Святая наука – услышать друг друга…

Давно известно, что способность слушать собеседника относится к числу тех, которые имеют особую цену. И совсем не зря говорят, что это – настоящее искусство. Оно включает в себя и умение услышать мысли собеседника, и способность вникнуть в то, что стоит за его словами. Это искусство построить диалог таким образом, чтобы расположить оппонента к себе, искренне заинтересоваться его мыслями, а при необходимости – направить разговор в нужное русло.

Практика показывает, что нет некоей единой формулы хорошего слушателя. Как именно следует воспринимать слова собеседника, зависит от множества факторов. Например, от его психотипа. Если разговор протекает в деловом ключе, то основной акцент делается на запоминании ключевой информации и периодическом повторе основных моментов беседы. И совсем другое дело – беседы личного характера. Здесь есть место и более непосредственному общению, и дружеским шуткам, и эмоционально окрашенным моментам, встречающимся в подобном разговоре.

Главное – внимание

Когда дело касается умения вести разговор, это действительно так. Искренний интерес к каждому слову собеседника, к тому, что он хочет выразить трудно переоценить. Способность внимать мыслям собеседника, умение пропускать через себя его мысли гораздо важнее, чем собственное красноречие. В том случае, когда вы на протяжении всей беседы не говорили сами излишне много, а переспрашивали собеседника, уточняли важные тезисы диалога, при необходимости повторяя их, то можете быть уверены: ваш оппонент, скорее всего, посчитал вас человеком, приятным во всех отношениях.

В процессе беседы самой правильной стратегией будет не беседовать о собственной персоне, а искренне интересоваться собеседником: его вкусами, предпочтениями, взглядами на те или иные аспекты жизни. Разумеется, можно и нужно вплетать в разговор и фрагменты о себе. Но уместно это делать для того, чтобы выстроить с собеседником начало устойчивого диалога.

Еще одна неотъемлемая часть хорошего слушателя – это так называемая подстройка под собеседника. Вы можете подстраиваться под темп его речи, мимику, под выражение лица и непроизвольные жесты, которыми сопровождается беседа. Такое «отзеркаливание» как бы подсказывает вашему оппоненту, что вы единомышленники и вам можно доверять. Как только у вас появится привычка «чувствовать» другого участника разговора, то все необходимые «подстройки» будут даваться вам достаточно легко.

Если говорить о зрительном контакте с собеседником, то здесь также есть свои тонкости. Важным моментом здесь является то, как именно вы смотрите на того, с кем говорите. Вы можете встретить огромное количество людей, которые в процессе разговора избегают смотреть в глаза своему собеседнику. Есть и такие, чей взгляд выражает недоверие, критическое восприятие сказанного другим, настрой на негативную оценку происходящего. Разумеется, это вряд ли будет способствовать пониманию и появлению взаимного доверия.

Отсюда можно сделать вывод, что умение смотреть в глаза также является очень важным моментом построения диалога. Позитивный, ободряющий, доброжелательный взгляд наверняка поможет установить в разговоре устойчивый контакт.

 Портрет хорошего собеседника

Для того чтобы стать собеседником, с которым интересно общаться, следует иметь понятие о таком термине как конфликтогены. Под ними понимают элементы диалога –слова или жесты – которые могут привести к негативному развитию беседы и возникновению конфликта. Разумеется, о них следует знать для того, чтобы в разговоре, по возможности, избегать. Резкие и негативные суждения и оценки, возражения, различного характера жалобы, обвинения и нелицеприятные отзывы о людях или обстоятельствах могут выстроить непреодолимый барьер на пути к действительно плодотворному общению.

В противовес конфликтогенам следует освоить и закрепить навык так называемого «тотального «Да». Его применение даст собеседнику уверенность в том, что он услышан и понят правильно. Те, кто в совершенстве овладел искусством слушать собеседника, повторяют вслух узловые моменты беседы. Если есть необходимость уточнить мысль, то уместно повторить ее своими словами, давая собеседнику понять, что вы не просто слушаете, а внимательно переосмысливаете сказанное им. Также могут оказаться полезными и знаки слушания, которыми сопровождается беседа. Кивание головой в процессе изложения того или иного тезиса, одобрительные междометия, реагирование глазами на важные моменты разговора – все это поможет собеседнику понять, что вы искренне интересуетесь происходящим.

Приемов грамотного слушания много, и начинать тренировать свое умение можно с любого из них. Однако специалисты сходятся во мнении, что одной из основных задач в этой области является приобретение навыков так называемого нерефлексивного слушания. Суть его состоит в том, что вы учитесь вникать в слова другого участника разговора, но при этом ваше собственное внешнее участие сводится к минимуму. Как только вы освоите этот навык, можно переходить к освоению активного слушания, позволяющего превратить обычный разговор в живой и конструктивный диалог.

Очень помогает в общении с женщинами и любыми другими взрослыми, которые находятся во власти чувств эмпатическое слушание. А также этот способ слушания помогает разговорить молчаливую обиду. 


Что интересного на портале?