СИНЕМАЛОГИЯ - посмотреть кино и порешать свои проблемы или развиться?

Сейчас стало модным собираться в клубах, большими компаниями и даже в залах просмотра фильмов с обсуждением просмотренного. Наверное, это интересно – узнать мнение других о той ситуации, которая показана в фильме,  о героях  фильма и их истории.

Собственно, для этого и делается кино – обратить наше внимание на те стороны жизни, которые волнуют авторов фильма.

 Современный метод психотерапии под названием СИНЕМАЛОГИЯ, подразумевает дать психологический анализ личности героев, ситуации и происходящих в фильме событий. Этим и отличается СИНЕМАЛОГИЯ от коллективного просмотра и обсуждения.

Психологический анализ фильма может научить нас анализировать себя, свою жизнь и события своей жизни с точки зрения законов психологического развития и существования человеческой особи. С точки зрения психологии общения и причинно-следственных отношений к себе, к миру и к своему месту в этом мире. Собственно это базовые психологические навыки зрелой личности. Именно им и можно обучиться на занятиях по методу СИНЕМАЛОГИИ. Если эти занятия ведет профессиональный тренер-психолог или психотерапевт.

Сегодня я предлагаю нам вместе с вами посмотреть и обсудить фильм – наглядно иллюстрирующий метод Сценарного  Анализа  Эрика Берна.

Это американский фильм с участием знаменитого комика Джима Керри «ШОУ ТРУММЕНА». Герой фильма, которого и грает Джим Керри, проживает «банальный» сценарий личности. В фильме показано как формируется «банальный» сценарий, как  родительскими фигурами даются предписания – Кем быть, Каким быть, Как думать, Как чувствовать, Как поступать. Что МОЖНО и что НЕЛЬЗЯ. Что вы МОЖЕТЕ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ и что ВЫ НЕ МОЖЕТЕ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ. Как манипуляциями РОДИТЕЛЬСКИЕ фигуры нашего детства загоняют нас в рамки приемлемого для них поведения. Как , по сути, мы лишаемся своего Я , самостоятельно от него отказываясь. Как начинаем СООТВЕТСТВОВАТЬ мнению окружающих, и начинаем от этого МНЕНИЯ зависеть. Ведь отказавшись быть собой, мы  не имеем собственной самооценки, стержня своей дичности, а строим свою ценность на мнении окружающих о нас. Так и исчезаем в суждениях «близких» и «далеких», не узнав и не прочувствовав себя любимых.

А так как невозможно полюбить «чужое мнение о себе», то и любить себя никак не получается.

Герой фильма сталкиваясь с реальностью обнаруживает, что его, такого какой он есть, не принимают. Что от него требуют СООТВЕТСТВОВАТЬ окружающим. Каждый ребенок рано или поздно сталкивается с этой проблемой. Одни дети, под напором властных и тиранических родителей отказываются навсегда от себя и своих потребностей и желаний, становясь УДОБНЫМИ для манипулирования окружающими. Клод Штайнер, великий ученик Эрика Берна писал об этом так : « Родители воспитывают своих детей как скотовод скотину на бойню».

Другие дети, не имея ресурсов справиться с давлением родительских фигур и социума, «протестуют» девиантным поведением – нарушают стандарты общественно поддерживаемого одобряемого поведения. Эти часто вырастают самостоятельными личностями, или идут в криминальные структуры, в «несогласные»  и всю жизнь тратят на «сопротивление».

 Наш герой тоже осознает необходимость расстаться с запретами детства и вернуться к себе. Эрик Берн писал об этом так: «Каждый, чтобы стать взрослым, должен убить своих родителей у себя в голове». Тоесть – расстаться с Родительскими предписаниями, запретами и разрешениями и стать свободным, быть собой, перестать обслуживать желания и потребности окружающих и реализовать собственные.

Для инфантильной зависимой личности это страшное открытие! Как! Стать взрослым, автономным ?! Но мне же всего 30, 40,50 лет! Мне еще «НУЖНЫ» мама и папа, что бы регламентировать Кем быть, Каким быть, Как думать, Что чувствовать и Как поступать.

Наш герой решает стать собой и проходит все стадии выхода из сценария. Сценарий жизни – это неосознаваемый план жизни, который мы принимаем на себя в возрасте до 5-6 лет. Он складывается из Предписаний Родительских фигур , из Образцов поведения показанных нам окружением в детстве, и из «Проклятий» - эмоциональных реакций на нас и наше поведение Родительских фигур.

Этими фигурами могут быть и мать с отцом , и бабушка с дедушкой , и тетя с дядей , и даже сосед или няня, если они были значимы для нас в детстве. Чем значимее была для нас Родительская фигура, тем сильнее может быть неосознаваемая  программа.

Нельзя винить тех, кто воспитывал и выращивал нас в детстве. Они не были профессиональными психологами и воспитателями. У них самих есть или был свой сценарий, свои страхи и опасения. Но мы можем разобраться в своем сценарии и избавиться от него, так как это сделал герой Джимма Керри.

Он РЕШИЛСЯ! И это важнейший этап первой стадии выхода из неосознаваемого сценария жизни. Перед этим решением человек проходит стадию  ОСОЗНАНИЯ и стадию СОПРОТИВЛЕНИЯ, когда узнает, что живет неосознанно, осуществляя чужие планы, решения и задачи. На тренингах и семинарах, даже на СИНЕМАЛОГИИ многие плачут, осознавая это.  А после СОПРОТИВЛЕНИЯ приходит ПРИЯТИЕ проблемы.Так что – РЕШЕНИЕ – это завершающий этап первого шага! И с этим уже можно поздравить нашего героя!

Все 4 стадии первого шага (шаг – это уже действие!) проходит наш герой! ОСОЗНАНИЕ проблемы, СОПРОТИВЛЕНИЕ проблеме, ПРИЯТИЕ проблемы и наконец – РЕШЕНИЕ справиться с проблемой.

После РЕШЕНИЯ он приступает к ДЕЙСТВИЯМ. В Сценарии человек и РЕШЕНИЯ и ДЕЙСТВИЯ предпринимает необдуманно, согласно неосознаваемым установкам детства. При выходе из Сценария РЕШЕНИЯ и ДЕЙСТВИЯ  даются трудными , иногда долгосрочными , тяжелейшими размышлениями о себе, мире в котором мы живем и своем месте в этом мире. Душа обязана трудиться!

Три стадии выхода из сценария подразумевают – ПРЕОДОЛЕНИЕ сопротивления окружения. Сначала в себе самом – затем в своей реальности. Окружающие будут всеми силами пытаться и стараться вернуть вас в ваш невроз – в ваш привычный для них сценарный алгоритм. В фильме это ярко демонстрируется! И манипуляции «мамы» и «жены»,  и манипуляции режиссера – отца. Если человек не сдается на первом этапе выхода из Сценария, он вынужден взять ответственность за свою жизнь на себя. Именно это и страшит всех невротиков и заставляет жить чужой жизнью по привычным, невротическим Сценарным алгоритмам.

 Вторая стадия, после ПРЕОДОЛЕНИЯ сопротивления «близких», это ПРЕОДОЛЕНИЕ сопротивления социума вообще. Вряд ли вы встретите одобрение в социуме, если решите быть собой и жить оп своим правилам. Вам тут же все станут рассказывать почему вы нехороши. От официантов и таксистов, до начальника и политиков. Конечно! Вами нельзя будет манипулировать! С вами придется договариваться и сотрудничать! А кому охота?

Наш герой преодолевает и эту стадию! Он своим упорством в достижении цели, демонстрирует неотвратимость своего решения быть зрелой самостоятельной личностью! И социум, в лице режиссера сдается! Его, нашего героя, ПРИНИМАЮТ ТАКИМ КАК ОН ЕСТЬ! Это победа! Победа разума и реальности! Победа здравого смысла! Теперь он может быть собой, он знает, что это безопасно и что он проживет свою, а не чужую жизнь!

Моим клиентам эта победа дается ох,  как непросто! Но результаты превосходят все ожидания!  А герой Джимма Керри вдохновляет своим примером!

И вот, наконец, развязка фильма и ВЫХОД ИЗ СЦЕНАРИЯ! В фильме это даже материализовано!  Выход из неосознаваемого Сценария жизни подразумевает отказ от роли ребенка имеющего Родительские фигуры в своей жизни. Пока у вас есть мама и папа в виде начальника, супруга, мера города или Президента страны, пока вы требуете, что бы кто-то заботился о вас, давал вам защиту и опору, поддерживал вас по жизни – вы ребенок! И значит живете в неосознаваемом детстве, в алгоритмах поведения и восприятия ребенка, изображаете из себя «взрослого», не являясь таковым в реальности. У взрослой особи нет надзирателей, оценщиков, советчиков, защитников и заботливых Родителей. Взрослый – автономен! Да, он может сотрудничать с другими взрослыми НА РАВНЫХ и жить с ними и любить себя и их. Но он свободен от СЛИЯНИЯ, симбиотической связки и психологических качелей «мама-сын» и «папа-дочь».

В финале фильма «ОТЕЦ» ОТПУСКАЕТ нашего героя в свободное плавание, предупредив, что там ничего не запрограммировано, как в Сценарии, нет ГАРАНТИЙ и много опасностей и неясностей. Но наш герой готов вступить во взрослую жизнь и быть собой, удовлетворять свои потребности и желания, реализовывать свои мечты и себя любимого.

Он победил! И прежде всего себя – свое инертное существование и Сценарный образ жизни . И вам, дорогие читатели желаю испытать это чувство – чувство свободы от Сценарной зависимости. А Джимм Керри поддержит вас своим примером.

Следующий сеанс СИНЕМАЛОГИИ  в КЛУБЕ Академия Лора

 под руководством Сухаржевской Лоры Владимировны состоится 28 сентября в Москве.


Что интересного на портале?