Собираясь организовать интернет-курс или, если быть точнее, терапевтическую он-лайн группу«Тело, еда, осознанность», я села писать программу.
Я несколько лет собираю теоретическую и практическую информацию по следующим темам:
- психология лишнего веса
- психология похудения
- работа с запросом «хочу похудеть»
- работа с клиентами с лишним весом
- психология зависимостей
- работа с зависимостями
Я читаю, исследую, прохожу обучение, изучаю последние тенденции, индивидуально работаю с клиентами, провожу тренинги.
За то время, которое я посвятила изучению и работе по этим направлениям, мои взгляды на проблему менялись. Чтобы не вдаваться в подробности и не уходить в пространные рассуждения, хочу рассказать о моих сегодняшних взглядах, о том, к чему я пришла. Уверена, что это не окончательный вариант и я буду развивать свои взгляды и дальше.
Еще оговорюсь, что на сегодняшний день у меня нет цели сделать клиентов худыми, нет стремления к их идеальной внешности, а есть желание наладить здоровое пищевое поведение. Я ушла от обещаний своим клиентам, что они непременно станут стройными после прохождения моих программ, хотя это и стоило мне больших усилий над собой, надеюсь специалисты меня поймут в этом.
Итак, 6 равнозначных блоков или направлений работы по восстановлению пищевого поведения. Хочу обратить внимание, что порядок проведения блоков пока я не определила, но не уверена, что будет именно так.
1 блок «Восстановление чувствительности».
Если обращаться к теории гештальт-подхода, то любое действие начинается с определения того, что я хочу. С одной стороны это кажется простым: прислушиваться к себе, распознавать сигналы и потребности, уметь их анализировать. С другой, именно эта часть отсутствует у клиентов с нарушенным пищевым поведением.
Блок содержит следующие составляющие:
- телесные практики (наверное самая сложная часть для интернет-курса)
- медитативные практики
- релаксации и концентрация
- тренировка сознавания
- включенность в здесь и сейчас
- тренировка различения своих потребностей
Здесь же будет много работы именно с едой и процессом еды: медитации с едой, исследование вкусов и текстур, качества еды, способов еды. Вопросы «Как я ем? Что я ем?» и т.д. Главным лозунгом в этой работе будет: ешь, когда голодна, ешь что хочешь и получай удовольствие.
Если даже говорить только о пищевом поведении, то становится очевидным, насколько эта часть может предопределить адекватное пищевое поведение. Хотя уверена, изменения в этой сфере сказутся в целом на всех сферах жизни.
2 блок «Работа с самооценкой».
Возможно в названии этого блока я использовала попсовое слово, то есть, употребляемое излишне часто и уже утратившее свою смысловую нагрузку, но все же я хочу использовать именно его, потому что оно чудесно отражает суть этой работы.
Как-то в своей практике на мастер-классе я услышала такую фразу от одной участницы: «Надеюсь, вы здесь не будете убеждать нас, что мы и так красивые? Мне надо похудеть!» Это было три года назад и тогда я ответила: «Нет, конечно я помогу вам похудеть» Сегодня я так не отвечу.
Да, в этом блоке я буду работать именно на принятие себя. Называйте это как хотите, но я не буду ставить цели похудеть. И вот почему: в слове самооценка есть одна неприятная составляющая – «оценка». Я считаю, что главная проблема всех людей, отчаянно борющихся с лишним весом – это оценивание себя в полярностях «хорошо-плохо», «толстая-худая», «красивая-страшная» и т.д.
И именно это постоянное оценивание себя, даже если оно условно позитивное, останавливает от делания. Страх получить оценку, страх не получить оценку, страх не достигнуть желаемого, мысли о том как я буду выглядеть, страх сорваться и уйти в чувство вины (об этом чуть позже), ругание себя, иллюзии, что вот если бы я взяла себя в руки, то... и т.д. Позитивная оценка тоже останавливает, ведь любое действие может ее разрушить.
Моя задача привести клиентов от проблем самооценки к деланию. Мой любимый преподаватель говорил фразу: «Делать иначе». Я считаю, что в этой фразе главное слово «Делать». Неважно как мы будем оценивать результат действия, опыт, но важно начать делать, взаимоДЕЙСТвовать с собой, с близкими, в нашем случае еще и с едой... Быть в контакте, если говорить гештальтистским языком.
С этим тоже большие сложности при нарушениях пищевого поведения: уход от реальности, затворничество, страхи контактировать с миром и т.д. Вот чему будет посвящена работа в этом блоке и не только.
3 блок «Терапевтическая работа в гештальт-подходе».
Все блоки, по большому счету, это терапевтическая работа, но именно этот блок будет посвящен таким темам:
- исследование вторичной выгоды нарушений пищевого поведения (Для чего мне это?)
- исследование отношений с близкими, которые будут отражать и внутренние отношения с самим собой
- поиск индивидуальных способов изменения сложившегося поведения
- тренировка нового поведения в терапевтическом формате, т.е. в безопасном пространстве
По моим (и не только) предположениям, нарушения пищевого поведения отражают нарушения контакта с окружающим миром, а именно с людьми. Восстановление этих отношений будет приводить клиентов и к восстановлению пищевого поведения.
4 блок «Информационный блок».
Это направление работы будет посвящено разрушению мифов о еде, здесь будет дана научная информация, приведены психологические и медицинские исследования вопросов питания. Но хоть это и «Информационный блок», здесь будет место работе с внутренними установками относительно еды.
Процесс питания на сегодняшний день наиболее мифологизированная сфера нашей жизни, отовсюду сыплется огромное количество информации касательно правил и норм питания, стандартов внешности, здоровья, а также диет, фитнеса и т.п. А с детства каждый из нас слышал множество родительских наставлений относительно еды. Мне навскидку первое что приходит в голову – это общество чистых тарелок из садика. А сколько этого в наших головах. Вот этой чистке, в том числе и терапевтической, будет посвящена эта работа.
5 блок «Работа с чувствами».
Стыд, вина, злость, страх, обида... Как распознать, как обращаться, куда девать, как отреагировать.
В этом блоке мы будем более тонко препарировать, разбирать, учиться осознавать и использовать во благо те чувства, которые вызывает наибольшие трудности у клиентов с нарушениями пищевого поведения.
6 блок, но не последний «Диагностический блок».
Я пишу о нем как о шестом, но на самом деле это будет предварительная работа перед курсом, в которой для меня важно провести глубокое психологическое обследование своих участников. Я никогда этого не делала раньше, диагностикой для меня была предварительная беседа и я не любила тесты. Но на сегодняшний момент я приняла решение провести эту работу. Это важно мне для более глубокого понимания моих участников, для ускорения процесса взаимодействия, а также для моей исследовательской работы по этой теме. Диагностика будет посвящена следующим вопросам: способам поведения в трудных ситуациях, эмоциональному состоянию на момент диагностики, умению понимать и обращаться с чувствами, самооценке, мотивации, доверию, самопринятию и эмпатии, физиологическим свойствам темперамента.
Вот к чему я пришла за последние 4 года работы в этой сфере и чем хотела поделиться. Буду рада вашим комментариям, дополнениям, возражениям. Хочу развиваться в этой деятельности, и уверена, что участие и живой интерес других специалистов мне в этом помогут. Правда я также хочу чтобы и вам эта статья помогла сориентироваться в такой сложной, на мой взгляд, теме.