Вперед в прошлое или почему и как раньше жили без психологов

Меня периодически спрашивают на консультациях: «А как раньше жили без психологов? Все ведь выросли, и ничего!». Я всегда даю один и тот же ответ: «Да, все выросли. И вырастут. Но вот какое качество жизни будет у этого человека?..».

На вопрос о качестве жизни, конечно, нет и не будет однозначного ответа, уж слишком много факторов влияет на взрослеющую личность. Но тем не менее предлагаю вам порассуждать на тему влияния прошлого (а именно военного и послевоенного времени) на жизнь современных семей, а также о том, какие непродуктивные воспитательные стратегии мы, современные родители, периодически неосознанно берем из этого прошлого.

Свой небольшой анализ хочу начать с продолжения беседы с моей бабушкой, родившейся во время войны и познавшей все тяготы послевоенного периода. Первую часть этой истории можно прочесть по ссылке Дети войны. История моей бабушки

Со слов бабушки…

- Помню еще, когда уже ходила в школу, у нас появилась корова. В русской печи мы топили молоко, да вообще в русской печи все готовили. И вот однажды бабушка поставила молоко в печь топиться, а я захотела сама его достать. Полезла, а горшок тяжелый такой был, не удержала и пролила все молоко, весь дом в дыму был (смеется). Бабушка ругаться начала: «Не умеешь - не берись, - говорит, - вон теперь без молока остались».

«Не умеешь – не берись» - эти слова эхом отозвались в моем сердце. Меня пронзило понимание того, насколько уместны они были для того голодного послевоенного времени, просто не оставляющего выбора рассуждать иначе. А как часто вы слышите эти слова сейчас? Я слышу достаточно часто, и не только в своей практике, но и на улице, в магазинах, на детской площадке. «Не умеешь - не берись» - чем мы рискуем сейчас, говоря такие слова своим детям и лишая их не только возможности научиться, но и полностью уничтожая их познавательный и исследовательский интерес. «Не умеешь - не берись» - слова, которые являются пережитками прошлого, но так часто всплывают в родительских высказываниях сегодня. «Не умеешь – научись, пробуй, я помогу тебе, если понадобится», - подумала я о том, как думаю и говорю своей дочери, и продолжила разговор с бабушкой. 

В своих воспоминаниях бабушка упоминала о том, что в далеких 1947 – 1948 годах выдавали по 0,5 кг сахара в кусочках. Полкило сахара на 6 месяцев!!! На мой вопрос, как же такое количество «растягивали» на такой срок, бабушка ответила, что давали тем, кто заболевал, а также рассказала, смеясь, историю.

- Мама закапывала сахар в пшеницу - тогда уже начали давать пшеницу на трудодни. Я однажды увидала, в каком месте она сахар спрятала и сначала ходила, как лиса около винограда, охота же сладенького укусить, а потом, когда все на работу уехали,  пару кусочков сахара утащила и спрятала. Да закопала на завалинке в горячий песок, ума-то не было. Ушла довольная. А когда пришла за своим сахаром, стала откапывать, а его-то и нет!!! Я по песчинке все перебрала, все перерыла, так искала (смеется). А чего – лето же, сахар-то растаял. 

Перед написанием этой статьи, я  предварительно позвонила бабушке, чтобы уточнить некоторые факты. Среди этих уточнений был вопрос про сахар и про то, как она его спрятала. Бабушка спросила: «А тебе что, это тоже надо, ведь это такая глупость?..». На мой взгляд, эта ситуация крайне важна, т.к. очень ярко показывает потребности маленького ребенка, а также то, что меняются «времена и нравы», а вот потребности маленьких детей остаются неизменны. 

Беседуя с бабушкой, мне также очень хотелось понять, как и каким образом воспитывали детей в то время: во что играли и играли ли, что говорили, какие установки давали, кем и как осуществлялся присмотр за детьми и т.д. Из различных источников мне, конечно, известна общеполитическая ситуация в стране в то время, но… хотелось именно субъективизма.

- Бабуль, а когда ты была маленькой, кто смотрел за тобой? И вообще, кто присматривал за детьми в то время?

- Сами за собой смотрели, никто за нами не смотрел. Родители как уходили в 4 утра на работу, так только поздно вечером и возвращались. Мы дома были. Бабушка периодически приходила. Дома играешь - придет, посмотрит, что делаем, и все. За детьми либо старики смотрели, либо одних оставляли – никто не смотрел. Это потом только ясли стали открывать, садики…

...А теперь я хочу немного отойти от истории бабушки и поговорить о ситуации в целом, ведь такие беседы многое помогают расставить по своим местам. В то время люди жили не для себя. Их задачей было восстановить страну и сделать это как можно быстрее. Детям  того времени необходимо было быть послушными, удобными (не мешать взрослым на пути достижения государственных целей), помогать взрослым и нести на себе груз вполне недетской ответственности во всех сферах человеческой жизни. Моя бабушка, например, пошла работать в 14 лет, но в каждой семье, я уверена, эта ответственность проявлялась по-своему. Заниматься воспитанием детей в большинстве российских семей было некогда, но дети обладали абсолютно той же природой, что и сейчас, поэтому также капризничали, шалили, нарушали запреты взрослых. Времени на утешение и разъяснения не было, поэтому вполне объяснимыми стратегиями среди взрослых было запугивание, устыжение, обвинение и все, что могло быстро повлиять на взрослеющую личность. Быть другим, проявлять свои иные взгляды и тем более позволять это своим детям, было не просто не принято, а опасно. Дети росли, а основной задачей их родителей было обеспечить им выживание. В такой ситуации мысли о душевном благополучии и развитии внутреннего мира ребенка посещали родителей, я думаю, по остаточному принципу.



Важно помнить, что родитель может передать своему ребенку только то, что сам получил в детстве. То, что дают /не дают родители своим детям в том числе зависит от того, в какой период воспитывается ребенок, при каком государственном строе, при какой идеологии. Да, раньше не было психологов, ведь людей призывали думать не о себе, а о Родине, государстве, партии и т.д. Сейчас мы живем в тот период, когда много говорят о личной эффективности, о качестве жизни, о духовных ценностях. Изменилось все вокруг, но вот модели того страшного периода продолжают еще жить во многих семьях.

«Ах, какой плохой мальчик/девочка», «Будешь вести себя плохо - мама оставит тебя и уйдет», «Маме такой мальчик/девочка не нужен(а)», «Сейчас позову серого волка, и он тебя заберет», «Не ходи – упадешь» и так далее, и так далее. Такие слова я чаще слышу, конечно, от старшего поколения и при всем при этом вижу, как многие из них сами бояться быть собой, заявлять о своих потребностях, говорить с уверенностью «Я хочу», жить для себя, делать приятное себе. Я часто вижу, как многие из них боятся сделать первый шаг по новому для себя пути, находя миллионы причин и отговорок не делать, как будто придет пресловутый серый волк в роли начальника, налоговой, школьного учителя ребенка и непременно их накажет. Кому-то удается совершать эти необычные для себя шаги, но это стоит таких усилий, как будто на плечах шагающего вперед человека сидит огромный племенной жеребец, периодически тяжелеющий или ржущий. Кто-то всю жизнь винит за свое детство своих родителей, болеет всеми подряд заболеваниями, так и не освободившись от тяжелого груза воспоминаний и не вздохнув полной грудью. А кто-то учится жить по-новому, без обид, без претензий, без ненужных травм – именно в этом и помогают психологи, а вот пользоваться или нет этой помощью – выбор каждого.

В завершении статьи хочется напомнить, что лучшее, что мы можем сделать для своих детей -  своим примером показать, как можно жить счастливо, что бояться – можно, что пробовать – нужно, что говорить о своих чувствах и желаниях – необходимо, что помощь – придет, что потребности – будут удовлетворены и главное, что наши мечты в наших руках….

Что интересного на портале?