Сердце чувств...или кому же нужен психолог?

Мы все рождены с эмоциями, но не все эти эмоции предварительно подключены к нашему мозгу. Дети рождаются с эмоциональными реакциями ,такими как плач, голод , боль. Но по мере взросления они узнают другие эмоции и чувства. По мере того, как они вырастают из стадии младенчества, малыши начинают понимать, что определенные эмоции и чувства связаны с определенными ситуациями. 

Работа и родителей, и педагогов над формированием эмоционального интеллекта детей имеет важное значение потому ,что неспособность вашего ребенка управлять своими эмоциями и чувствами может создать эффект домино в других аспектах его жизни: научиться осуществлять самоконтроль, коммуникацию, личные границы, уважение, самоорганизованность , планирование и цели в личном, семейном и социальном аспекте….

 Это может занять годы, чтобы узнать, как контролировать чувства, и лучшее, что могут сделать родители и педагоги – научить этому в раннем детстве и продолжать работать в этом направлении . 
Никогда не рано говорить с детьми об эмоциях. Когда мы учим детей определять и управлять их эмоциями, мы даем им важные инструменты для навигации по жизни. "Плохое поведение” у детей часто является выражением их неспособности справиться с сильными эмоциями должным образом. Такое поведение может скрывать такие чувства, как чувство вины, боли, смущения, тревоги… 

Но как же часто специалистам приходится сталкиваться с тем, что сами родители не могут справляться со своими чувствами, не могут их определить и понять, а уж ,тем более, научить и распознать чувствам своих детей.

Эта «заморозка чувств» часто является причинами семейных конфликтов. И только научившись понимать своё состояние, родители могут понять и принять своего ребенка. Именно, не просто любить, а принимать и понимать…

В креслах напротив меня  мама и сын. Мама слегка нервничает, парень 12 лет напротив – спокоен и с интересом разглядывает обстановку. Видно, что он вообще не понимает цель своего похода в этот кабинет…

- Знаете, Максим хороший мальчик, и учится он хорошо –без «троек», и у учителей на хорошем счету… Но как приходит домой….просто ужас! Такое впечатление, что цель его жизни – вывести меня из себя! Чтобы я постоянно орала и делала замечания! Он все делает назло! О чем его не попроси, чтобы не скажи – все наперекор! На все огрызания…С компьютером  - война, помочь что-то – война, с братом посидеть – не допросишься… Я к концу дня вся вымотанная! А еще и ребенок младший - 4 года, с него пример берет…К приходу мужа я как бомба или тряпка выжатая!  На него у меня уже ни сил, ни эмоций! Что, вот, с Максимом   делать?!

Максим виновато втягивает голову в плечи…смотри в пол.. молчит, но продолжает  рассматривать ковер…

Выражая маме несколько слов эмпатии, предлагаю выполнить небольшое задание. Хотя вижу, что оба без восторга относятся к заданию…

-Рисовать? Я думала, будет какой-то опросник или тест….

- А это и есть тесть. Он вам больше скажет, попробуем?…

  1. Даю лист с рисунком и карандаши. Объясняю маме и Максиму, что многим в нашей жизни движут основные 6 эмоций:

 

Я прошу дать цвет каждой эмоции и отразить – сколько места занимает этот «цвет» у каждого в сердце. Каждый работает отдельно.




2.Когда наше сердце наполнено эмоциями, я показываю колоду карт «Котейка» - эта колода посвящена нашим эмоциям и чувствам. И прекрасно работает с любыми задачами, техниками и играми на эту тему. Она легко дает ответы на эмоциональное состояние и взрослых, и детей. Может служить и как самостоятельный инструмент работы, и как дополнение к любой техники.

- Посмотрите, какие разные эмоции и чувства отображают наши Котейки. А давайте их поселим в разные уголки вашего сердца? Максим, вот например, каких Котеек ты бы поселил в тот уголок, который в твоем сердце занимает любовь? А какими  бы заполнил остальные уголки?

Маму прошу сделать тоже самое. (если колода одна, можно сделать фотографии и сравнить потом их. Если родитель не хочет сравнивать при ребенке, можно обсудить потом.)

Это выбор Максима:



А это выбор его мамы:



  • Перед вами огромное поле для анализа:

- выбор цвета для эмоции каждым членом семьи;

- последовательность распределения цветов снизу вверх ;

- какие эмоции перекрывают друг друга снизу вверх;

- почему именно «эти» Котейки поселились в уголках сердца...

«Сердце» Максима вызвало у меня намного меньше вопросов, чем «сердце» мамы…

  • Я дала Максиму 6 контуров человека и рассказала ему, что когда мы испытываем какую-то эмоцию, она проявляет себя в какой-то части тела, рассказала. как может происходить это проявление. Максим быстро понял мое задание.

    А еще, чтобы эмоция была в цвете, я попросила возле каждого листа положить выбранных Котеек и рисовать тем карандашом, которым он обозначил эмоцию.

 
 

  • Наш разговор продолжился с мамой. Мои вопросы о «Сердце» открывали очень глубокие пласты семейных отношений… И мама согласилась, что работа должна начаться с её эмоционального состояния…

Она получила листы с контурами человека как домашнее задание…Почти каждый лист –  это была тема встречи и темы работы над эмоциональным и физическим «выздоровлением»…

Мы встречались с мамой 8 занятий. Я не торопила ее приводить Максима. Да, и мама понимала, что вся проблема была не в нем. Потом она позвонила и сказала, что очень занята и больше не может прийти. Так бывает…

А через месяц я получила сообщение: «Наталия, большое спасибо! Я не пропала, просто я вышла на работу и все поменяла в своей жизни! Первое – отношение к себе, потом – к мужу и детям. У меня все хорошо, хоть и трудно сейчас… А  Максим у меня - замечательный! Сегодня я могу нарисовать совсем другое сердце! И жить там будут другие котики ! Спасибо!»

Вот так, «Сердце чувств» и Котейка помогли еще одной семье найти счастье и гармонию в семье. Может быть, вы хотите заглянуть в свое "Сердце" ? - всегда рада протянуть вам руку!

 

Если вы дочитали  статью, значит я честно заслужила от вас -"Сказать спасибо"                                                                      .

Мир вашему дому! 

(с) Детский, подростковый,семейный психолог -Наталия Седова.