Продолжаю тему консультирования родителей сложных, трудных подростков. В этой стать продолжаю этап диагностики. Я в своей работе использую диагностику в виде упражнений. Для чего? Для получения результата... Когда работаешь с подростком, который попал в тяжёлую жизненную ситуацию ситуацию, с подростком с девиантным поведением, то важно на первых этапах работы с родителями выяснить причину поведения подростка, а не забрасывать родителей опросниками из 100,200 и т.д. вопросов. Ведь и так понятно, что в воспитании допущены некоторые ошибки. Поэтому важно показать родителю, почемуподростоктак себя ведёт и чторебёнокхочет своим поведением сказать....
Основных причин проблемного поведения подростка (от 9 до 17) всего 4.
Я в ходе консультации предлагаю работать с диагностическими таблицами, так же привожу подробную инструкцию к ним:
Итак.
- Возьмите лист чистой бумаги и ручку.
- Запишите в самом верху листа проблемное поведение, которое вы выбрали.
Заметьте, что мы работаем не со всеми сразу сложностями, а именно с каким-то одним конкретным проблемным поведением.
- Я вам последовательно представлю 4 таблицы. Что с ними делать, я так же расскажу.
Напоминаю, что мы сейчас выясняем скрытую причину, по которой ребенок себя плохо ведет в семье, для того, чтобы эту причину проблемного поведения обезвредить, а значит исправить поведение ребенка.
Итак. Вот первая таблица.
Действия ребенка и его поведение
Реакция родителей
• Упрям.
• Часто спорит.
• Должен выиграть. Стоит на своём, даже если очевидно не прав
• Должен быть хозяином положения.
• Часто врет.
• Не подчиняется.
• Делает не то, о чем его просят, а все наоборот.
• Может отказаться вообще что-либо делать.
• Раздражается, злится, возмущается
• Чувствует себя побежденным.
• Чувствует, что ребенок бросает ему вызов, провоцирует его.
• Чувствует, что должен заставить ребенка
подчиниться.
• Принуждает ребенка подчиниться
• Пытается решить ситуацию криками, уговорами, ограничениями, наказаниями, шлепками.
У вас есть проблемное поведение ребенка. Вы наблюдаете, как ребенок себя ведет. И в ответ на его поведение у вас возникают определенные реакции.
Сейчас перед вами две колонки: «Действие ребенка и его поведение» и «Реакция родителей»
Поработаем с первой.
Прочитайте представленные пункты в первой колонке и выпишите на свой лист (либо подчеркните) именно те, которые характеризуют поведение вашего ребенка, по записанной вами сверху проблемной ситуации.
Например, если вы взяли такое проблемное поведение ребенка, как – не выполняет домашние обязанности, например – не моет за собой посуду после еды, вы смотрите, что характерно для его поведения из левой колонки таблицы:
Упрям? Да, упрям! – выписываете на свой лист (либо подчеркиваете)
Часто спорит? Да часто спорит! – выписываете на свой лист.
И точно так же по другим пунктам.
Но если какой-то из пунктов таблицы не подходит, вы его просто не записываете на свой лист.
Например, я дошел до пункта: Делает не то, о чем его просят, а все наоборот и понимаю, что этот пункт не подходит – ребенок так себя не ведет именно в этой проблемной ситуации – поэтому я этот пункт не переношу в свой лист.
Теперь переходим к правой колонке по такому же принципу.
У вас есть выбранное проблемное поведение ребенка, которое вы записали сверху вашего листа и вам надо выписать на свой лист (либо подчеркнуть) – то как вы реагируете в этой ситуации.
Прочитайте все пункты из правой колонки таблицы и на свой лист выпишите (либо подчеркните) только те, которые подходят к вам.
- Отлично! Вы сверились с таблицей и выписали на ваш лист (либо подчеркнули) только то, что подходит из предложенных пунктов. Теперь на вашем листе внизу вашего списка проведите параллельную черту. Т.о, мы обозначаем, что это первая таблица и работа по ней проведена.
Где-нибудь вверху поставьте №1. Это будет первая таблица. Помните, что у нас их 4.
- Теперь по первой таблице посчитайте количество выписанных вами пунктов в каждом столбике – слева и справа. Сложите их и где-то сбоку запишите общее число – какая совокупность пунктов у вас получилась по первой таблице.
Таблица 2
Действия ребенка и его поведение
Реакция родителей
• Мешает, надоедает.
• Выставляется на показ, старается быть «шутом» в школе.
• Может быть ленивым.
• Любит делать так, чтоб его поуговаривали
• Заставляет родителей уделять ему
внимание, например нытьём
• Думает: «Я любим, только если окружающие обращают на меня внимание».
• Может быть через чур угодливым.
• Может быть слишком обидчив.
• Может плохо учиться.
• Раздражается.
• Часто повторяет одно и тоже.
• Уговаривает.
• Пребывает в замешательстве.
• Считает, что ребенок отнимает у него слишком много времени.
• Ребенок ему надоедает.
• Пытается решить ситуацию криками, уговорами, ограничениями, наказаниями, шлепками.
Третья таблица
Действия ребенка и его поведение
Реакция родителей
• Может воровать.
• Злобный.
• Обижает детей, животных.
• Все разрушает.
• Может врать.
• Часто обвиняет других в несправедливости и в нечестности.
• Может верить, что он никому не нравится.
• Хочет свести счеты за ту боль, которую,
как он считает, ему причинили.
• Хочет казаться хуже, чем он есть на самом деле.
• Чувствует, что никто его не понимает.
• Душевная боль и непонимание.
• Злость.
• Желание свести счеты, отомстить.
• Не нравится свой ребенок.
• Считает ребенка не благодарным.
• Хочет проучить ребенка.
• Может настроить других членов семьи против ребенка или попросить их не разговаривать с ним.
• Может сказать о его поведении другому
родителю в надежде, что тот накажет его.
Четвертая таблица
Действия ребенка и его поведение
Реакция родителей
• Всем своим видом говорит: «Оставьте
меня в покое».
• Беспомощен.
• Может чувствовать себя глупым по
сравнению с окружающими.
• Сдается и не желает участвовать в мероприятии.
• Не хочет, чтобы от него что-то требовали.
• Может ставить себе слишком высокие
цели и не сделать ничего, так как все равно это слишком сложно.
• Сильно расстраивается и укоряет себя за ошибки и неоправданные ожидания
• Пытается подойти к ребенку с разных
сторон и разочаровывается, когда ему это не удается.
• Упрашивает или постоянно напоминает сделать что-то
• Может отказаться от попыток заставить его.
• Очень мало требует от ребенка.
• Жалеет ребенка.
• Хочет его спасти.
• Делает за ребенка то, что он может сделать сам.
• Злится, раздражается
Расшифровка.
Таблица №1 Борьба за власть,
Борьба за власть – ребенку не хватает собственного влияния
Он вам показывает кто главный. Что он сам прежде всего решает что делать и как поступить в каждой конкретной ситуации. Часто это происходит демонстративно.
Таблица №2 Привлечение внимания,
Привлечение внимания – когда ребенку не хватает признания
Ему необходимо поднять свою самооценку и увидеть от окружающих, что его ценят по достоинству.
Таблица №3 Месть,
Месть – ребёнок защищается
Он вам мстит и припоминает, он кипит или у него затаилась внутри обида на вас и при любом возможном случае он ее возмещает. Он знает за какие ниточки вас дернуть и успешно это делает.
№4 Уклонение
Уклонение – ребенку нужно побыть наедине с собой
Как это может выражаться в поведении, поступках?
Он всячески закрывается от вас и не допускает, при этом отвечает дежурное – все нормально, все хорошо.
И вот теперь когда выяснена причина проблемного поведения (опять делаю акцент на чётко сформулированной проблеме) психолог с клиентом выстраивает дальнейшую работу. Иногда бывает так (такое встречалось в моей практике), что родителю бывает достаточно понять причину, а дальше они сами решают проблему, в таком случае я своё мнение не навязываю, а иногда бывает, чтородительне соглашается с полученным результатом и в этом случае я так же своё мнение не навязываю, и работаю дальше...