Стать бизнес-тренером не напасть...

Пройдя подготовку по программе тренинг тренеров, или самостоятельно получив необходимые знания бизнес-тренер приступает к проведению тренингов и сталкивается с рядом сложностей, которые на практике приводят к незапланироваому отклонению от темы, потере контакта аудитории, игнорированию участниками тренинга заданий, как крайний вариант – уход с программы участников.

Как правило, у начинающего тренера ошибки относят к «волнению», «недостатку опыта». Порой ставятся  более серьезные диагнозы саамам тренером или окружением – «не моё», «маломотивированная группа», «нужно еще учиться»…

Однако, если начинающий тренер продолжает развиваться в данной профессии как правило, подобные ошибки претерпевают своего рода закрепление и приобретают индивидуальную окраску, становятся стилем, присущем данному тренеру.

 

Как в начале освоения профессии выработать правильную тактику поведения для наиболее эффективного развития тренерских навыков?

Использовав базовые понятия гештальт-терапии, основываясь на четырехлетнем наблюдении за развитием начинающих тренеров мы предприняли попытку ответить на этот вопрос.

 

Взаимодействие между тренером и группой представляет собой специфический вид контакта, к которому также можно применить понятия, которые традиционно в гештальте применяется к описанию взаимодействия между клиентом и терапевтом.

При этом, чем более здоровым этот контакт является, тем более эффективно взаимодействие на тренинге: потребности участников, связанные с тренингом реализуются.

Для того, чтобы этот контакт был осуществлен тренеру необходимо решить в числе прочих, две важные задачи:

1.                          Учитывать специфику контакта, делая максимально доступным взаимодействие с каждым из участников.

2.                          Преодолевать свой привычный механизм прерывания контакта во время взаимодействия с аудиторией.

 

Действия тренера по преодолению специфики контакта

 

Самопрезетация и презентация тренинга

Самопрезентация и короткий экскурс в программу тренинга, которая проходит на стадии предконтакта поможет участникам понять, что именно в данном месте и в данное время может быть реализована потребность в получении знаний и навыков. Несомненно, стадию предконтакта следует расширить и на время когда группа формируется, происходит ли это при продаже данного тренинга участникам, либо заказывает крупная компания тренинг для своих сотрудников, либо группа собирается иным способом.

Информация, которую получают участники до тренинга ни в коем случае не должна заменять самопрезентацию в начале тренинга. Во-первых, на практике оказывается, что представление участников о тренинге до его начала могут быть достаточно примерными или искаженными. В случае корпоративного тренинга информация проходит несколько фильтров, в виде компании – провайдера услуг, руководства компании-заказчика тренинга, отдела по работе с персоналом компании-заказчика, так что довольно сложно быть уверенным в том, что информация доходит своевременно и в таком виде, как была представлена изначально. В случае если тренер более тесно взаимодействует с будущими участниками группы, информация,  скорее всего, станет более достоверна, но, во-первых,  достаточно подробную самопрезентацию вряд ли удастся произвести на этой стадии, во-вторых, презентация тренинга, также станет достаточно эффективным инструментом, для того, чтобы продвинутся в актуализации потребности. Результат который достигается при помощи данного действия – уверенность группы, что в тренинге возможно реализовать свою потребность.

Прояснение ожиданий участников

Следующий важный момент, определяющий принцип взаимодействия в последующем ходе тренинга – возможность произнести участникам свои ожидания от тренинга. Как и в терапевтической сессии формируется контракт между группой и тренером. Это позволят кроме актуализации потребности  спрогнозировать ожидаемый результат взаимодействия. Как и в случае терапевтической сессии,  если ожидания не были прояснены, это может не отразиться на ходе ведения тренинга, но сильнее ощущается в завершении, когда определяется ценность  и результат, полученный участниками.

Расширение видения участников

Широко известен феномен, проявляющийся в терапевтическом взаимодействии, когда тема, заявленная первоначально клиентом, трансформируется в ходе сессии в потребность, напрямую не связанную с первоначально заявленной проблемой. По нашим наблюдениям, такой феномен очень широко распространен и в ходе тренингового  взаимодействия.  Участник до тренинга имеет определенный уровень развития навыка, который он считает достаточным для выполнения рабочих функций. Однако в ходе тренинга  встречается с другими участниками и имеет возможность сравнения и как следствие смещение шкалы оценки собственных навыков. Тренер, проактивно способствующий расширению видения также может предложить подобные шкалы оценки в начале и в конце тренинга. При применении подобных методик участником в конце может быть поставлена более низкая оценка, что свидетельствует о расширении видения на данную тему. Говоря языком гештальта, может актуализироваться новая потребность.

Применение вспомогательных средств

Для того, чтобы участники группы не выпадали из процесса и видели и слышали тренера важно не пренебрегать вспомогательными техническими средствами, а именно – использование маркерной и флипчартной доски, презентации, раздаточных материалов, видео- и аудиоматериалов. Простые и эффективные средства взаимодействия, которыми часто пренебрегают начинающие тренеры, ориентируясь на мастеров, покоряющих аудиторию своей харизмой. Чем больше группа, тем более необходимыми являются вспомогательные средства, и на наш взгляд, порой являются проявлением уважения к участникам группы. Иногда данные вспомогательные средства могут послужить скорее препятствие для контакта, что связано, скорее, с неумелым использованием технических средств и попыткой спрятаться за предложением контакта аудитории с техническим средством, нежели с самим тренером. Данный вопрос решается совершенствованием навыков владения техническими средствами. Следует отметить, что для эффективного взаимодействия не следует отдавать единственному способу построение контакта, а чередовать использование вспомогательных средств.

Ассимиляция опыта интерактивных взаимодействий

Наиболее распространенной ошибкой начинающего тренера при использовании интерактивных взаимодействий (игр, упражнений, ролевых взаимодействий) является отсутствие обсуждения, сбора обратной связи или анализа проведенного упражнения. Так, что во время тренинга накапливается незавершенные циклы контакта. Участники получают удовольствие от эмоционального контакта, однако потребности связанные с приобретением навыков не удовлетворяется, что, как правило, предъявляется тренеру в качестве претензии в конце тренинга, при высоком уровне осознавания у участников группы. Если такого предъявления не происходит, осознавание участников приходит позже и рассматривается как неэффективность пройденной тренинговой программы.

Перечисленные особенности контакта и варианты действий тренера, выступающие в качестве реакции на это взаимодействия вполне могут быть решены на сознательном уровне путем тщательной проработке программы и серьезной подготовкой к тренеру.

            Контакт между тренером и группой также может нарушаться иным образом. Проведение тренинга выступает как стрессовая ситуация, в основном за счет усиления проекционного механизма прерывания контакта, когда тренер воспринимает ситуацию взаимодействия с группой  как ситуацию оценки со стороны участников группы, что часто встречается при проработке подобных проблем в терапевтических сессиях. Также нами было отмечено, что проведение тренинга начинающим тренером вызывает актуализацию привычного механизма прерывания контакта. Часто это также переходит в своеобразный индивидуальный стиль при наращивании опыта проведения тренинга, что может восприниматься как позитивный момент, так и определенное ограничении в развитии и использовании разных способов для тренировки навыков средств.

 

Разберем стили поведения начинающего тренера в зависимости от привычного механизма прерывания контакта.

Конфлюэнция

Взаимодействие с группой может характеризоваться несоблюдением заявленного регламента упражнений и самого тренинга, так как тренер слишком идет за предъявленными активными участниками группы процессами. Часто встречается фиксация на взаимодействии с одним из участников группы, которая выключает тренера из взаимодействия с другими участниками и нарушает запланированный ход тренинга.  При достаточно активных агрессивных интервенциях со стороны участников группы может наблюдаться выход из тренерской роли.

Интроекция 

Характеризуется использованием «непереваренных» игр, упражнений, методик Так. как смысл данных техник не усвоен, они проводятся формализовано, следуя тому, как она была изучена в первоисточнике. Живой процесс требует внесения корректировок в общий процесс, для того, чтобы удовлетворить заявленные потребности участников. Однако следование описанному упражнению реализации потребности может не произойти. Действуя  жестко в соответствии с индивидуальными или профессиональными установками, которые также легко могут стать профессиональными мифами, тренер неминуемо не встречается с группой. Если только в группе не присутствуют такие же глубоко интроецированные участники, готовые к совместной рационализации и придерживающиеся тех же мифов. Сложности возникают при проведении интерактивных упражнений, в данных случаях наблюдается попытка поиска правильного стиля поведения или правильного ответа, что возможно лишь при отработке ограниченного количества навыков и совершенно невозможно при проведении ролевых игр.

Проекция

У тренеров с  развитым проекционным механизмом прерывания контакта, как отмечалось выше, существует больше страхов перед тренерской ролью. Характерно во взаимодействии приписывание участникам качеств, мыслей, чувств не связанных с реальностью. Это затрудняет достижение цели как во время итерактивных взаимодействий, так может проявляется и в иных способах взаимодействия с аудиторией. Мы наблюдали как особенно тревожные тренеры задают вопросы аудитории: «Вам вообще интересно?», «Вы молчите, потому  что это здоровый сон или вы слушаете?». Часто отсутствие контакта проявляется в виде монолога, в котором тренер исходя из своих проекций пытается определить угадать потребность аудитории.

Как правило опыт после проведения тренинга, как позитивный, так и негативный, не усваивается, так как феномены, происходящие во время тренинга приписываются ответственности участников. К примеру, откровенные неудачи при проведении того или иного блока воспринимаются как недостаточная готовность, лояльность аудитории, низкий уровень интеллекта участников и т.п.

Ретрофлексия

Так как в данном случае блокируется адресация чувства, происходящее на тренинге воспринимается как зависящее лишь от тренера, как правило. в расчет не берется энергия группы,  и поле контакта, формирующееся при совместном взаимодействии, что существенно обедняет возможности программы. Гигантский внутренний критик, который включается уже во время тренинга, может существенно повлиять и даже сорвать ход ведения тренинга. Когда механизм ретрофлекии включается после тренинга, это может прервать карьеру начинающего тренера, так как вина, испытываемая тренером грандиозна.

 

            Чтобы избежать подобных ошибок и надолго укорениться в профессии бизнес-тренера необходимо:

-постоянно проводить процесс-анализ проведенных тренингов,

-собирать обратную связь от участников тренинга,

-проходить супервизию у благожелательно настроенного коллеги,

-проходить личную терапию, прорабатывая привычные способы прерывания контакта     

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Что интересного на портале?