Сенсорные потребности и развитие ребенка. Тактильное восприятие.

57Сенсорные потребности и развитие ребенка. Тактильное восприятие.
Сенсорные потребности и развитие ребенка.  Тактильное восприятие.

Кожа – крупнейший специализированный орган человека, её рецепторы питаю мозг сенсорной информацией, она без сомнений, как и вестибулярная система, является нашим «связным» с окружающим нас миром нашей «границей». 
Развитие тактильной системы начинается уже на 21 неделе эмбрионального развития и завершается к 20 годам жизни. 
Ребенок, находясь в животе у мамы, плавает в околоплодных водах, он получает первый опыт прикосновений, чуть позже он начинает касаться стенок матки. Позднее он получает ощущения и от прикосновения своих ручек и ножек. К моменту рождения у ребенка уже сформированы рецепторы, воспринимающие различные раздражители, он уже умеет различать прикосновения, холод и тепло, боль. В первые годы жизни система тактильных ощущений еще не совершенна, важно не упустить этот момент и получить необходимый опыт. 

Спектр проблем, которые могут быть связаны с развитием этой системы, весьма большой: это и все возможные кожные заболевания дерматиты, экзема, аллергические реакции; это и эмоциональная неустойчивость и проблемы с общением и поведением. 

Говоря о сенсорной интеграции можно выделить повышенную или пониженную кожную чувствительность, разберем подробнее. 
При пониженной кожной чувствительности мы сталкиваемся с отсутствием необходимого опыта (повышенный болевой порог, снижена чувствительность к холоду или жаре) как правило наблюдается сниженный мышечный тонус. На уровне психики такиедетине чувствуют дистанцию в общении, они доверчивы и местами черезсчур открыты, плохо ориентируются в пространстве, неловки. Они всячески пытаются восполнить этот опыт, поэтому уязвимы перед подстерегающими опасностями (везде им надо залезть руками, все потрогать, все попробовать на вкус). В книге Уллы Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге» описан пример как дети с пониженной чувствительностью испытывают проблемы в освоении абстрактной речи (письмо),ребенокс достаточным развитием узнает знакомые символы (круг, квадрат, змейка), когда мы рисуем у него на спинке. (Кстати очень хорошая игра которую можно предложить ребенку в течение дня, допустим для изучения фигур или букв, как правило, она вызывает интерес у детей). 

Что касается детей с повышенной чувствительностью, мы можем наблюдать различного рода аллергические реакции и кожные заболевания. Эти дети всем своим видом как бы говорят – не подходи ко мне, не тронь меня. Тактильные раздражители вызывают у них боль и дискомфорт, они не любят одеваться, особенно шерстяные изделия и грубую ткань. Эти дети особенно привередливы к еде. Они гиперчувствительны ко всем ощущениям и что-то новое для них, это стресс. Дети с повышенной чувствительностью избегают контактов, могут быть агрессивны и эмоционально не устойчивы, они находятся в постоянном напряжении. 

Нервная система, как наш организм в целом, это сложная машина которую нельзя рассматривать по отдельности. Мы должны понимать, что все в нашем теле и душа, и организм, и отдельные системы и органы взаимосвязаны. Так и здесь, все взаимосвязано, нарушения в развитии тактильной системы так же будет связано и с вестибулярной и с проприоцептивной системой. 
Говоря о развитии, опыт должен быть сбалансирован и в работе с таким ребенком мы должны уважать его чувствительность. Начинать работу там, где ребенок чувствует себя уверенно, постепенно предлагать новый опыт, но он сам должен воспользоваться им, условия для работы должны быть комфортные (особенно, когда мы говорим о повышенной чувствительности). 

Шиш Иван

Поделиться:


2018-08-23
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?