Сложный подросток. Консультирование родителей. Часть 2


Продолжаю тему консультирования родителей сложных, трудных подростков. В этой стать продолжаю этап диагностики. Я в своей работе использую диагностику в виде упражнений. Для чего? Для получения результата... Когда работаешь с подростком, который попал в тяжёлую жизненную ситуацию ситуацию, с подростком с девиантным поведением, то важно на первых этапах работы с родителями выяснить причину поведения подростка, а не забрасывать родителей опросниками из 100,200 и т.д. вопросов. Ведь и так понятно, что в воспитании допущены некоторые ошибки. Поэтому важно показать родителю, почемуподростоктак себя ведёт и чторебёнокхочет своим поведением сказать....

Основных причин проблемного поведения подростка (от 9 до 17) всего 4. 

Я в ходе консультации предлагаю работать с  диагностическими таблицами, так же привожу подробную инструкцию к ним:

Итак.

  1. Возьмите лист чистой бумаги и ручку.
  2. Запишите в самом верху листа проблемное поведение, которое вы выбрали.

Заметьте, что мы работаем не со всеми сразу сложностями, а именно с каким-то одним конкретным проблемным поведением.

  • Я вам последовательно представлю 4 таблицы. Что с ними делать, я так же расскажу.

Напоминаю, что мы сейчас выясняем скрытую причину, по которой ребенок себя плохо ведет в семье, для того, чтобы эту причину проблемного поведения обезвредить, а значит исправить поведение ребенка.

 

Итак. Вот первая таблица.

 

      Действия ребенка и его поведение

                   Реакция родителей

• Упрям.

• Часто спорит.

• Должен выиграть. Стоит на своём, даже если очевидно не прав

• Должен быть хозяином положения.

• Часто врет.

• Не подчиняется.

• Делает не то, о чем его просят, а все наоборот.

• Может отказаться вообще что-либо делать.

• Раздражается, злится, возмущается

• Чувствует себя побежденным.

• Чувствует, что ребенок бросает ему вызов, провоцирует его.

• Чувствует, что должен заставить ребенка

подчиниться.

• Принуждает ребенка подчиниться

• Пытается решить ситуацию криками, уговорами, ограничениями, наказаниями, шлепками.

 

У вас есть проблемное поведение ребенка. Вы наблюдаете, как ребенок себя ведет. И в ответ на его поведение у вас возникают определенные реакции.  

Сейчас перед вами две колонки: «Действие ребенка и его поведение» и «Реакция родителей»

 

Поработаем с первой.

Прочитайте представленные пункты в первой колонке и выпишите на свой лист (либо подчеркните) именно те, которые характеризуют поведение вашего ребенка, по записанной вами сверху проблемной ситуации.

 

Например, если вы взяли такое проблемное поведение ребенка, как – не выполняет домашние обязанности, например – не моет за собой посуду после еды, вы смотрите, что характерно для его поведения из левой колонки таблицы:

Упрям? Да, упрям! – выписываете на свой лист (либо подчеркиваете)

Часто спорит? Да часто спорит! – выписываете на свой лист.

И точно так же по другим  пунктам.

Но если какой-то из пунктов таблицы не подходит, вы его просто не записываете на свой лист.

Например, я дошел до пункта: Делает не то, о чем его просят, а все наоборот и понимаю, что этот пункт не подходит – ребенок так себя не ведет именно в этой проблемной ситуации – поэтому я этот пункт не переношу в свой лист.

 

Теперь переходим к правой колонке по такому же принципу.

 

У вас есть выбранное проблемное поведение ребенка, которое вы записали сверху вашего листа и вам надо выписать на свой лист (либо подчеркнуть) – то как вы реагируете в этой ситуации.

Прочитайте все пункты из правой колонки таблицы и на свой лист выпишите (либо подчеркните) только те, которые подходят к вам.

 

  • Отлично! Вы сверились с таблицей и выписали на ваш лист (либо подчеркнули) только то, что подходит из предложенных пунктов. Теперь на вашем листе внизу вашего списка проведите параллельную черту. Т.о, мы обозначаем, что это первая таблица и работа по ней проведена.

Где-нибудь вверху поставьте №1. Это будет первая таблица. Помните, что у нас их 4.

 

  • Теперь по первой таблице посчитайте количество выписанных вами пунктов в каждом столбике – слева и справа. Сложите их и где-то сбоку запишите общее число – какая совокупность пунктов у вас получилась по первой таблице.

Таблица 2

      Действия ребенка  и его поведение

                   Реакция родителей

• Мешает, надоедает.

• Выставляется на показ, старается быть «шутом» в школе.

• Может быть ленивым.

• Любит делать так, чтоб его поуговаривали

• Заставляет родителей уделять ему

   внимание, например нытьём

• Думает: «Я любим, только если окружающие обращают на меня внимание».

• Может быть через чур угодливым.

• Может быть слишком обидчив.

• Может плохо учиться.

• Раздражается.

• Часто повторяет одно и тоже.

• Уговаривает.

• Пребывает в замешательстве.

• Считает, что ребенок отнимает у него слишком много времени.

• Ребенок ему надоедает.

• Пытается решить ситуацию криками, уговорами, ограничениями, наказаниями, шлепками.

 

 

Третья таблица

 

      Действия ребенка и его поведение

                   Реакция родителей

• Может воровать.

• Злобный.

• Обижает детей, животных.

• Все разрушает.

• Может врать.

• Часто обвиняет других в несправедливости и в нечестности.

• Может верить, что он никому не нравится.

• Хочет свести счеты за ту боль, которую,

как он считает, ему причинили.

• Хочет казаться хуже, чем он есть на самом деле.

• Чувствует, что никто его не понимает.

• Душевная боль и непонимание.

• Злость.

• Желание свести счеты, отомстить.

• Не нравится свой ребенок.

• Считает ребенка не благодарным.

• Хочет проучить ребенка.

• Может настроить других членов семьи против ребенка или попросить их не разговаривать с ним.

• Может сказать о его поведении другому

   родителю в надежде, что тот накажет его.

 

Четвертая таблица

 

      Действия ребенка и его поведение

                   Реакция родителей

• Всем своим видом говорит: «Оставьте

   меня в покое».

• Беспомощен.

• Может чувствовать себя глупым по

сравнению с окружающими.

• Сдается и не желает участвовать в мероприятии.

• Не хочет, чтобы от него что-то требовали.

• Может ставить себе слишком высокие

цели и не сделать ничего, так как все равно это слишком сложно.

• Сильно расстраивается и укоряет себя за ошибки и неоправданные ожидания

• Пытается подойти к ребенку с разных

сторон и разочаровывается, когда ему это не удается.

• Упрашивает или постоянно напоминает сделать что-то

• Может отказаться от попыток заставить его.

• Очень мало требует от ребенка.

• Жалеет ребенка.

• Хочет его спасти.

• Делает за ребенка то, что он может сделать сам.

• Злится, раздражается

 

Расшифровка.

Таблица №1 Борьба за власть,

Борьба за власть – ребенку не хватает собственного влияния

Он вам показывает кто главный. Что он сам прежде всего решает что делать и как поступить в каждой конкретной ситуации. Часто это происходит демонстративно.

 

Таблица №2 Привлечение внимания,

Привлечение внимания – когда ребенку не хватает признания

Ему необходимо поднять свою самооценку и увидеть от окружающих, что его ценят по достоинству.

 

Таблица №3 Месть,   

Месть – ребёнок защищается

Он вам мстит и припоминает, он кипит или у него затаилась внутри обида на вас и при любом возможном случае он ее возмещает. Он знает за какие ниточки вас дернуть и успешно это делает.

 

№4 Уклонение

Уклонение – ребенку нужно побыть наедине с собой

Как это может выражаться в поведении, поступках?

Он всячески закрывается от вас и не допускает, при этом отвечает дежурное – все нормально, все хорошо.

И вот теперь когда выяснена причина проблемного поведения (опять делаю акцент на чётко сформулированной проблеме) психолог с клиентом выстраивает дальнейшую работу. Иногда бывает так (такое встречалось в моей практике), что родителю бывает достаточно понять причину, а дальше они сами решают проблему, в таком случае я своё мнение не навязываю, а иногда бывает, чтородительне соглашается с полученным результатом и в этом случае я так же своё мнение не навязываю, и работаю дальше...

Оксана Алексеевна

Что интересного на портале?