Термин «психосоматика» впервые был применен в начале XIX века Дж.Хаинрот. Позже, в XX веке, психоаналитик Г. Гроддек использовал психоанализ в своем санатории в Баден-Бадене при лечении главным образом соматических заболеваний.
К числу научных концепций, оказавших существенное влияние на развитие психосоматической психологии, относятся теория нервизма И.М.Сеченова, психофизиологическое учение И.П. Павлова, теория стресса Г.Селье, а также психосоматическая теория 3.Фрейда. В частности, конверсионная модель 3.Фрейда описывает смещение психического конфликта (конверсию) и попытку разрешить его через тело – соматические, моторные (например, параличи) или чувственные (например, утрата чувствительности или локализованная боль) проявления. Происходят «отделение либидо» от бессознательных, вытесненных представлений и преобразование этой либидонозной энергии в энергию соматическую.
Соматические процессы (от греч. «сома» - тело) – процессы, связанные с состоянием тела; они влияют на психику, могут быть и влияния обратного рода, когда слово влияет на телесные процессы (слово «ранит»). Острота вопроса о соотношении психики и телесности становится более заметной, если либо тело, либо психика претерпевает нарушения, приходит в болезненное состояние. Например, телесное хроническое заболевание кожи, выражающееся в появлении пигментации, высыпании мелких узелков, чешуек, требует не только изменения поведения, образа жизни (соблюдение определенной диеты, приема лекарств), но и порождает мучительные душевные переживания (чувство стыда, неудобство при общении с окружающими, кожный зуд и др.). Возникает ограничение контактов с людьми, пересмотр жизненных планов.
Психосоматика (от гр. psyche - душа, soma - тело) – изучает влияние психологических факторов на возникновение и последующую динамику развития психосоматических болезней. Согласно основному постулату этой науки, в основепсихосоматической болезни лежит реакция на эмоциональное переживание, которое сопровождается функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах.
Психосоматические заболевания – это такие заболевания, причиной которых являются, в основном, мысли и эмоциональные переживания больного. То есть, если медицинское обследование не может найти физическую или органическую причину болезни или если исследуемое заболевание является результатом таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда оно может быть классифицировано как психосоматическое.
Патогенез психосоматических расстройств определяется такими условиями:
- неспецифической наследственностью и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами;
- наследственной склонностью к психосоматическим расстройствам;
- нейродинамическими расстройствами (нарушениями работы и деятельности центральной и вегетативной нервных систем);
- личностными характеристиками;
-психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих факторов;
- фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
- особенностями психотравмирующих событий.
Таким образом, психосоматические болезни – это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Человек постоянно существует в условиях стресса, т.к. он не изолирован от влияния окружающей среды. Г.Селье утверждал, что даже «спящий человек испытывает стресс… Полная свобода от стресса означает смерть». Однако воздействие внешнего фактора может быть настолько сильным, что защитные силы организма не справляются со стрессом, и возникает болезненное состояние. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит как от силы и длительности самого воздействующего фактора, так и от психологического и физического состояния человека.
Развитие личности получает свое начало в семье. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на довербальном этапе, в пренатальный и постнатальный периоды, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и требует условий, соответствующих его базовым потребностям. Ребенок, в условиях адекватно функционирующей семьи, оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, имеет комплиментарные образцы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье.
Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. У них оказывается сниженной способность к продуктивному социальному взаимодействию, в том числе к семейному образу жизни, вследствие нивелирования эволюционно дифференцированных взаимодополняющих качеств мужчины и женщины, реализующихся во всем многообразии их полоролевого взаимодействия в семейных отношениях и передающихся из поколения в поколение. Нарушение условий развития ребенка, эмоциональная депривация и фрустрация потребностей приводят к задержке развития, а в особо тяжелых случаях – к формированию отрицательных эмоциональных установок и разрушительных тенденций, которые начинают доминировать и мотивируют дезаптивные, деструктивные формы поведения, дают толчок к развитию психосоматических заболеваний у детей.
Взаимоотношение родителей с ребенком напрямую отражается на его психосоматическом состоянии. Причинами этих заболеваний являются ссоры, конфликты в семье, а также конфликты между беззащитностью ребенка и недостатком или избытком заботы родителей, в неразрешенной зависимости от родителей. Обостряются заболевания в ситуациях, когда человеку необходимо проявить самостоятельность, ответственность, независимость, смелость или пережить одиночество, печаль.
Недовольство ребенка взаимоотношениями родителей, невнимательное отношение родителей к ребенку – все это оказывает влияние на развитие психосоматических заболеваний и проявление невротических симптомов у подростков. Родители зачастую не отдают себе отчет, что дети могут по своему реагировать на ситуации в семье. Если после ссоры родители через некоторое время могут забыть о конфликте, то у ребенка этот конфликт может оставить глубокую душевную травму, которая впоследствии может проявиться в психосоматическом заболевании.