Стиль привязанности – этостильотношений, который мы формируем в детстве со значимыми взрослыми. Стиль привязанности может оказыватьвлияниена всю нашу жизнь, последующие отношения с окружающими нас людьми и в целом на психологическое благополучие человека, поэтому эта тема интересная и очень важная.
Впервые о привязанности заговорил Джон Боулби в 50ые годы 20 века. Позднее Мэри Эйнсворт провела свой знаменитый эксперимент «Странная ситуация», по результатам которого она описала три основных стиля привязанности.
Так как исследования привязанности проводились на детях, я хочу рассмотреть несколько стадий формирования привязанности в первый год жизни человека:
Стадия, предшествующая привязанности – длится от рождения до трёх месяцев. На этой стадии дети никак не выделяют и не отдают предпочтения кому-то из тех, кто о них заботится. Кто бы ни пришёлихуспокоить, накормить или поменять им подгузник, это их успокоит. То есть, до трёх месяцев, нам не важно, кто о нас заботится, важно, чтобы заботились.
Вторая стадия – смешанная привязанность. Начиная от шести недель и до 7 месяцев (все дети разные, поэтому всё индивидуально) ребёнок начинает показывать своё предпочтение тому, кто о нём заботится. Чаще всего, это мама или папа. Но также это может быть няня, бабушка или ещё кто-то из близкого окружения. На этой стадии закладывается чувство доверия к тому, что тот, кто о нём заботится, реагирует на его нужды и потребности. Также ребёнок учится отличать близких от посторонних и лучше успокаивается, если рядом близкие люди.
Третья стадия длится примерно с 7 по 11 месяц. На этой стадии ребёнок показывает сильнуюпривязанностьи отдаёт ярко выраженное предпочтение одному из близких опекунов. Дети сильно протестуют, если их попробовать разлучить со значимым взрослым,онидемонстрируют сильную тревогу в окружении незнакомцев.
Четвёртая стадия начинает формироваться примерно с девятого месяца жизни. На этой стадии ребёнок формирует эмоциональные связи с людьми из близкого окружения, а не только с мамой. Это могут быть старшие братья и сёстры, папа, бабушки и дедушки.
После того, как мы рассмотрели стадии формирования привязанности, давайте посмотрим на стили привязанности, которые получаются в результате.
Первый стиль – безопасная привязанность. Если у ребёнка сформировался этот стиль привязанности, то он чувствует себя в безопасности рядом с близкими заботящимися о нём людьми. Если ребёнок расстроен или подвергся стрессу, он будет тянуться к своим родителям, искать у них поддержки. Этот стиль привязанности формируется, когда ребёнок знает, что он может рассчитывать на родителей, когда он плачет и ему плохо, что они успокоят его и позаботятся о нём. В этом случае ребёнок может использовать эту надёжную привязанность как безопасную базу, отталкиваясь от которой он будет чувствовать себя свободным исследовать окружающий его мир.
Второй стиль – небезопасная избегающая привязанность. Этот стиль формируется, если ребёнок не чувствует, что он может рассчитывать на своих родителей. Обычно это означает или то, что родителей физически нет рядом, когда ребёнку нужна поддержка, или в случае, если родители отвергают его или пренебрежительно относятся к его потребностям. Я хочу обратить внимание на то, что потребности имеются в виду не только и не столько физиологические, но и эмоциональные. Этот стиль привязанности можно наблюдать, когда ребёнок в стрессе, он расстроен, но он не ищет контакта с теми, кто о нём заботится. Или он не будет отдавать очевидного предпочтения своим родителям, а может искать утешения у совершенно незнакомого человека. Потому, что он толком не знает, кто о нём позаботится лучше.
Третий стиль привязанности – небезопасная противоречивая. Дети, у которых сформировался этот стиль привязанности, будут цепляться за своих родителей и чувствовать слишком сильную потребность в них. Когда мама приходит, чтобы успокоить такого ребёнка, он не успокаивается, он может отталкивать её. Некоторые дети могут даже ещё больше расстраиваться, когда мама приходит на помощь.
Четвёртый стиль – дезорганизованная привязанность. Дети, сформировавшие этот стиль привязанности, могут комбинировать разные модели поведения из предыдущих стилей. Этот стиль формируется в случае, если родители ведут себя противоречиво и непоследовательно. Иногда они могут быть поддерживающими и утешающими, а иногда – отвергающими и внушающими страх.
После того как мы рассмотрели разные стили привязанности, которые формируются в детстве, давайте посмотрим, что это значит для нас взрослых.
Исследования подтверждают связь ненадёжных стилей привязанности с большим количеством психологических проблем: посттравматическое расстройство, низкая самооценка, расстройства поведения, тревога и депрессия. Также ненадёжный стиль привязанности может привести к тому, что во взрослом возрасте человек не сможет строить и поддерживать близкие и безопасные отношения с окружающими его людьми.
Это значит, что большая часть всех психологических трудностей сейчас может быть связана с тем, какие отношения были у нас в детстве со значимыми взрослыми, а также с другими важными людьми на протяжении нашей жизни.
Поэтому если вы чувствуете, что у вас не получается справиться с трудностями в вашей жизни, особенно если вы замечаете, что одни и те же ситуации повторяются и не проходят сами по себе, это значит, что вам будет полезно поработать с психологом. Полезно вспомнить, какие отношения и травмы были у вас в детстве, попробовать найти взаимосвязи и закономерности с настоящим. Всем нам нужен кто-то, кто внимательно слушает нас, кто учит нас быть более бережным и поддерживающим для самого себя. Нам нужен кто-то, кто без оценки примет нас, кто-то, с кем мы можем выразить всё, что мы чувствуем. Этот опыт сам по себе может быть целебным.
Конечно, невозможно заново прожить детство и получить всё, что нам нужно было тогда, но возможно научиться получать заботу и поддержку от окружающих сейчас и, рано или поздно, научиться быть самому себе поддерживающим и безопасным взрослым.