Управление семьей: основные сегменты семейных отношений и поведения

44Управление семьей: основные сегменты семейных отношений и поведения
Управление семьей: основные сегменты семейных отношений и поведения

  

В своей предыдущей статье мы писали о четырех стереотипах представлений о человеке семейном:  «человеке расчетливом», «человек функциональном», «человеке любящем» и «человек моральном».

   Почему это так важно? Да потому, что, преломляясь в сознании супругов и остальных членов семьи, в том числе и ближайшего семейного окружения, они определят поступки этих людей, как в отдельно взятых конкретных ситуациях, так и в целом, если рассматривать уже общую линию поведения.

 Попробуем более детально расшифровать эти стереотипы.

  Стереотип «расчетливый человек».  Он предполагает, что жизнь в семье, начиная с периода знакомства и ухаживания,  подразумевает некий расчет, выгоду,  в том числе (и не только!) экономического характера, а, например, самореализации в творческом плане.  Поэтому главная ставка в отношениях делается на приращении каких-то преимуществ. Человек, вступая в брак, получает нечто понятное и осязаемое – увеличение материального достатка, новый статус, должность, доступ в бизнес, новые творческие возможности и компетенции или какие-то другие ресурсы. Супруги, да и члены семьи, в данном случае вовсе не считают, что в их отношениях этим и ограничивается, но придают получаемой выгоде, расчету решающее значение. При этом не исключено,  что наличие этого стереотипа в отношениях и в поведении носит не всегда осознаваемый характер.

  Тот, кто в этих материальных и нематериальных выгодах преуспел, тот, согласно логике этого стереотипа и «играет  ведущую скрипку» в семье или, по крайней мере,  имеет очень веский довод при всех семейных конфликтах и противостояниях.  Конкретно этот стереотип проявляется в таких фразах, как: «Мы живем за счет моих родителей!», «Ты женился на мне, чтобы получить работу у папы!», «Я столько всего в тебя вложил!», но и: «Ты столько для меня сделал!» и т.д. Стереотип того, что его вклад в семью (и, конкретно, в партнера) выше, чем вклад партнера, играет в данном случае ведущую роль в отношениях и супругов, и членов семьи.  Он живет в их сознании, то, вспыхивая ярким светом,  особенно тогда, когда позитивно-эмоциональная составляющая в жизни супружеской пары начинает сходить на нет,  то,  затухая, когда становится очевидным, что апелляция к таким аргументам ничего, кроме проблем семье не наносит. Впрочем, может быть и все наоборот.

 

Стереотип «человек функциональный».  Хорошо подходит к семьям традиционного типа, где все роли, которые выполняли члены семьи, расписывались заранее, были очевидны, а их исполнение довольно жестко контролировалось. Отчасти такой стереотип о том, какого рода отношения должны быть в семье, свойственен и многим молодым парам, втянутым в орбиту жестко структурированных деловых отношений на своей работе.  Семья – это приложение к работе: здесь спят, едят, занимаются сексом, воспитывают детей. Соответственно и человек в ней – это некое приложение, прибор, который должен работать идеально, а в случае «поломки», быстро «чиниться». Если же он «не чиниться», то должен заменяться на другой. «Живем ради семьи», «Живем только ради детей», «Главное быть успешными на работе» и т.п. – вот девизы жизни тех семей, где доминирует именно этот стереотип. Жизнь семьи – это жесткая включенность в деловые процессы, все прописано, все «под контролем», «шаг влево и ша вправо  вызывает, как минимум, бурю негативных эмоций.

 

 

Стереотип «Человек любящий».  Этот стереотип из тех, кто «в представлении не нуждается». Хотя на самом деле, наверное, это далеко не так.  Этот стереотип формируется  в результате чтения романтической любовной литературы,  прозы, поэзии, просмотра  соответствующих художественных отношений, возвышенных отношений, царящих  в семье,  в ближайшем кружении ребенка или молодого человека. Основная идея этого стереотипа понятна: «Без истинной любви в семье жить нельзя!». В отношениях и в поведении членов семьи этот стереотип проявляется в подчеркнуто нежном отношении к друг другу, искренне заботе, в особо приподнятой эмоциональной психологической атмосфере, в принятии партнера и членов семьи такими, какие они есть, без преследования какой-то корысти, выгоды только для себя.

 

Стереотип «человек моральный».  В основе этого стереотипа лежит принцип добровольного, но иногда и добровольно-принудительного подчинения человека особым морально-этическим требованиям и традициям, сложившимся в семейном кругу.  Такие требования формируются на основании совместно полученного опыта, соглашений, договоренностей, клятв  и т.п.  Морально-этические нормы, сложившиеся в семье, выступают в качестве регулятора поведения отдельного человека. Эта регулятивная функция проявляется в оценках поведения и поступков, как других людей, так и самого себя.  Нередко эти оценки биполярны, например: «Так вести себя членам нашей семьи недостойно, а достойно вести себя вот так».  Очевидно, что единая морально-нравственная шкала оценок  поступков и поведения окружающих в семье не может сложиться сразу, если вообще это возможно. Несовпадение этих оценок в жизни супругов и других членов семьи  часто приводит к краху ожиданий, разочарованию, а также смены шкалы оценок, постепенной или достаточно быстрой.  Таким образом, в семье формируется обязующие нормы и должно поведение, которое приветствуется, а также запрещающие нормы и отношение к поступкам и поведению, которое не приветствуется или осуждается прямым образом.

   Совмещаясь в сознании и поведении членов семьи,  эти стереотипы определяют четыре типа  семейных отношений и семейного поведения:  подчиненных долгу и семейным традициям (императивный сегмент),  подчиненных  жестким требованиям работы и семьи (фрустрациоонный сегмент),  подчиненных эмоциям и чувствам (эмоционально-чувственный сегмент),  подчиненных внутренним потребностям человека и внешнему стимулированию (стимулирующий сегмент).

 

Поделиться:


2012-11-01
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?