Вы извините, но зачем ребенка с рождения к рукам приучать? Часть 2.

Многим мамам знакома обозначенная ситуация, и она вызывает тревогу и беспокойство. А еще можно заметить, что и отношения с близкими стали напряженные и конфликтные: "Ребенок все время на руках!" или "Нечегоприучатьк рукам!" или "Брать на руки или не брать?" Давайте продолжим исследовать эту тему.

Часто под фразой « с рождения приучать к рукам» звучат опасения родителей , чторебенок«не будет самостоятельным», «станет маменькиным сынком», «будет все время привлекать к себе внимание», «не даст родителям жить своей жизнью», «вырастит капризным и нытиком»… 
Предлагаю тщательнее присмотреться к слову «приучать». ПРИ – УЧАТЬ. ПРИ – про сокращение дистанции, про приближение, про присутствие рядом . УЧАТЬ – учить, передать опыт , показывать «как правильно», вырабатывать привычку, навык. Мы обычно говорим «приучать к горшку», «приучать чистить зубы», «приучать убирать игрушки за собой»… А что значит «приучать к рукам с рождения»? Это значит приучать своего ребенка чувствовать телесный контакт с Другим и самим собой, приучать ощущать заботу о себе, приучать чувствовать себя в безопасности, приучать ребенка к себе… Дистанция в первые 7-8 месяцев между матерью и младенцем должна быть максимально короткой, чтобы у ребенка развивалось его человеческое Я из точки спокойствия, из ресурса, а не из точки напряжения, тревоги и страха. 

Теперь про «Зачем приучать?». Ребенок, узнавший «короткую» дистанцию с первых месяцев своей жизни, наполненный (но- не перекормленный! ) заботой и чуткостью матери, после 7-8 месяцев легко «включает» функцию исследователя окружающего мира ( ползанье, пробование всего на зуб) и начинает «покидать» руки, «сползать» с них. И это происходит естественно. 
Исследовать мир для ребенка значит увеличивать расстояние с матерью ( или человеком её замещающим). Надёжные эмоциональные отношения между матерью и младенцем - основа развития любознательности и активности ребенка, его жизнестойкости, будущей учебной мотивации. 
Ребенок способен исследовать мир тогда, когда чувствует себя надежно и безопасно, когда он уверен в своей матери, что она никуда не исчезнет. Именно поэтому маленькие дети всегда поворачиваются и ищут мать, чтобы ощутить эту надежность и безопасность на расстоянии : «Она здесь. Она сидит на скамейке. Она никуда не делась. А я пойду дальше исследовать, как камешки из лопатки высыпаются в ведёрко». 

Трудно быть с ребенком в близком эмоциональном контакте тем матерям, у кого был опыт болезненных и травматичных отношений со своей матерью. В чем эта трудность может проявляться? Например,
- младенец плачет, мать не торопится его утешить, проявить чуткость; 
- мать отказывается брать на руки младенца, оставаться с ним наедине, каждый раз находя причины; 
- хочется быстрее выйти на работу или учёбу ( а младенцу только 2-5 месяцев, например), 
- позиция «У бабушки ( мужа)лучше получается его успокаивать, играть с ним, кормить его, гулять с ним», 
- постоянная раздражительность на ребенка, повышение голоса («Замолчи», «Как же ты мне надоел»…), физическое воздействие; 
- мать не реагирует на улыбку ребенка, не «агукает» в ответ. 

Поразмышляйте, а как складываются ваши отношения с вашим малышом?

Каквыреагируете на плачь ребенка? Что с вами в этот момент происходит?

Что для вас эта фраза "приучать ребенка с рождения к рукам"? Какими смыслами она наполнена? 

Присмотритесь к своему отношению к этой теме.

В третье части этой темы я обозначу, какие последствия возникают в развитии ребенка, приученного к рукам с рождения, и "не приученного" к рукам с рождения. Планируемая дата статьи - 11 мая.

Сенотова Светлана

Что интересного на портале?