Таблица 1. Категории восприятия внутреннего мира и их эмпирические

Статья опубликована:

Деменева А.Е., Левченко Е.В. Эмпатия и восприятие внутреннего мира: имеется ли связь? // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психология эмпатии: современные подходы к проблеме и перспективы развития» / ВятГГУ. – Киров, 2007. – с.42-49.

 

     Английское слово empathy означает способность понимать чувства и проблемы других людей. Ее причиной признается наличие у наблюдателя сходного опыта [17]. В научной литературе этот феномен связывают со способностью личности постигать и реконструировать внутренний мир другого человека,  раскрывают через понятия сопереживания, сочувствия, чуткости, социальной сензитивности, идентификации, децентрации, интуиции. В  эмпатии выделяют аффективную и когнитивную составляющие и ведут споры о том, какая из них определяет ее сущность [14, 15].  

      В пользу аффективных теорий говорит то, что вопрос о результате эмпатии как отображении другого человека не ставится. Несмотря на то, что этот феномен невозможен без взаимодействия наблюдателя с Другим, последний выполняет лишь роль статиста: важен не он сам, а факт его наличия, присутствия в наличной ситуации. Другой выступает лишь как повод для развертывания ответной реакции, вся ответственность за которую целиком ложится на плечи наблюдателя.

           В представлениях об эмпатии особым образом отображаются одновременно и актуальный, и потенциальный режимы функционирования психики. С одной стороны, эмпатия – это актуальный отклик на взаимодействие с другим человеком в эмпатогенной ситуации. С другой  - это относительно устойчивая личностная характеристика, обеспечивающая готовность к такому отклику во многих подобных ситуациях. Однако первая из описанных сторон в анализе практически не представлена: в большей мере предпочитают говорить об особом эмпатийном потенциале личности [5, 16, 18].  Вместе с тем, независимо от величины этого потенциала,  наблюдатель осуществляет не только эпизодическое, ситуативное, но и систематическое восприятие и познание другого человека и его психики.        

             Исследование восприятия психики и психического – едва ли не самая сложная из исследовательских задач. В рамках теории межличностного восприятия изучено восприятие и познание Другого, его индивидуальности [4]. Однако, восприятие внутреннего мира другого человека не объясняется закономерностями межличностного восприятия, так как воспринимается не сам объект (другой человек и его внешне воспринимаемые характеристики), а нечто более сложное, не видимое «невооруженным взглядом» - внутренняя психическая реальность, жизнь другого субъекта [1, 13].

     Несмотря, однако, на всю сложность феномена внутреннего мира и методов его фиксирования, человеческому восприятию может быть доступно содержание психического, как собственного, так и другого человека. Сила человеческого восприятия такова, что человек может воспринимать как внешнее, внешний мир, так и внутреннее, внутренний мир. Восприятие внутреннего мира рассматривается в широком смысле. Внутренний мир является специфическим целостным объектом восприятия. Восприятие психических явлений возможно не только в случае самонаблюдения, но и в случае внешнего наблюдения – восприятие психических явлений, носителем которых является Другой (Е.В.Левченко, 1995) [8, 9]. При этом внутренний мир может принадлежать как самому субъекту, так и Другому. Однако, для воспринимающего субъекта нет жесткого разграничения собственно внутреннего и внешнего мира. В состав внутреннего мира он включает и объекты внешнего мира. Мы рассматриваем образ внутреннего мира с точки зрения того, как он феноменологически дан сознанию субъекта, поэтому в его состав вошли все характеристики, которые сам субъект относит к внутреннему миру.

     Возможно существование у субъекта образа как собственного внутреннего мира, так и внутреннего мира Другого; последний формируется путем непосредственного восприятия, наблюдения за проявлениями внутренней жизни Другого. Восприятие, как мы знаем, носит активный и избирательный характер. Как именно, какие элементы, составляющие внутреннего мира Другого воспринимает субъект в первую очередь – вопрос, ответ на который может иметь корни в проблеме эмпатии. Эмпатия как способность со-переживать, со-чувствовать, понимать другого человека может являться неким фактором, способствующим восприятию внутреннего мира Другого, построению более четкого и осознанного образа этого внутреннего мира.

    Объектом проведенного нами эмпирического исследования явилось восприятие внутреннего мира человека; предметом - феноменология восприятия внутреннего мира. В этом исследовании мы постарались учесть возможное влияние эмпатии на результат восприятия внутреннего мира. В исследовании приняли участие 150 студентов разных специальностей и курсов Пермского государственного университета: исторического, геологического, философско-социологического (57 мужчин и 93 женщины). Возраст участников исследования варьирует от 18 до 26 лет.

  Цель исследованиясостояла в изучении феноменологии восприятия человеком внутреннего мира в трех познавательных ситуациях: восприятие собственного внутреннего мира, внутреннего мира  близко знакомого человека и  внутреннего мира мало- или почти незнакомого человека. Одной из исследовательских задач являлась проверка гипотезы о возможной связи такой личностной особенности субъекта, как эмпатия, с показателями восприятия им внутреннего мира (во всех трех познавательных ситуациях). 

     В качестве основного метода была использована методика свободного самоотчета, задачей которой является исследование феноменологии восприятия внутреннего мира в том виде, в каком она дана сознанию субъекта. Участникам исследования предлагались следующие инструкции: «Опишите, пожалуйста, свой внутренний мир и то, что Вы можете наблюдать в нем в данный момент», «Опишите, пожалуйста, внутренний мир близко знакомого Вам человека и то, как Вы можете понимать (видеть, чувствовать и т.д.), что что-то происходит в его внутреннем мире», «Опишите, пожалуйста, внутренний мир мало- или почти незнакомого Вам человека и то, как вы можете понимать (видеть, чувствовать и т.д.), что что-то происходит в его внутреннем мире». 

    Для изучения эмпатии использовалась методика В.В.Бойко.

      Полученные методом свободного описания данные обрабатывались методом контент-анализа. При анализе законченных смысловых высказываний, являющихся эмпирическими индикаторами категорий, были выделены десять категорий контент-анализа текстов самоотчетов (см табл.1).

 

Таблица 1. Категории восприятия внутреннего мира и их эмпирическиеиндикаторы (данные метода свободного самоотчета)

 

Категория

Эмпирические индикаторы категории 

 

Метафорический образ

 «душа»;  «загадка»;  «тайна»;  «можно сравнить с призмой»; «чужая душа – потемки», «улитка, которая хочет позагорать», «дом, отремонтированный с фасада»; «красивая поляна»; «что-то светлое, заоблачное»; «сладкий ветерок»; «вязкое болото»

 

 

Характеристики внутреннего мира как целого

«не простой»; «очень сложен, многогранен»; «неуравновешенный мир»; «красочен и контрастен»; «достаточно ярок»; «глубокий»; «нечто большое или совсем маленькое»; «то, что нельзя объяснить словами»; «увлекателен, многообразен»; «малопонятен»

 

 

Эмоциональные явления

«его переживания»; «чувства»; «внутренняя радость»; «легкая тревожность»; «что чувствует»; «неадекватные эмоции»; «разочарования»; «страхи и заботы»;  «я сержусь»; «боится»; «переживает»; «много переживаний и тревог»

 

 

 

Когнитивная сфера

«его мысли»; «могу представить»;   «я не знаю»; «речь»; «представления»; «совокупность мыслей, суждений»; «насыщенность образами»; «всегда думаю об этом»; «я знаю, что это не так»; «интонации речи»

 

 

Поведение и деятельность

«его поведение»; «поступки, поведение»; «реакции на внешний мир»; «деятельность человека»; «как человек сам поступает»; «проявляется в поведении человека»; «по поведению, манере держаться»; «она предпринимала попытки...»

 

 

Индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира

«мое Я»; «знания»; «природные способности»; «спокойный, рассудительный, добрый»; «могу быть доброй или злой»; «личностные особенности»; «противоречивый человек»; «рассудительная и логичная»; «всегда активная»; «он очень добрый»; «человек уравновешенный очень»; «я очень сложный человек»; «доверчивая»

 

Мотивационная сфера

«его желания»; «его потребности»; «его желания, возможность или невозможность исполнения их»; «мотивы»; «то, что мне хочется сделать»; «не хочу...»; «нежелание быть как все»; «желание поскорее оказаться рядом с близким человеком»; «мечтаю поскорее придти домой»; «хочет чего-то нового и незнакомого»; «желание им поделиться»; «большое количество желаний, стремлений»

 

Психофизиологические и психические состояния

«что он ощущает»; «физическое состояние»; «усталость»; «смена настроений»; «по настроению»; «мне хорошо»; «очень устали»; «сиюминутное состояние»; «по душевному состоянию человека»; «нирвана»; «отсутствие забот, полная отрешенность»; «самочувствие»; «наполнен энергией»; «ему легко и спокойно»

 

 

Внешние явления

«действия сложившихся обстоятельств, обстановки»; «гармония с внешним миром»; «…влияющее абсолютно на все во внешнем мире»; «есть некоторые проблемы»; «люди»; «мама, семья»; «мои друзья»; «близкий человек»; «внешние воздействия»; «сестра»; «зависит от множества различных факторов: погода, окружение, проблемы...»; «воспитанники»

Система мировоззрения и субъективных смыслов

«идеалы»; «установки»; «система взглядов»; «мировоззрение»; «точка зрения»; «интересы»; «присутствует чувство юмора»; «их отношение к другим людям»; «ценит природу»; «проявляется в множестве моих интересов»; «любовь к музыке, фильмам»; «зачем я живу?»; «задумываюсь о смысле жизни»

 

    Все полученные категории были отнесены к различным компонентам в составе внутреннего мира:

-       объект (внешние явления);

-        действия и поведение (поведение и деятельность);

-       психические свойства (индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира);

-       психические процессы и состояния (эмоциональные явления, когнитивная сфера, мотивационная сфера, психофизиологические и психические состояния);

-       субъективные смыслы носителя внутреннего мира (система мировоззрения и субъективных смыслов).

     Две категории контент-анализа: «метафорический образ» и «характеристики внутреннего мира» - представляют собой способы целостного описания внутреннего мира. Данный набор категорий говорит о том, что субъект может описывать внутренний мир двумя способами: 1) как целое (через метафорический образ и присваивание характеристик внутреннему миру); 2) через отображение отдельных частей, составляющих внутреннего мира.

     При организации исследования мы вводили, меняя условия восприятия, три познавательные ситуации: «Я – Другой» (вербализация образа собственного внутреннего мира и внутреннего мира Другого); «Близко знакомый Другой – Малознакомый Другой». В качестве гипотезы, объясняющей цель такого разделения, послужило предположение о том, что при отображении внутреннего мира своего и чужого существует ряд различий, выражающихся в частоте запроса различных составляющих внутреннего мира.

     В двух познавательных ситуациях: «Я – Я»; «Я – Другой» имеются как общие, так и частные особенности отражения внутреннего мира.

   Общимдля образа внутреннего мира является набор выделяемых субъектом составляющих внутреннего мира, в который включаются:

1) целостные описания внутреннего мира;

2) описания действий и поведения его носителя;

3) описания психических свойств, процессов и состояний его носителя;

4) описания субъективных смыслов его носителя;

5) описания объектов внешнего мира.

   Различаетсяпри описаниисобственного внутреннего мира и внутреннего мира Другого частота обращения к составляющим внутреннего мира (частота обращения к той или иной категории).

  Так, чаще всего участники исследования предпочитают описывать свой внутренний мир через эмоциональные явления, наблюдаемые в себе (41,33%);  указания на объекты внешнего мира (34,67%), описания индивидуальных характеристик носителя внутреннего мира (30,67%). Таким образом, сам себя субъект воспринимает как Чувствующего, Переживающего.

    При описании внутреннего мира близко знакомого человека участники исследования чаще всего склонны обращать внимание на его (человека) индивидуальные характеристики (38,67%), указывать на различные эмоциональные явления (28%), явления когнитивной сферы (20%). Близко знакомый Другой воспринимается как Личность, Индивидуальность, обладающий различными потенциальными Свойствами и характеристиками.

   При описании внутреннего мира мало- или почти незнакомого человека упоминается  когнитивная сфера: мысли,  образы, названия различных познавательных процессов и их процессуальная сторона (33,33%), упоминаются индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира (25,33%), упоминается поведение (16,67%). Малознакомый Другой воспринимается как актуально проявляющий себя: Мыслящий, Воспринимающий, Говорящий и т.д.

     Общей тенденцией является частое обращение к метафорическому образу внутреннего мира: свой внутренний мир – 47,33%; внутренний мир близко знакомого человека – 36,67%; внутренний мир мало- или почти незнакомого человека – 30,67% (при снижении показателей от первой ситуации к третьей). 

        Данные, полученные при изучении описаний внутреннего мира, были соотнесены с  показателями эмпатии. Для этого методом кластерного анализа выборка была разделена на две группы (с высокими и низкими показателями эмпатии). Затем с помощью статистических методов (j-критерий Фишера, U-критерий Манна-Уитни, c2-квадрат) проводилось сравнение показателей частоты обращения к выделенным выше группам категорий. Результаты исследования показали, что исходное положение о том, что эмпатические способности являются тем условием, которое способствует пониманию, сочувствию Другому и должно способствовать более глубокому проникновению в его внутренний мир, не нашло подтверждения.  Для лиц с высокими показателями эмпатии выявлено лишь единственное статистически значимое различие: более частое употребление метафоры при описании собственного внутреннего мира. В описаниях внутреннего мира Другого различий между группами с разным уровнем эмпатических способностей выделено не было.

    Оказалось интересным соотнесение этого факта с данными по алекситимии, полученными на той же выборке с помощью Торонтской алекситимической шкалы. Наличие алекситимических черт у носителя внутреннего мира традиционно означает неспособность, затруднения в осознавании и вербализации собственных эмоциональных переживаний [7,10]. Предполагалось, что наличие алекситимических черт должно отразиться и на описаниях внутреннего мира: вызвать затруднения в экспликации или «бедность» описаний. Однако, результаты статистического анализа, выполненного по аналогичной описанной выше процедуре, показали, что лица с уровнем алекситимии выше среднего статистически превосходят лиц с уровнем алекситимии ниже среднего по частоте вербальных указаний на некоторые элементы внутреннего мира. При описании собственного внутреннего мира это - поведение и деятельность; индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; мотивационная сфера. При отображении внутреннего мира близко знакомого человека это - индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира. При обращении к внутреннему миру мало- или почти незнакомого человека это такие элементы, как индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира;  когнитивная сфера; мотивационная сфера и внешние явления. Это означает, что алекситимия, проявляясь в основном в эмоциональной сфере, наоборот, помогает субъекту лучше описывать целостный, интегральный феномен внутреннего мира.

 

     Таким образом, в ходе исследования были выяснено, что эмпатия не является одной из  предпосылок «успешного» восприятия внутреннего мира Другого, она не оказывает существенного влияния на это восприятие. Эмпатийные лица только чаще «уходят» в метафору при описании собственного внутреннего мира. Возможно, такой результат может быть связан с особенностями как методики изучения восприятия внутреннего мира,  (свободный самоотчет), так и методики измерения эмпатии, поэтому гипотезу о влиянии уровня эмпатии на восприятие внутреннего мира Другого нужно еще проверять и подтверждать с помощью иного методического аппарата.

     Другой причиной может служить особенность самого объекта познания – внутреннего мира. Такое целостное интегральное образование, как внутренний мир, и его восприятие мало подвержены влиянию таких факторов, как уровень эмпатии или алекситимии; воспринимать внутренний мир (и свой, и Другого) могут и эмпатийные, и малоэмпатийные лица. Такое восприятие не носит оттенка «вчувствования», а предполагает, в основном, отражение внутреннего мира в целом как особого интегрального образования, субъективной реальности человека.

     Также было выяснено, что уровень эмпатии и уровень алекситимии не связаны, не коррелируют статистически между собой, хотя предполагалось, что эти два параметра могут иметь обратные корреляционные связи (чем выше уровень алекситимии, тем ниже уровень эмпатии и наоборот).

Литература:
  1. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001. 319 с.
  2. Березина Т.Н. Интрапсихический пространственно-временной образный континуум как субъективная реальность // Психология личности. Новые исследования. М., 1998. с. 192-209.
  3.  Березина Т.Н. Исследования внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психологический журнал. 1999. т. 20. №5. с. 27-37.
  4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л, 1965. 122 с.
  5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. №2. с.147-158.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. №4. с.61-68.
  7. Ересько Д.Б., Исурина Г.С. и др. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах: Методическое пособие. СПб, 1999.
  8. Левченко Е.В. Психология познания в области психологии // актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А.Крылова. Экспериментальная и прикладная психология. Вып.14. СПб., Изд-во СпбГУ, 1995. с.42-49.
  9. Левченко Е.В. Психология познания в области психологии и практика // Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического общества. Т.4. Вып.5. Ярославль, 1998. с.16-21.

10. Проворотов В.М., Чернов Ю.Н. и др. Алекситимия // Журнал неврологии и психиатрии. 2000. №6. с.66-70.

11. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. М., 1992. 320 с.

12.  Роджерс К. Искусство консультирования и психотерапии. М., 2002. 966.

13. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2006. 392 стр.

14. Юсупов И.М. Эмпатия как условие эффективного педагогического общения // Психологичские условия повышения эффективности обучения в педвузе: межвуз.сборник научных трудов. – М., 1992. – с. 105-115.

15. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дисс. ... доктора психол. наук. СПб., 1995

16. Goldstein A.P., Michaels G.Y. Empathy development training, consequences. New Jersy, London. 1985. 287 p.

17. Longman dictionary of contemporary English / director Della Summer, 2005

18.  Rogers C.R. Empatic: an unappreciated way of being // The counseling psychologist. 1975. V.5. №2. p. 2-10.

 

2016-08-08
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?