Сказкотерапия- как самое эффективное и простое лекарство
от « душевных» проблем ребёнка .
Как помочь ребёнку справиться с трудностями ? Где взять « лекарство» от вредности, упрямства, жадности, застенчивости, жестокости и других детских проблем? Как помочь ребёнку избавиться от вредных привычек?
И как же понять внутренний мир ребёнка ? Что чувствует, что его беспокоит? Спросите напрямую- не всегда ответит. И не потому, что скрывает что- то, просто он ещё не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях , а уж тем более объяснять причины своих импульсов.И тогда на помощь придёт терапевтическая сказка.
Сказки – язык, который понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Именно с помощью образного языка можно общаться с ребёнком на очень глубоком уровне. К тому же сам факт общения на языке ребёнка , уже терапевтичен. Психологическую помощь своим детям родители могут оказать самостоятельно. Прекрасный инструмент, который может в этом помочь- это терапевтическая сказка.
Сказки- прекрасный способ донести до своего ребёнка какую- то мысль, помочь ему понять разные жизненные ситуации, свои накопленные эмоции, познакомиться с разными стратегиями поведения, позволяют ребёнку побывать на месте героя во всевозможных конфликтных ситуациях в « безопасных условиях» и попробовать новые способы решения конфликтов.
Слушать родительские нравоучения о том, что зубы надо чистить два раза в день- скучно. Другое дело- если родитель расскажет захватывающую историю о злобном кариесе, который строит норки в зубах ленивых малышей. Таких бытовых историй может быть целая куча на каждый случай жизни. Способна терапевтическая сказка исправлять и более сложные ситуации: вселять уверенность, учить дружбе, принятию и терпению.
Они помогают детям взглянуть на себя со стороны, лучше осознать свои эмоции, увидеть новые способы общения, а также и посмеяться, или позлиться вместе с героями сказок, но обязательно понять, что родители их любят такими, какие они есть, принимая и прощая их капризы.
Терапевтические сказки дают возможность ребёнку лучше понять себя и свои эмоции. Слушая сказку ребёнок получает знания о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах, это позволяет детям адаптироваться в разных жизненных ситуациях, используя опыт героев сказок, успешно преодолевать возрастные кризисы.
В мире существует огромное количество сказок. Но чтобы воздействие терапевтической сказки было эффективнее, лучше сочинить её самому, или вместе с ребёнком. Вас ждёт удивительный мир совместного творчества , который преодолевает все преграды .Можно красочно оформить текст: с иллюстрациями, рисунками ребёнка , его фотографиями. Можно предложить ребёнку маленький фрагмент сказки. При этом , описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола.
Развивайте воображение вашего ребёнка , его творческие способности , активизируйте его мышление, фантазию вопросами: « Как ты думаешь, что было дальше?»-, или предложите выбрать персонажей среди детских метафорических ассоциативных карт. Вместе с ребёнком создайте для героев безопасное волшебное пространство. В волшебном мире совсем не страшно столкнуться со своей проблемой .
Вместе с ребёнком вы вложите в сказку частичку вашей души. Сказка получится не только интересной, но ещё и полезной. Дети склонны к подражанию, хотите сформировать у ребёнка какие- либо качества, наделите главных героев своего произведения этими качествами , таким образом детям легче будет усвоить определённый стиль поведения.
Как заключительный завершающий этап- можно предложить драматизацию
« обыгрывание» сказки, или её частей. Дайте ребёнку возможность распределить роли, по необходимости задействуйте членов семьи, или игрушки. Когда читаете ребёнку сказку, подчеркивайте с помощью интонации выражения, которые герои используют для приветствия, выражения признательности, проявления вежливости и т.д. И эти фразы используйте обязательно и в инсценировке сказки.
Сказки- лишь инструменты, но в заботливых руках они могут творить чудеса.
В своей работе с детьми я часто применяю методы сказкотерапии и арт- терапии. Терапевтическая сказка даёт возможность запустить гармонизирующий процесс через воздействие метафорических образов на подсознание ребёнка , показать, что окружающий мир полон красоты и чудес, а радость в том, чтобы их замечать, даже в самых обычных вещах и мелочах. А арт- терапию использую- как исцеление творчеством.
Примером такой работы могу привести несколько сказок :
- «Гармонизирующая сказка для сестричек»- соперничество сестричек в семье.
- Повышение самооценки ребёнка и преодоление неуверенности в « Сказке о Принцессе, которая любила мечтать».
- И очень распространённая сейчас проблема: капризы, избирательность в еде: « Полезное питание для Полининого старания, или как овощи на грядке спорили».
Это не только сказки с большой любовью к детям и счастливым концом, но и в реальной жизни есть позитивные изменения и положительные результаты. Разумеется, что прежде, чем печатать сказки, я согласовала с родителями детей и получила на это разрешения.
Очень важно для решения проблемы ребёнка участие родителей, которые продолжают работу дома. Перед сном почитают терапевтическую сказку детям, побеседуют и поддержат ребёнка , мамин спокойный доброжелательный голос окажет успокаивающее действие, создаст благоприятную и комфортную обстановку для восприятия сказки и для засыпания. А значит , и для полноценного восстановления сил во время отдыха. После прочтения сказки вы можете продлить сказочный настрой. Для этого просто фантазируйте с ребёнком , развивая или изменяя сюжет.
Наша ответственность в том, чтобы внести свой вклад и научить наших детей- сделать мир более справедливым и гостеприимным для каждого человека- и в сказках, и наяву.
Пусть волшебство сказки помогает Вам быть в гармонии со своими детьми!
Сказочное путешествие двух сестричек.
Каждая девочка Царица.
Я расскажу вам историю о двух сестричках и о необыкновенном приключении, что с ними произошло. Вам интересно? Тогда слушайте.
В одном прекрасном городе, на берегу моря, в чудесной дружной семье жили – были две сестрички : длинные реснички, пышные косички, красивые глаза – мамина краса. У них были очень красивые имена: Аннабель и Магдалена.
И вот однажды, когда на Землю опускалась ночь и своим уютным сонным покрывалом легла на деревья, дома, улицы, вот, что случилось...
Когда уснули все дети и их милые игрушки, книги на полках, птички в саду, а рыбки в пруду .А на небе, словно яркие фонарики зажглись звёзды,и осветили лунным светом землю - пришло время сказки. Не спали только Магдалена и Аннабель. Затеяли девочки спор: « Кто красивее? Кто лучше? Кто важнее? Кто главнее?» Каждая из них хотела быть Царицей. И вдруг девочки увидели маленький огонёк в окошке. Огонёк приближался, и вот уже в комнате засиял нежным светом. И девочки увидели, что это прилетела маленькая Фея Сна.
Она пригласила сестричек на ночную сказочную прогулку, в Волшебную страну снов, которая находится в Царстве Цветов. Для того, чтобы сестрички легко и быстро передвигались, маленькая волшебница подарила им нежные крылышки, как у неё . Взмахнув волшебными крылышками, девочки отправились в путешествие.
Они очень удивились и обрадовались, когда увидели чудесную цветочную поляну. Ах как много цветов! И все они улыбаются. Алые цветы, синие, жёлтые , голубые и сиреневые, - точно на землю упала радуга и рассыпалась живыми искрами, разноцветными огоньками и яркими красками. Аннабель хочет быть царицей! Магдалена хочет быть царицей!- весело звенели полевые Колокольчики, качаясь на тоненьких зелёных ножках.
-«Ах, какие они смешные!»-шептали скромные Незабудки .
-«Что такое значит- быть царицей?- спрашивал синий полевой Василёк .
-«Очень просто, - вмешалась розовая Лилия.- Это так просто, что и объяснять не нужно. Царица- это когда цветок розовый, как я. Другими словами: Девочки хотят быть Лилиями».
Все весело засмеялись. Молчали только одни Розы. Они считали себя обиженными. Кто же не знает, что царица всех цветов- одна Роза, нежная, красивая. И вдруг какие- то Лилии называют себя Царицей. Это ни на что не похоже. Наконец одна Роза рассердилась, сделалась совсем пунцовой и проговорила : « Нет, извините, Девочки хотят быть Розами. Да! Роза – Царица цветов, потому её все любят».
-«Вот это мило! – рассердился Одуванчик. А за кого же, в таком случае, вы меня принимаете ?
-«Одуванчик, не сердись, пожалуйста, уговаривали его лесные Колокольчики. Это портит характер и притом некрасиво. Вот мы- мы молчим о том, что Сестрички хотят быть Лесными колокольчиками, потому что это ясно само собой».
- « Но тут в спор вступили Ирисы: « Мы вобрали в себя все цвета радуги. Полюбуйтесь нами: мы розовые, жёлтые , синие, голубые и фиолетовые. Мы названы в честь имени древней античной богини радуги –Ириды. Согласно мифам, Ирида считалась посредником между людьми и богами, и, словно радуга, соединяла небо и землю. Ирида спускалась на землю и набирала воду в свой кувшинчик, а потом наполняла водой облака. Разве не ясно: Аннабель и Магдалена хотят стать Ирисами, мы здесь главные!
-А мы самые добрые- прошептали белые лепестки ромашки обрамляя ярко- жёлтый глазок. Ведь это о нас говорится в загадке: « Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок, белые реснички». Аннабель и Магдалена- сестрички, значит мечтают стать добрыми, как мы.
-Среди зелёных листьев нежно зазвенели белые бубенчики: « А мы Серебристые Ландыши, самые нежные, о нас складывают сказки и легенды, пишут стихи и песни. А сестрички любят сказки , мы расскажем для них самую интересную : О том, как добрые лесные человечки – гномы, подарили Белоснежке жемчужное ожерелье. Но ниточка, на которой держались жемчужины оборвалась и бусины рассыпались среди зелёных трав и мхов. Белоснежка очень опечалилась. Чтобы утешить девочку гномы превратили жемчужинки в белые колокольчики ландышей. Конечно, девочки захотят быть Ландышами!
Цветов было много, и они так смешно спорили. Полевые цветочки были такие скромные- как ландыши, фиалки, незабудки, колокольчики, васильки, полевая гвоздика; а цветы, выращенные в оранжереях, немного важничали- розы, тюльпаны, лилии, нарциссы. Аннабель больше любила скромные полевые цветочки, из которых делала букеты и плела веночки. Какие все они славные!
- Аннабель нас очень любит, шептали Фиалки. –Ведь мы весной появляемся первыми. Только снег растает- и мы тут.
-Магдалена восхищалась Розами: « Ах, сколько Роз. Красные, жёлтые , белые, розовые! Земля была точно покрыта живым ковром из роз. Магдалена долго бегала по розовому полю. Какие они красивые, эти розы; и от их аромата кружится голова. Она решила немного отдохнуть на зеленой траве.
И вдруг она увидела среди сочной зелени маленького Эльфа. Он очень обрадовался знакомству с очаровательными сестричками.
-Вы хотите быть царицами, девочки? – спросил Эльф.
-Очень хотим!- ответили они.
- «Отлично! Нет ничего проще: всякая царица-девочка, и всякая девочка-царица. Возвращайтесь домой и скажите это всем другим девочкам. Быть Царицей очень просто: для этого нужно иметь доброе сердечко, хорошие мысли и вежливое отношение друг к другу.
Так закончилось интересное путешествие в Волшебную страну снов.
Утром, когда мама зашла в комнату, то увидела, как Аннабель и Магдалена сладко спят в своих кроватках.
Когда сестрички проснулись , то очень удивили и обрадовали маму своим поведением : они вели себя , как настоящие царицы: были добрыми, внимательными, вежливыми и никогда больше не ссорились друг с другом.
Сказка о Принцессе, которая любила мечтать.
Один знакомый сказочник рассказал мне добрую чудесную историю о Принцессе, которая любила мечтать. Слушайте:
В одном сказочном городе, на берегу волшебного моря, где чудеса случаются на каждой улице, а мечты обязательно сбываются, жила- была прекрасная Принцесса. И звали её Катюша. Принцессa была очень- очень красивой. У неё были длинные пышные волосы, глаза цвета моря, густые ресницы и чудесная лучезарная улыбка, а ещё у Принцессы было очень доброе, нежное и смелое сердечко.
У Катюши была замечательная семья:
заботливый папа Король, любящая Мама Королева и внимательная и добрая бабушка, а ещё маленькая очаровательная и игривая кошка Зося.
Больше всего на свете Принцесса любила Мечтать. А мечтала она научиться лучше всех танцевать. И побывать на настоящем сказочном Балу, который проходит в большом волшебном Дворце. Ей в этом могла помочь только Фея танцев Юля. Фея Танцев была очень строгая требовательная, но справедливая. Она хотела поделиться своим Волшебством и Мастерством только с трудолюбивыми и старательными девочками.
Наша Принцесса знала, что нужно многому научиться и очень сильно постараться, чтобы попасть на Сказочный Бал.Вся семья Принцессы помогала ей подготовиться к балу. Король- папа и Королева-мама купили Катюше удивительно красивый наряд. Бабушка приготовилась сопровождать Принцессу на бал. А добрый Волшебник подарил ей чудесные танцевальные башмачки (конечно же они были волшебные).
И вот пришло время отправиться на Бал. Принцесса совсем не волновалась: ведь у неё есть нарядное бальное платье, чудесные башмачки и самое главное: волшебство, которому её научила Фея- умение танцевать.
На Балу Принцесса была самая нарядная, красивая и грациозная и лучше всех танцевала. Все гости Сказочного праздника признали, что наша Принцесса стала Победительницей. Сам Принц вручил награду самой прекрасной и талантливой танцовщице, и конечно же- это была Принцесса Катюша.
Принцессу пришли поздравить и вручить ей цветы, подарки и папа Король, и мама Королева, и добрый Волшебник, и Фея Танцев.
Вот и сказке конец, кто сказку сочинил, тот молодец!
Катюша, Молодец!!!
В работе над этой сказкой были использованы детские проективные терапевтические карты «Ёжкины сказки» Евы Морозовской.
Сказкотерапия подготовлена и проведена детским и семейным психологом, сказкотерапевтом, арт-терапевтом, мак-терапевтом Троцкой Натальей Валентиновной.
А со следующей сказкой мы познакомимся в следующей статье – «Терапевтическая сказка о полезной еде».