Системно-аналитический подход в терапии: основные принципы.
Данная статья представляет развиваемый нами (Малейчук Г.И., Олифирович Н.И.) авторский системно-аналитический подход в психотерапии и посвящена рассмотрению общих его принципов.
Системно-аналитический подход к диагностике клиента основывается на следующих принципах: системности, феноменологии и развития.
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ (целостности, холизма). Принцип системности предполагает понимание терапевтом психической реальности клиента как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой самоорганизующейся системы.
Системный принцип реализуется в следующих установках в диагностике клиента:
· Сложности. Необходимость отказа от причинно-механистического взгляда на феномены и принятие системной ориентации. Личность притакой установке является результатом влияния многочисленных переменных. Линейная причинность здесь заменяется на причинность круговую.
· Многоуровневости. Проблема клиента может быть рассмотрена на нескольких системных уровнях, не исключающих, а дополняющих друг друга. Такими уровнями могут быть: внутриличностный, межличностный, межпоколенный.
· Открытости. Личность – это открытая система, она находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Характер этого взаимодействия можно представить как взаимовлияние и взаимообмен.
· Дополнительности. Личность представляет собой системный феномен и ее исследование и описание возможно посредством различных теоретических установок и различных языков. Любое описание при этом является неполным и презентует лишь часть реальности. Данная установка предполагает полимодальность в исследовании личности клиента. В диагностике это реализуется в использовании различных методов и методик.
ПРИНЦИП ФЕНОМЕНОЛОГИИ. Цель феноменологически ориентированного исследования – описание феномена в переживаемой, а не абстрактной форме. Основной задачей здесь является достижение точного описания мира повседневных переживаний в их максимальном приближении к тому, как они проживаются и описываются конкретным человеком применительно к конкретной ситуации. Существенное значение для диагностики имеют субъективные переживания и их трактовка самим человеком. Для получения максимально детализированных описаний жизненных ситуаций терапевтом используются следующие вопросы «Что Вы при этом чувствовали?», «На что это было похоже?», «Что Вы под этим понимаете?» и др.
Феноменологический принцип реализуется в следующих установках к диагностике клиента:
· Понимания. Суть данной установки в попытке терапевта понять другого человека путем принятия его позиции, его точки зрения, попыток «взглянуть на мир из его окна» (И. Ялом). Понимание здесь противостоит объяснению.
· Беспристрастности. Суть данной установки в необходимости исключить любые оценочные категории в отношении клиента, избежать анализа и объяснения его проблем на основе собственного опыта терапевта, его морально-нравственных установок и ценностных ориентаций.
· Контекстуальности. Суть данной установки состоит в описании наблюдаемого феномена в контексте реального времени и пространства. Феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя.
· Беспредпосылочности. Суть данной установки в заключается в требовании исключить предварительные гипотезы в восприятии клиента, основанные на теоретических конструктах.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ (генетический принцип). Данный принцип предполагает понимание психической реальности клиента как динамического процессуального образования, имеющего множество потенциальных направлений для изменения.
Генетический принцип реализуется в следующих установках в диагностике клиента:
· Взаимодействия. Развитие личности клиента является результатом межличностного взаимодействия со значимыми для него фигурами. Ведущая роль здесь принадлежит родительским фигурам.
· Глубины функционирования проблемы. В личности клиента присутствуют как структурные (характерологические), так и функциональные (ситуативные) изменения.
· Статичности - динамичности. Любая проблема клиента может быть рассмотрена одновременно в статическом (как структура), так и динамическом (как процесс) ракурсе.