Вперед за белым кроликом. Психологические игры - путь в детство или в будущее?

Алхимия любви, Денежный поток, Встреча с собой, Дороги перемен, Послания Вселенной - все чаще в своем окружении мы встречаем приглашения поиграть в трансформационныеилипсихологические игры. Признаюсь, когда я впервые услышала о таких играх, воображение настойчиво рисовало картинки гадания на картах таро или прокачивания энергии через чакры. Видимо, такие у меня ассоциации со словом "трансформационные". И все же любопытство взяло верх над рациональностью, и я открыла для себя дверь в игровой мир. Сейчас я уже сама провожу психологические игры и слову "трансформационные" предпочитаю слово "развивающие", но давайте обо всем по порядку.

Будучи психологом, я регулярно вижу в профессиональных сообществах обсуждения психологических игр, и они редко обходятся без накала страстей - противники и сторонники такого формата работы эмоционально отстаивают свои точки зрения. Основной прицел критики:игране воспринимается всерьез, и поэтому не может лежать в основе проработки серьезных психологических вопросов. Попробуем разобраться что же это за формат - психологическая игра, и для каких целей ее уместно применять.

Насыщенность современной жизни приводит к тому, что люди берут на себя все больше ответственности, стараясь делать то, что нужно, быстрее, чтобы успеть больше. И все это происходит в условиях максимальной концентрации внимания и серьезности: мы тут не ерундой какой-то занимаемся, нам не до шуток. Многозадачность - и как итог стресс, нарушения внимания, снижение эффективности. Качественный досуг становится жизненно необходимым для восстановления сил. Несколько лет назад, как один из видов досуга вжизньактивно вошли настольные игры. Тренд стал буквально глотком воздуха для взрослых, серьезных, ответственных людей - игровые клубы, магазины, тайм-кафе, игровые фестивали и посиделки с друзьями стали частью повседневной жизни. Игра подсознательно воспринимается как удовольствие родом из детства - ролевые игры, компьютерные, настольные, квесты - все это вызывает интерес, азарт и дает передышку мозгу. Профессионалы из разных сфер деятельности стали задумываться о том, как можно использовать игру в развивающих целях для того, чтобы она приносила не только удовольствие, но и пользу. Стереотипно полезные занятия воспринимаются как требующие напряжения, тогда как в игре можно отдохнуть и получить удовольствие. Управленцы, специалисты по обучению, HR-специалисты, маркетологи, консультанты и психологи начали применять в работе элементы игропрактики - использования игровых элементов. Игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Появилось даже слово эдьютейнмент (англ. edutainment) - различные формы обучения без принуждения, буквально образовательное развлечение, обучение через развлечение, обучение как приключение. Разработчики Атласа профессий будущего (http://atlas100.ru) не могли проигнорировать это и включили в список такие профессии как Игромастер, Игропрактик, Игропедагог.

Ученые, проводящие опыты в лабораториях, и ребенок, играющий в песочнице, занимаются одним и тем же — познанием мира через эксперименты. «А что если?» — вот главный вопрос, который движет и учеными, и ребенком.


Психологи в своей работе используют различные игровые элементы, упражнения, ассоциативный и метафорический материал, песочную терапию, арт-терапию и другие проективные методики. Такие методики - один из методов психодиагностики, основанный на выявлении различных проекций в условиях эксперимента с последующей их интерпретацией.

Психологическая игра – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Основой психологических игр также стали проективные методики. Психологическая игра может помочь человеку исследовать себя, повысить самооценку, развить потенциальные возможности, выявить внутренние конфликты, страхи, уменьшить беспокойство и чувство вины. Спонтанные и направленные элементы игры — взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации, что само по себе может стать для игрока полем для исследования и развития. Приобретение разнообразного опыта в процессе игры происходит постепенно и незаметно. Игра способствует созданию взаимодействия между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет исследовать свои привычные модели поведения в различных ситуациях. В игре человек оказывается свободным от социальных ожиданий реальной жизни, а, значит, перед ним раскрываются широкие возможности самовыражения, что зачастую сложно для развития в реальных отношениях с миром.

Как и при групповой психотерапии психологическая игра создает особый контекст, в котором люди, естественным образом взаимодействуядругс другом, приобретают новые знания о других и о себе. В процессе взаимодействия участники игры помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Затем участники переносят эти способы взаимодействия в реальную жизнь. Наблюдая за другими в процессе игры и становясь участником игрового дискуссионного поля, участник обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется в реальной жизни. Игровой формат способствует тому, что каждый участник получает возможность свободного самовыражения, без критики и оценок, опыта неуспеха и отвержения. Важно также то, что степень глубины самоисследования каждый участник регулирует сам в комфортных для него рамках. С учетом этого ведущему важно быть скорее модератором и проводником и не брать на себя ответственность за интерпретации ассоциаций и метафор, появляющихся в процессе игровой механики. Результат игры в буквальном смысле слова складывается из материала заказчика - каждый участник находит ответы на свои вопросы сам через игровые инструменты и взаимодействие с другими участниками.


Важно иметь в виду тот факт, что психологическая игра как формат не является универсальным инструментом, не заменяет психотерапию и не может применяться
отдельно от возможности дальнейшей терапевтической проработки выводов и открытий, которые были получены участником в процессе игры. С учетом этого крайне важно наличие у ведущего игры психологического образования и опыта групповой и индивидуальной психологической работы.

Для кого этот формат и с какими запросами можно эффективно работать через игру? Игра может помочь участнику:

  • развить более позитивную «Я-концепцию»;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках; выработать стратегии управления своей жизнью;
  • в большей степени полагаться на самого себя;
  • провести своеобразную инвентаризацию своих ресурсов и их пожирателей, а через это снизить тревожность;
  • научиться целеполаганию и преобразовывать мечты в цели и задачи;
  • выявить и трансформировать убеждения, установки и принципы, которые мешают идти к своим целям;
  • выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений;
  • развить внутренний источник самооценки и обрести веру в самого себя.

Игра также развивает творческое и ассоциативное мышление, способствует развитию чувства юмора и легкого отношения к себе и к жизни. Игра может стать первым шагом для тех, кто не знаком с групповыми видами психотерапии, но есть желание попробовать. Игра также может быть полезна тем, у кого есть необходимость решить один локальный небольшой вопрос в жизни.


Кроме этого психологическая игра как явление на стыке психологии и развлечения может стать отличным сопровождением групповых мероприятий: встреча друзей, девичник, встреча выпускников, встреча учебного или рабочего коллектива и т.п.

Успех прохождения игры зависит от профессионализма ведущего, взаимодействия в группе, создания оптимальных условий (помещение, время) и наличия необходимых средств и материалов.

Мой вывод: психологическая игра с профессиональным ведущим - это интересно, весело, полезно, красиво и совершенно не страшно )

Юлия Тарасова

Что интересного на портале?