Сознание, подсознание, бессознательное. «Структура» и функции.

В настоящей статье постараюсь описать когнитивные процессы, которые протекают в каждый момент жизни любого живого существа с условным разделением их на три общепринятых «слоя»: сознательный, подсознательный и бессознательный. А также об общей структуре психосоматики и эффективности коррекционной работы на каждом из уровней.

  1. Сознание – это процесс мышления, включающий в себя логику, критику, анализ, рассудочное мышление. То есть это те процессы, с помощью которых любая входящая информация фильтруется, анализируется и систематизируется. Сознание – это то, что очень легко вербализировать, то есть, выразить словами. На сознательном уровне человек легко может солгать как другим людям, так и самому себе.
  2. Подсознание – это совокупность условных рефлексов, глубинных убеждений, привычек, автоматизмов, которые определяют устойчивые черты личности, а именно характер, темперамент, предрасположенность к тому или иному виду деятельности, типу реагирования на определенные обстоятельства и ситуации.

Подсознание является своеобразной «картой», с помощью которой индивид описывает для себя реальность - «территорию». В Нейро-Лингвистическом Программировании (НЛП) есть пресуппозиции (аксиомы) - «Карта не равна территории»  и «Карта не равна карте», которые  указывают на то, что призма, через которую каждый человек воспринимает окружающую действительность, не отражает её объективно, а отражает лишь то, как эта реальность воспринимается данным конкретным субъектом, исходя из наполнения его подсознания. Подсознание является тем самым слоем психики, который оказывает влияние, как на сознание, так и на бессознательное. Все подсознательные реакции находят своё отражение в различных телесных ощущениях. Примером того как различаются сознательные и бессознательные процессы может послужить такая ситуация: «Человек учится управлять автомобилем. В начале, он сознательно переключает передачи, сигналы и уделяет каждому этому действию достаточно своего внимания. В последующем он набирается опыта вождения и начинает действовать «на автомате», даже не задумываясь над тем, что нужно сделать что-то, то есть, его тело как бы само совершает необходимое действие. Это означает, что из слоя сознания эти действия перешли в подсознательный слой и у него выработался автоматизм на их совершение».

Есть два способа того как информация попадает в подсознание: научение и внушение (включая самовнушение).

Научение – это процесс повторения, который формирует нейронную связь, определяющую выработку условного рефлекса по принципу «стимул – реакция». Как в нашем примере с вождением.

Внушение – это процесс внедрения информации вподсознаниев обход критического фактора сознания. Внушение и самовнушение возможно в случаях, когда снижен критический фактор (шок, состояние доверия «авторитетному» источнику, гипнотическое внушение и т.д.). Например, молодой человек хотел познакомиться с девушкой, а та рассмеялась над ним, либо ещё как-то отреагировала, чем ввела его в высокую степень смущения. В этот момент он испытал эмоциональный всплеск, чем снизил критический фактор и сделал вывод (читай самовнушение), что знакомиться с девушками очень неприятно. При этом он сделал логическую ошибку в виде обобщения. Но самовнушение «залетело» в подсознательный слой. В последующем он будет «автоматически» испытывать неприятные ощущения даже от мысли о знакомстве с девушками, а любые попытки логически обосновать «безопасность» этого процесса не дадут никакого результата, так как, подсознание это более «значимый для выживания» слой и имеет приоритет над сознанием.       

То есть, зачастую подсознание содержит в себе установки, которые содержат логические ошибки и противоречат объективной реальности.

  • Бессознательное – это процессы, которые протекают в организме помимо воли субъекта. К ним относится кровообращение, обмен веществ, сердцебиение, потоотделение т другие. Запуск этих процессов обусловлен «выживательной необходимостью», которая заключается в том, что испытывая определенное чувство или эмоцию, субъект должен отреагировать на неё телесно (напасть/убежать/замереть/сжаться/вызвать рвоту/чихание/понос/слюноотделение/выделение пищеварительных ферментов и т.д.). Таким образом, бессознательное – это состояние тела, которое поставлено в прямую зависимость от подсознательных реакций на окружающий мир.
  • Если испытывать чувства и эмоции, но не реализовывать их возникают «перенапряжения» в психике и в теле, что вызывает психосоматические расстройства. Однако, зачастую реакция, которая «просится», может быть аморальной/асоциальной, а зачастую и уголовно преследуемой. Ведь нельзя же в социуме бить всех кого хочется побить, вступать в половую связь со всеми кто вызывает половое возбуждение, убегать каждый раз, когда испытываешьстрахи т.д.  Для того, чтобы избежать психологических проблем и психосоматических заболеваний, необходимо изменить подсознательное «содержимое», которое вызывает тот или иной тип реагирования в определенных ситуациях.

    Для того чтобы изменить содержимое подсознания используются те же самые - научение и внушение. Научение более долгий процесс, внушение - более быстрый.

    Однако, самую главную роль в эффективной коррекции, имеет диагностика истинной проблемы. Так как, логика подсознания очень нелогична. Для примера приведу недавний случай работы с фобией:

    Дано - страх полицейских.
    Что они тебе могут сделать?
    Подкинут наркотики!
    И что тогда произойдет?
    Меня посадят в тюрьму!
    Что самого страшного в этом факте?
    Мои жена и дети будут в опасности, а я не смогу ничем помочь!
    Представь, что всё это уже случилось! Что чувствуешь?
    Абреакция. Воспоминание как в 4 года не мог ничего сделать, когда пьяный отец бил мать.

    Соответственно, работать с полицейскими смысла не было никакого. Ключевой момент - это чувство беспомощности и выводы, которые были сделаны в 4 года и стали частью подсознания. А когда посмотрел ролик на Ютуб про то как полицейские подкинули кому-то наркотики - произошла активация этого чувства.

     





    Что интересного на портале?