Сказка, как техника позитивной психологии.

 

Позитивная психология, как направление психологической науки, появилась на свет в 1999 году. Её основоположником считается Мартин Селигман, который стал известен благодаря своим исследованиям в области лечения депрессии, а так же экспериментам с собаками. В ходе этих экспериментов выяснилось, что если животное не могло влиять на неприятную ситуацию, оно привыкало быть беспомощным. Это явление получило название “выученная беспомощность”.

В процессе других экспериментов с участием людей Мартин Селигман обнаружил, что люди могут влиять на свое мышление и через него на свое поведение и благодаря этому навыку справляться с трудностями, даже если те повторяются вновь и вновь. Этот феномен получил название “сознательный оптимизм”.

Мартин Селигман считает, что психологи видят в каждом человеке жертву, вместо творца своей жизни и предлагает развивать сильные стороны психики человека, а не только лечить болезни. Утверждения о необходимости концентрации усилий на восстановлении психического здоровья человека звучат и в работах представителей гуманистической психологии Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

О позитивной психологии было известно и раньше, так например в 1968 году Носсратом Пезешкианом было предложено для разрешения преподносимых нам жизнью различных сложностей, мобилизовать все внутренние ресурсы и принимать позитивные решения. Этот принцип лег в основу предлагаемой им позитивной психотерапии.

По мнению сторонников позитивной психологии, весь жизненный опыт человека и предыдущих поколений учит его, как быть несчастным и как примириться с причиной несчастья. Если показать людям сильные стороны ума, научить их использовать, показать, как самим создавать ощущение радости и счастья, то вместо беспомощности люди обретут силу жить счастливой осознанной жизнью.

Еще с древних времен все великие мыслители говорили, что человек не следует кем-то написанной для него судьбе, не наследует свою жизнь от предков – он сам может выбирать, как ему жить.

Человек способен сам создавать свое личное (субъективное) ощущение счастья. Путь к этому лежит через создание позитивных эмоций, таких как: оптимизм, уверенность в себе, наслаждение отдельными моментами и жизнью в целом, чувство близости, ощущение наполненности энергией и т.п.;

В любых жизненных обстоятельствах человек стоит пред выбором мыслить негативно или позитивно; смириться с обстоятельствами, пытаться их изменить или искать третий вариант. Поэтому тот, кто берет на себя ответственность за все, что происходит в его жизни, сам решает какой будет его жизнь.

Каждый индивидуум должен осознать проблемы, которые его беспокоят. Болезнь вызывает дисбаланс в одной из областей: достижения; отношения; тело; идеалы будущего. Восстановив гармонию в этих областях, можно помочь себе обрести счастье.

За основу позитивной психологии берется то, что болезни нужно предупреждать, а не лечить. Вот из этого и вытекает что, работая над своим потенциалом, своими преимуществами, развивая свои способности человек способен сделать свою жизнь лучше, предупредить многие неприятности связанные с нарушением жизнедеятельности организма и даже привлечь в свою жизнь богатство, любовь и счастье.

Позитивный настрой – это в первую очередь вера в то, что все получится. Успешные и довольные жизнью люди, мыслят именно позитивно, не допуская к себе негатив.

Позитивное мышление основывается на следующих концепциях: все что с вами происходит – это результат ваших действий и образа мышления; в мире все устроено справедливо, и каждый получает то, что заслуживает; нужно в первую очередь любить себя, в этом и заключается основа жизни.

Поняв и адекватно используя сильные качества человека, можно помочь ему достичь удовлетворения жизнью и тем самым дать ему возможность почувствовать себя счастливым. Как известно, счастливые люди способны принести намного больше пользы обществу в отличие от тех, кто недоволен жизнью и периодически впадает в депрессию.

Человеческое счастье не является результатом «работы генов» или «работы судьбы». Человек может жить счастливо, используя присущие ему сильные качества.

Методология и структура позитивной психотерапии сводятся к формированию у человека понимания следующих мировоззренческих принципов:

-у всего происходящего есть причины

-мир щедр и справедлив;

-понимание ценности собственной жизни и ценности жизни других;

-ответственность за все происходящее в жизни человека лежит на нем самом, и истоки любых ваших событий – ваши мысли;

-способность человека самому формировать нужное ему направление жизни,

-все что еще не произошло можно изменить.

Используемые в позитивной терапии техники достаточно разнообразны, но отличительной чертой этих техник является их простота в понимании и использовании.

Сказка, являясь одной из техник, применяемых в позитивной психологии, в легкой и доступной форме помогает человеку справиться с возникающими жизненными ситуациями. С самого рождения сказки преподают нам уроки любви, доброты, находчивости и мужества, усваивая эти уроки, мы развиваемся и учимся отношению к себе и к миру, благодаря этим урокам формируются наши нравственные ценности и формы поведения.

Считается, что рассказывание сказок для установления контакта с детьми и их терапии впервые использовал в 1971 г. Р. Гарднер.

В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом. На примере судеб сказочных героев можно проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Часто главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, может показаться неразумным. Вместо дороги к богатству или славе, он выбирает дорогу, внешне связанную с потерями, но в конце сказки оказывается, что герой приобретает все, что он изначально желал. Сказка учит нас не "разумным", а каким-то другим критериям выбора. И наша интуиция может подсказать — каким ? Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя смысл.

Сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но - в первую очередь - его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира.

Сказки обращаются к светлым сторонам души человека, не разрушая его окружающего мира.

Исследуя сказку, Владимир Пропп обнаружил, что сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев.

В мифах, ведущих в самые далекие и сокровенные глубины воспоминаний человека о своем опыте, метафора использовалась как механизм, при помощи которого передавались и развивались идеи, в ней содержатся важные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической проблемы.

Для Эрика Берна сказки являются существенным сценарным элементом жизненного сценария человека.

Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений, а сказочная история часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру человека, помочь ему понять «законы» окружающей действительности. Бессознательно идентифицируя себя с героем сказки, человек может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать. Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. Через осознание необходимости и важности испытаний мы учимся прощать своих врагов. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение, стиль взаимоотношений, ценности, моральные нормы своего народа. Через сказки разных народов можно познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли, проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, помогает научиться понимать людей, живущих в других странах. В историях про нечисть содержатся способы выхода из самых сложных ситуаций. Многократно проживая свой страх, стрессогенную ситуацию, человек постепенно изменяет отношение к пугающим событиям, освобождается от внутреннего напряжения.

[/url] По словам Клариссы Эстес cказки — это лекарство. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать, — достаточно слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь, и это особенно важно, когда внутренняя жизнь запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка смазывает петли и засовы, вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, вверх; или вниз к нашей беде; прорезает прекрасные широкие двери в, казалось бы, ранее глухой стене, открывает пути в царство грез, к любви и знанию, назад к нашей подлинной жизни.

Сказка раскрывает в человеке всю глубину его внутреннего мира и активирует его созидающее творческое начало.

Сказка способна воздействовать не только на сознание, но и на подсознание человека. Для сказок важно понимание взаимоотношений людей, их поступков, результатов тех или иных выборов, свое собственное осознание ситуации и установление связей и взаимозависимостей со своей собственной жизнью, событиями и поступками.

Воображение человека не в силах придумать что-то, что бы кардинально выходило за рамки самой жизни и ее законов. Вся наша жизнь, жизнь каждого из нас начинает складываться повторяющимися реакциями на возникающие обстоятельства нашей жизни. Со временем реакции крепнут, кристаллизуясь в устойчивые программы, которые, в свою очередь, взаимодействуя между собой, определяют более длительный и устойчивый тип поведения человека в мире. И такое поведение очень схоже с тем, что мы привыкли называть судьбой или "сценарием жизни". Благодаря сказке, играя и провоцируя свое воображение, мы обретаем уникальную возможность плавно и гибко подняться над тем, что стало для нас навязчиво главным. Как бы несерьезно, шутя, минуя строгие, кристаллизованные формы всего рационального и логически аргументированного, мы внезапно прорываемся в сферы высокой интуиции и нового сознания, открывая для себя видение горнего мира, Именно с этого момента человек реально получает шанс попробовать себя в роли со-творца, активно принимающего участие в построении окружающей его реальности. Облекаясь в форму игры воображения, сказка способна проникнуть очень глубоко и отразить, якобы в вымышленных образах и персонажах, самые тайные пружины психики попавшего в затруднение человека. По сути, любое затруднение в жизни человека носит психологический характер и, в каком-то смысле, отражает его внутреннюю борьбу врожденных черт и склонностей. Любое затруднение - это также еще и сигнал о необходимости изменения чего-то в нас. Фактически, это призыв Самости, некоего ведущего начала нашей глубинной сущности, к процессу трансформации на пути обретения большей целостности. И именно здесь человек, переживающий этот внутренний конфликт, сталкивается с настоящим затруднением. Сила сказки в том, что человек сознательно, радостно слушает тебя и говорит: "Ой, какая хорошая сказка..", а бессознательное в этот момент вынуждено изменяться за ходом сказки.

Сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В сказках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому архетипические образы дают нам ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.

Сказка начинается с интереса, а все, что вызывает интерес, проникает во внутренний мир человека быстрее и глубже. Сказка адресуется и воспринимается не только умом, поэтому сознание и подсознание становятся союзниками, а не соперниками. В сказке возможно все, и в ней всегда счастливый конец - то есть она помогает личностному раскрепощению и освобождению творческого потенциала.

 

Библиографический список:

 

1. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – М., Эксмо, 2016 – 576 с.

2. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М., Ось- 89, 2007. -144 с.

3. Гордон, Д. Терапевтические метафоры / Д. Гордон. – СПб, Белый кролик, 1995. – 200 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб., Речь, 2010. – 172 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии) / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб., Златоуст, 1998. – 352 с.

6. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации / Л. Д. Короткова. – М., ЦГЛ, 2006. - 144 с.

7. Красулин, А Сказкотерапия или овеяние мифом [Электронный ресурс] - www. aquarun.ru / - книга в интернете.

8. Пономарева, В. И. Там, на неведомых дорожках.. Из практики сказкотерапии / В. И. Пономарева. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 244 с.

9. Пропп, В. Исторические корни волшебной сказки / В. Пропп. – М., Лабиринт, 2014- 349 с.

10. Селигман, М. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. - Киев, София, 2006 – 368 с.

11. Фон Франц, М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок / Мария-Луиза фон Франц. – М., Б.С.К., 2004 – 364 с.

12. Эстес, К. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях / К. Эстес. – Киев, София, 2014 – 448 с.

 


Что интересного на портале?