За что художники любят и ненавидят Фрейда

Психоанализ, открытый Фрейдом в начале ХХ века, не ограничился лечением неврозов. Он попытался объяснить культуру и искусство. И в частности, ответить на вопросы о том, что происходит у художника внутри и как создаются гениальные картины. Основная идея Фрейда состояла в том, что художественное произведение — это фантазия художника или сон наяву, подобный сновидению невротика.

А раз психоанализ уже научился расшифровывать сны пациентов — распознавать в них скрытые влечения и конфликты, то почему бы не применить толкование к фантазиям художников, чтобы понять скрытый смысл произведения?

Такой подход, с одной стороны, исследовал биографию автора, изучал особенности его личности по историческим документам. А с другой — находил вытесненные влечения, комплексы, тревоги, которые были символически зашифрованы в художественном произведении и могли объяснить особенности личности автора. Так на кушетке аналитика оказались ни о чем не подозревающие художники и писатели. А мир узнал, что у гениев внутри полным-полно комплексов и конфликтов.

Леонардо на кушетке

В 1910 году Фрейд взялся за анализ Леонардо да Винчи. Личность гения эпохи Возрождения исследовалась на основе имеющихся биографических данных, раннего детского воспоминания художника и интерпретации его произведений. Фрейд проследил, как перипетии детства художника сформировали особенности его характера, его гомосексуальную склонность и особенности его творчества.

По Фрейду, картина Леонардо «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»наглядно демонстрирует ситуацию раннего детства художника. На картине Мария изображена на лоне своей матери Анны, а младенец Христос — на лоне Марии. Согласно общепринятой искусствоведческой трактовке сюжета, Христос обнимает ягненка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается его сдержать. Вот что обнаружил Фрейд.

Будучи незаконно рожденным сыном крестьянки Катерины, Леонардо был разлучен с ней в раннем возрасте и примерно с трех лет воспитывался в семье отца. Его мачехой стала очень юная донна Альбиера, новая жена отца. На картине Дева Мария и Святая Анна изображают «двух матерей» художника, их образы почти слиты воедино. Более ранняя по времени Анна является проекцией Катерины, она улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда, и другие женщины с картин Леонардо. По  Фрейду, это улыбка нежной и роковой матери-совратительницы, которая предопределила участь художника и его будущие лишения. Отсутствие в раннем детстве отца и «излишняя нежность матери оказали решающее влияние на формирование его характера и на последующую судьбу», лишив его мужских черт, утвердив сексуальную инертность.

Затем Фрейд анализирует детское воспоминание Леонардо, которое художник записал в своем дневнике. Когда «я лежал в колыбели, ко мне спустился коршун, открыл мне уста своим хвостом и много раз толкнул им мои губы». По Фрейду такая фантазия Леонардо похожа на сновидения женщин и гомосексуалов, исполняющих в сексуальных взаимоотношениях пассивную роль. За этой фантазией скрывается воспоминание о сосании материнской груди. При этом Фрейд отмечает, что коршун в египетской мифологии является символом материнства, и имеет признаки двух полов. Он говорит о том, что сам Леонардо был как детеныш коршуна, «имевший мать и не имевший отца». Фрейд отмечает, что образ коршуна из раннего воспоминания можно увидеть и в анализируемой им картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – в контурах одеяния Марии. При этом угол распущенного хвоста птицы направлен в рот младенца, то есть самого Леонардо, как и в детском видении художника.

Исторические сведения говорят, что Леонардо окружал себя красивыми молодыми людьми, одного из них он сделал наследником. Биографы сообщают, что у него не было ни романтических, ни сексуальных отношений с женщинами. Фрейда потрясло, что человек, который воспевал женскую красоту своими полотнами, остался бесчувственным к ним в жизни. На основе его биографии Фрейд описывает особый тип выбора гомосексуального объекта, основанной на нарциссической идентификации. Фрейд вводит термин нарциссизм впервые, имея в виду древнегреческий миф о Нарциссе — юноше, который увидел свое отражение в воде и влюбился в него, приняв за другого. Биографы отмечали, что Леонардо питал почти материнскую любовь к молодым людям, которыми себя окружал. Любовь художника к матери превратилась в идентификацию с ней. А в зрелом возрасте, обращая любовь на юношей своего окружения, он тем самым любит самого себя.

Искусство как симптом

Подход к анализу искусства, созданный Фрейдом, назвали патографическим. В нем произведение искусства будто подшивается к карте больного, становится симптомом патологии автора. Фрейд предполагает, что произведение искусства по своей природе является выражением конфликта. Этот подход не принимает во внимание эстетическую ценность произведения, творческий импульс и эстетические переживания. Основное его значение в том, что он пытается рассказать нам о психологической истории художника, его внутреннем мире и о том, как это отражается в созданных произведениях.

Интересно замечание Н. Гловер (1998), которая обнаруживает сходство подхода Фрейда с теорией эстетики эпохи романтизма. Обе модели заботит, в какой степени конкретное произведение отражает психику его автора и насколько работа оригинальна, спонтанна и искренна. Внешний мир, как он изображается на живописных полотнах или описывается поэзией, воспринимается прежде всего как проекция состояния художника. И произведение искусства является в основном экстернализацией внутреннего состояния художника. Подход Фрейда задается вопросом, какие глубинные чувства, психические состояния, конфликты и желания проявлены в произведении. Критик эпохи романтизма предполагает, что внутренний мир автора находит конкретное воплощение в произведении искусства. Романтический подход к творчеству несет определенную концепцию личности художника: художник представляется хрупким, особенно чувствительным или одержимым творческим безумием. И сегодня многие придерживаются того взгляда, что художники — это личности с особенно интенсивными и глубокими конфликтами, и это созвучно термину «патография».

Субъективность анализа

Такое исследование опирается на внешние данные при отсутствии клинических для того, чтобы обратиться к внутреннему миру художника. И это связано с опасностью, с одной стороны, неверных данных. А с другой стороны, понимание исследователя будет искажено из-за субъективности восприятия искусства. Пробуждающиеся в интерпретаторе бессознательные фантазии и чувства могут вторгаться и искажать интерпретацию произведения. В таких случаях в психоанализе говорят о вторгающемся контрпереносе.

Однако если критик может устоять перед этими опасностями, то полученная в результате интерпретация все-таки может иметь свою ценность. И это может происходить за счет бессознательного резонанса произведения искусства и критика.

Ведь не случайно Фрейда заинтересовала личность Леонардо да Винчи. Их ситуации детства похожи — у Фрейда также была очень молодая мать и сравнительно пожилой отец. И когда Фрейд писал очерк о Леонардо «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи», он все полнее понимал, что бессознательные гомосексуальные и параноидные стремления присущи человеку в норме.

В 1938 году тираж этой книги Фрейда был сожжен нацистами.

 

Литература:

З. Фрейд «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи»

Glover, N., «Psychoanalytic Aesthetics: An Introduction to the British School»

Ж.-М. Кинодо «Читая Фрейда»

2015-02-23
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?