понимании конечности своего существования (по крайней мере - в нынешнем модусе своего бытия) и принятии этой конечности.

Мой субъективный выбор – работать с онтологическим планом и с самим собой – чтении соответствующих книг, общении с людьми, которым интересны и близки эти темы, обсуждении с ними этих тем. Обсуждении вопросов, касающихся онтологического плана бытия со своим терапевтом и коллегами. Ну, и помощи другим людям — в том числе клиентам, приходящим на терапию в поисках лучшего понимания себя, своей соотнесенности с фундаментальными вопросами бытия, способности выдерживать и эмоционально справляться с этими вопросами.

 

Францев Максим



Что интересного на портале?