Возможности метода креативной психотерапии в работе с подростками

Здравствуйте! Снова спешу поделиться опытом работы с детьми. Сегодня речь пойдет о применении креативной психотерапии в работе с подростками.

Известно, что подростки  - категория сложная и интересная. А трудные подростки – тем более. По крайней мере, для учителей. В процессе работы мне приходилось консультировать и тех детей, которые состоят на учете, и просто желающих пообщаться с психологом, и тех, кого направили ко мне родители. Не могу сказать, что «трудные» подростки особенно трудны в работе. Все интересны по-своему и в чем-то сложны тоже индивидуально. Но вернемся к нашей теме.

Продиктованная возрастными особенностями потребность ребенка в идентификации собственного Я порождает в сознании подростка ряд вопросов и противоречий, которые зачастую становятся камнем преткновения в общении с родителями, учителями. Либо вносят дисгармонию во внутреннее самоощущение взрослеющего человека. Подросток обретает «вторую семью» среди друзей, сверстников, которая, в свою очередь, создает ощущение принадлежности к группе, осознание своей роли в ней. У подростка вырабатывается тенденция к избеганию обсуждения проблем со взрослыми, отторжению родительской фигуры и недоверия к ней. Поэтому работа с ребенком на этом возрастном этапе требует особого подхода.

На помощь мне пришли так любимые многими проективные методики, для побуждения интереса у ребенка я также использовала ассоциативные тесты. Но для более глубокой работы наиболее эффективными мне показались методы креативной психотерапии.

Для удобства работы в школе я подготовила в качестве инструментария карточки с различными изображениями (люди, домашние и дикие животные, природа, транспорт, здания, символика смерти и т.д.). Также в процессе рефлексии я использовала пластилин.

Консультация подростка строилась на формулировке проблемы, выбора фигуры себя из имеющихся карточек, фигуры проблемы, проигрывании диалога между этими фигурами, возникновении новых «персонажей» или олицетворенных эмоций и так далее. Когда диалог достигал конструктивных решений проблемы или некоторой степени осознания подростком ситуации и завершенности, я просила ребенка вылепить из пластилина свое состояние на текущий момент времени. К вылепленному персонажу (или предмету) ребенок дополнительно давал некоторую вербальную характеристику. В конце консультации мы аккуратно упаковывали пластилиновую инсталляцию и оставляли ее ждать следующей встречи. В процессе последующих консультаций ребенок мог изменять, добавлять детали или же уничтожить «фигурку состояния».

Для меня было очень важно, что в процессе творчества удавалось затронуть ту часть проблемы, пробудить  те вопросы в сознании подростка, которые он «прятал» от внешнего мира, а возможно, и от самого себя.

Сейчас, ведя регулярные консультации у нескольких подростков, я вижу, что методы креативной психотерапии для меня ценны и полезны. Заодно и детям интересно. А мне интересно с ними работать и искать новые методы и подходы к их внутреннему миру.

А пока у меня все. Спасибо!

2016-03-21
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?