Учебная нагрузка растет, а надгробие перфекциониста предупреждает

В некрополе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, среди надгробий людей известных всему миру, я заметил интересную эпитафию. Не удержался и сделал фото. Надпись гласила, что юный граф Василий Васильевич умер от «чрезмерного прилежания к наукам».

 

 Согласитесь, умереть от прилежного учения и при нынешней учебной нагрузке многие опасаются, хотя, справедливости ради признаем, что далеко не всем удается.

В том, что стало «тяжело в ученье», принято ругать современную систему образования и учебные планы, предусматривающие непомерную учебную нагрузку. Подразумевается, что учиться становится все тяжелее, а требования к студентам и учащимся со временем увеличиваются.

Тяжело теперь учиться «на одни пятерки». А тут еще слово придумали для тех, кто пытается все нормы всех учебных программ выполнить – перфекционисты.

Мифы о постоянном ужесточении требований к «бедным студентам» передается «из поколения в поколение» (тех же самых студентов), воспевается в студенческом фольклоре, песнях и жалобах родителей студентов в соответствующие инстанции. (родителей-перфекционистов, конечно)

Но если сейчас требования растут, то значит раньше студентам было легче. Вот бы нынешнему студенту-перфекционисту да лет на двести назад, вот была бы «лафа».

Давайте попробуем сравнить.

В самом начале далекого 1827 года в Санкт-Петербурге умер юный граф Василий Васильевич, сын боевого генерала «от кавалерии» Василия Васильевича Орлова-Денисова, воевавшего против армии Наполеона 1806-1807, участника русско-шведской и турецкой войн, героя Отечественной войны 1812 года.

Отец юного графа вышел из донских казаков. Дворянство его дед получил за военные заслуги и удачно женился. Да и старший брат тоже служил в кавалерии. Видимо, Василию очень хотелось сделать военную карьеру. Очень-очень хотелось ему... или его отцу?

Надпись на надгробии гласит:

Здесь погребен Артилерийскаго Юнкерскаго Училища Портупей-Юнкер Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов.

Жизнь его прекратилась от чрезмернаго прилежания к наукам и отличнаго к службе усердия. Благонравие и дарования его обещевали вернаго слугу Государю и полезнаго сына отечеству.

Портупей-юнкер – это нечто вроде воинского звания (унтер-офицерского) в нашем понимании, соответствующее студенту последнего курса.

Артиллерийское училище, впоследствии именуемое Михайловским, а в советское время ставшее Краснознаменным, было учреждено в 1820 году и позволяло получить аналог нашего высшего образования с получением офицерского чина.

Получение образования, как и сейчас, занимало 5 лет (с учетом подготовительного класса) и предполагало условное разделение на две ступени: юнкерские и офицерские классы.

Поступить можно было только пройдя строгий экзамен. Переход из младших в старшие классы (курсы) – через еще более строгие экзамены. 

Учебная нагрузка была серьезной. Изучались математика, история, география, статистика, черчение, топография и тригонометрия.  Практические занятия по физике и электротехнике. Позднее – прикладная механика, начертательная геометрия и химия (минералогия – отдельно). Три десятка предметов дополняли такие «спецпредметы», как фортификация, гимнастика, или, например: иппология - наука о лошадях. А еще – обязательные дворянину вольтижировку, фехтование и танцы. Не забудем про закон Божий (то еще зубрилово), законоведение, всевозможные уставы и обязательное изучение кроме русского, еще и двух иностранных языков: французского и немецкого. Как и сейчас, выпускники проходили практику на военных заводах и в войсках.

По статистике первой половины восемнадцатого века, 50 % из поступивших (заметим – поступивших, после строгих экзаменов), не могли выполнить учебную программу первых двух классов и не переводились «на старшие курсы» т.е. в офицерские классы. Им присваивались звания «прапорщиков». Что приравнивалось, примерно к нашему среднетехническому образованию – техникуму или колледжу.

50 % отчисленных за два года – это сурово.  Для сравнения: в современном МГУ, по признанию ректора Садовничьего, отчисление студентов составляет «всего» от 5 до 10 % ежегодно.

На «старших курсах» - классах, отсеивалось еще примерно 27 %. Таким образом, закончить пятилетнее обучение удавалось примерно 23 % поступивших.

Продолжим сравнение с нынешним престижным МГУ, который удается закончить 75 % поступивших. (И я не уверен, что они учатся по 12 часов в день как, граф Орлов-Денисов)

Эти 23 % «счастливчиков», завершивших обучение, кроме обязательных четырех «пар» по 2 часа и прочих строевых и конных занятий, обязаны были остальное время заниматься, не имея права даже вставать из-за стола, и имели только два получасовых перерыва «личного времени», а начинали день с 5-ти утра (!).

 При такой насыщенной учебной программе и строгих требованиях, неудивительно, что к концу учебы юный портупей-юнкер, уже почти без пяти минут выпускник, не выдержал напряжение последнего курса и помер.

Тут бы и припомнить «проклятому царизму» издевательства над народом, да вот незадача: такие жесткие требования, предъявлялись к самой элите общества. Долгое время поступать в училище позволялось только потомственным дворянам.

Не знаю, то ли смерть юного 16-летнего графа Василия Васильевича Орлова-Денисова повлияла, то ли еще что, но именно с 1827-го года сделали некоторые послабления, например, отменили в Михайловском училище обязательные изнурительные разводы и подъем перенесли на 6.30 утра.

Теперь, читая статистику, что 25 процентов современных студентов МГУ не смогли дойти до заветного диплома, вспомните, что двести лет назад, в середине восемнадцатого века и 77 процентов отчисленных, не сильно смущали общество.

Юный Орлов-Денисов, мать которого была дочерью первого российского министра финансов, не пропал бы без образования. Тогда отчего так старался юноша? Возможно, трудно было соответствовать своему отцу, уже в 19 лет ставшему полковником и по свидетельствам современников: «с душою пламенною соединявшего нрав пылкий.». Возможно, богатырская фигура отца, да пример старшего брата подогревали такое рвение. Короткую прожил жизнь молодой граф-перфекционист Василий. Прилежно учился. Только «чрезмерно». И усердие проявлял не как все, а на «отлично». 

Но пользу Отечеству принесли те прапорщики, которые дослужились до генералов… потому что не умерли от учебы. И вот уже без малого двести лет, надгробие 16-летнего юноши предупреждает о вреде перфекционизма, как учащихся и студентов, так и их родителей.

А безутешный отец, растивший «вернаго слугу Государю» и не дождавшийся, когда его сын станет «полезен отечеству», построил на свои средства первый детский приют в Харькове. Как тогда было принято говорить "пожертвовал". 

Но это уже другая история…

Уважаемые родители, требуя от своих детей максимального результата, стоит задуматься. Ведь в большинстве профессий используется два - три школьных предмета, которые можно "нагнать" за считанные недели. Тогда какие цели преследуем мы достигая красной корочки во что бы то ни стало?

Иногда, «чрезмерное прилежание», стремление соответствовать и достигать любой ценой, может привести к психологическим срывам, неврозам, психосоматике и как итог, к хроническим заболеваниям.

Уважаемые родители, Вам дети нужны или… эпитафия?

Записаться на консультацию лично или по скайпу к автору статьи можно здесь:  http://www.logospc.com/ или по тел: +7 985 350-81-84 В центре «Логос» готовится программа для учащихся и студентов (а также, их родителей) «Успешные троечники». 


Что интересного на портале?