Понятия оптимизма (лат. optimus – наилучший) и пессимизма (лат. pessimus – наихудший) рассматриваются и с философской, и с социологической, и с социально-психологической точек зрения. В психологической интерпретации понятия «оптимизм» существует достаточно большое количество его определений: и как свойство личности, и как положительное отношение человека к жизни и действительности, и как особое позитивное мироощущение, и как способ мышления, и т.д.
В психологии выделяют несколько направлений изучения оптимизма. Исследование диспозиционного оптимизма является одним из наиболее известных направлений, основателями и самыми авторитетными представителями которого можно считать Ч. Карвера и М. Шейера. Этот подход строится на основе общей теории саморегуляции поведения – теории (или модели) «Ожидаемой ценности» Дж. Аткинсона. В основе этой модели лежит постулат о том, что поведение строится вокруг некоторой цели, оно направлено на её достижение. С точки зрения мотивов человека цели могут иметь разную значимость или ценность.
Второй основной элемент данной модели – ожидание, которое выражается в чувстве уверенности или сомнении относительно достижения цели. Если у человека недостаточно уверенности в достижимости цели, то он не будет предпринимать усилий. Сомнение может воспрепятствовать началу действия или разрушить действие в ходе его совершения. Только если у человека достаточно уверенности, он инициирует действие и продолжает свои попытки достигнуть цели при столкновении с препятствиями. Когда люди уверены в конечном успехе, они продолжают действовать даже перед лицом значительных трудностей.
Говоря об оптимизме/пессимизме, Ч. Карвер и М. Шейер, имеют в виду широкое, проявляющееся в разных ситуациях, чувство уверенности или сомнения, связанное с обобщенными, касающимися разных сфер жизни, положительными или отрицательными ожиданиями. Сталкиваясь с препятствием, оптимисты более склонны действовать уверенно и настойчиво (даже если продвижения в направлении к цели незначительны), в то время как пессимисты склонны к сомнениям и колебаниям. Оптимисты уверены, что препятствие так или иначе может быть преодолено, в то время как пессимисты ожидают неудачи.
Следовательно, оптимистами можно назвать людей, склонных к позитивным ожиданиям относительно будущего; пессимисты, соответственно, более склонны к негативным ожиданиям.
В своем исследовании мы придерживались данного подхода, в котором оптимизм и пессимизм определен через особенности ожиданий человека, именно он оказался для нас наиболее близким. В качестве исследуемой выборки научный интерес представляли подростки. Приняли участие 120 учащихся девятых классов гимназий №7 и №11 г. Минска, из них 60 юношей и 60 девушек.
Предстояло ответить на ряд вопросов: в какой мере подросткам присущи оптимистичные ожидания, действительно ли оптимистичные подростки испытывают меньше страхов или, по крайней мере, они у них выражены в меньшей мере и др.
В исследовании применялись следующие психодиагностические методики: опросник «Виды страхов» И.П. Шкуратовой; методика LOT (Life Orientation Test – «Тест жизненных ориентаций» М. Шейера и Ч. Карвера). Все полученные данные исследования были обработаны с использованием программного пакета STATISTICA.7.0.
При анализе результатов, полученных при проведении методики LOT, направленной на измерение диспозиционного оптимизма, были получены следующие данные: выраженный оптимизм выявлен у 68% подростков, пессимизм – у 32%. Это означает, что большая половина испытуемых верит в себя и в положительные жизненные перспективы. Такие подростки характеризуются активным поиском решения проблемы, не зацикливаются на причинах своих неудач и проблем, отличаются энергичностью, твердостью духа, силой воли.
32% респондентов готовы порой уступать трудностям, довольствоваться малым, возможно, отрицают или игнорируют проблемы. Зачастую такие подростки характеризуются подавленным настроением, пониженной волей к каким-либо достижениям.
Значимых гендерных различий на данной выборке не выявлено: 67% девушек и 70% юношей придерживаются оптимистичных взглядов на жизнь, соответственно 33% девушек и 30% юношей – пессимистичных. Это подтвердила и статистическая обработка – достоверность различий выраженности оптимизма между выборками юношей и девушек составила Uэмп=1555 выше Uкр 0,05=1486.
При интерпретации данных, полученных в ходе проведения методики «Виды страхов», можно констатировать, что у 84% подростков преобладает низкий уровень наличия страхов, что является вполне закономерным для данной возрастной группы.
Среди всех видов страхов у испытуемых преобладают фобии (32%). Большинство респондентов боятся смерти близких людей, болезни, медицинских процедур, темноты, высоты. Вероятнее всего, они берут свое начало в дошкольном возрасте, в младшем школьном, когда среди всех видов страхов преобладают именно фобии. По мере взросления они убывают, но, как оказалось, сохраняют свое место и в подростковом возрасте.
Социальные страхи выявлены у четверти испытуемых (25%) и у 22% – учебные. Другими словами, подростки опасаются негативной оценки со стороны окружающих, боятся критики, предательства и утраты любви со стороны близких. Социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают именно в подростковом возрасте, поскольку на этом этапе развития ведущей деятельностью является общение со сверстниками. К учебным страхам относятся: боязнь получить плохую отметку, страх отвечать у доски, вызов родителей в школу. Несмотря на то, что учебная деятельность, как ведущая, отходит на второй план, учебные страхи также широко распространены у подростков. Криминальные страхи присутствуют у 12% подростков, мистические – у 9%.
Гендерные различия выявлены в основном по учебным и социальным страхам: девушки острее переживают социальные страхи, а юноши – учебные. Достоверность различий доказана применением U-критерия Манна-Уитни. Различия между двумя группами значимы, т.к. Uэмп=1251,5 ниже Uкр 0,01=1356.
В исследовании также выявлялось наличие возможной связи между оптимизмом (пессимизмом) и определенными видами страхов. Показатели всех переменных имели распределение отличное от нормального. Поэтому дальнейшая статистическая обработка проводилась с применением методов непараметрической статистики – с помощью корреляционного анализа по формуле Спирмена.
Прямая значимая связь выявлена у девушек между страхами и пессимизмом (r = 0,34 при p