МКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония».
Программа телевизионного лектория
«Родительский университет»
Авторы-разработчики: педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония» Новикова Е.А.
педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония» Бугорская И.Р.
г. Курск.
2016 г.
Актуальность проведения лектория связана с тем, что многие родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей и нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воздействия на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, четкое понимание того, что малыш должен знать и уметь в данном возрасте. Анализ семейных ситуаций помогает родителям взглянуть на многие проблемы со стороны, что заставляет лучше понять собственные стереотипы воспитания. Именно с этой целью был организован лекторий «Родительский университет».
Проблема : низкий уровень психолого-педагогической компетентности родителей не позволяет эффективно использовать воспитательный потенциал семьи.
Цели:
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
- Способствовать установлению, развитию отношений партнерства и
сотрудничества родителей с детьми
Задачи:
- Расширение возможностей понимания проблем своего ребенка.
- Развитие рефлексии взаимоотношений с ребенком.
- Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Концептуальной основой является идея сотрудничества взаимодействия взрослого и ребенка.
Программа опирается на следующие принципы:
- конструктивный поиск решения проблем, возникающих в воспитании детей;
- системность воспитательных воздействий на ребенка;
- гуманности отношений и общения в семье.
Данная программа создана на основе региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства» и может быть использована для проведения родительских собраний в дошкольных учреждениях и школах города и области.
В ходе реализации данной программы применены следующие технологии формирования ответственного родительства:
- привлечение всех членов семьи к решению возникающих проблем;
- сопровождение семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка.
Программа состоит из цикла лекций, которые структурированы по принципу возрастных особенностей детей и подростков.
Программа рассчитана на 1 (предположительно) учебный год. Запись на телевидении проводится 2-3 раза в месяц.
Ожидаемые результаты: после просмотра телепередач родители выработают новые навыки взаимодействия с ребенком, расширят возможности понимания проблем в семье, повысят свою психолого-педагогическую культуру.
Предварительная работа:
- анализ наиболее часто встречающихся проблем, с которыми обращаются родители к специалистам нашего Центра;
- изучение литературы по данным вопросам.
План проведения телевизионного родительского лектория
на телеканале «Сейм».
Тема 1. «Ранний детский возраст. Типы привязанности »
Цель: Помочь родителям осознать, отчего зависит эффективная адаптация детей в социуме.
Задачи:
- Дать понятие о психологической привязанности.
- Познакомить родителей с видами привязанности.
- Познакомить родителей с последствиями различных видов привязанностей.
Тема 2. «Как формируется картина мира у детей».
Цель: Профилактика поведенческих расстройств у детей.
Задачи:
- Разъяснить родителям как формируется картина мира у детей раннего возраста.
- Рассказать родителям о важности формирования базового доверия к миру.
- Познакомить родителей с последствиями несформированности базового доверия к миру.
Тема 3. «Дети и их творчество».
Цель: Убедить родителей в важности развития творческих способностей детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с видами детского творчества.
- Познакомить родителей с возрастными нормами и этапами развития детского творчества.
Тема 4. « Роль матери в воспитании ребенка».
Цель: Помочь молодой матери осознать свою роль в воспитании ребенка.
Задачи:
- Рассказать о важности эмоциональной связи между матерью и ребенком.
- Рассказать о положительных качествах матери, которые влияют на развитие ребенка, формирование надежной привязанности.
Тема 5. « Психологическая поддержка молодой матери со стороны семьи».
Цель: Профилактика послеродового стресса у матери.
Задачи:
- Познакомить родителей и родственников ребенка с видами психологической помощи в семье.
- Объяснить молодой маме, как и почему важно запрашивать психологическую поддержку.
Тема 6. «Возрастные кризисы».
Цель: Повысить психологическую грамотность родителей в вопросах возрастной психологии.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием возрастные кризисы
- Помочь родителям вспомнить с формы проявления кризисного поведения.
- Познакомить родителей с моделями эффективного поведения во время кризиса.
Тема 7. «Младенческий кризис».
Цель: Помочь родителям выработать психологически грамотную стратегию поведения во время младенческого кризиса.
Задачи:
- Познакомить родителей с психологическими особенностями кризиса у младенцев.
- Познакомить родителей со способами реагирования на кризисное поведение ребенка.
Тема 8. «Кризис первого года жизни».
Цель: Профилактика конфликтов в молодой семье.
Задачи:
- Познакомить родителей с психологическими особенностями кризиса у детей первого года жизни.
- Рассказать о различных способах реагирования на кризисное поведение ребенка.
Тема 9. «Ранний детский возраст. Эмоциональный контакт с родителями».
Цель: Повысить психологическую грамотность родителей в вопросах возрастной психологии.
Задачи:
- Познакомить родителей с психологическими особенностями детей раннего детского возраста.
- Рассказать о важности и способах эмоционального контакта с ребенком.
Тема 10. «Трудности и задачи раннего детского возраста».
Цель: Помочь родителям осознать трудности раннего детского возраста и способы решения задач раннего детского возраста.
Задачи:
- Познакомить родителей с психологическими и поведенческими особенностями детей раннего возраста.
- Познакомить родителей с задачами особенностями раннего детского возраста.
Тема 11. « Роль отца в воспитании детей»
Цель: Помочь отцу осознать или уточнить свою роль в воспитании ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с тем как менялась роль отца в семье в ходе истории.
- Рассказать о роли отца в современной семье.
Тема 12. «Функции отца в семье».
Цель: Помочь отцу осознать или уточнить свои функции в воспитании детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с функциями мужчины в семье.
- 2. Познакомить с функциями отца в воспитании детей.
Теме 13. «Возможности песочной терапии в развитии ребенка».
Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с возможностями песочной терапии.
- Рассказать, как можно использовать приемы песочной терапии в домашних условиях.
Тема 14. « Развитие речи детей».
Цель: Помочь родителям осознать важность развития речи у детей.
Задачи:
- Рассказать родителям о целях и задачах развития речи у детей.
- Дать информацию о возрастных этапах формирования нормальной речи ребенка .
- Познакомить с различными видами упражнений и приемами по развитию речи у детей.
Тема 15. «Развитие речи и мелкой моторики детей»
Цель: Помочь родителям осознать важность развития мелкой моторики у детей.
Задачи:1. Рассказать родителям о целях и задачах развития мелкой моторики у детей.
Тема 16. «Влияние компьютерных игр на развитие ребенка».
Цель: Убедить родителей в важности контроля досуга ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с видами компьютерных игр.
- Рассказать родителям о вреде и пользе компьютерных игр и о влиянии их на психику ребенка.
Тема 17.«Безопасный Интернет и дети».
Цель: Убедить родителей в важности контроля за досуговыми занятиями ребенка.
Задачи:
- Поговорить о вреде бесконтрольного нахождения детей в виртуальном пространстве.
- Напомнить о том, как можно помочь ребенку пользоваться Интернетом.
Тема 18. «Дети в Интернете, как не потеряться в сети»
Цель: Дать определение компьютерной зависимости, познакомить с правилами безопасного поведения за компьютером.
Задачи:
- Дать определение компьютерной зависимости.
- Познакомить родителей с правилами безопасного поведения за компьютером.
Тема 17. «Подготовка детей к обучению в школе».
Цель: Рассказать родителям о целях и задачах подготовки к обучению в школе.
Задачи:
- Рассказать родителям о целях и задачах подготовки к обучению в школе.
- Дать понятие о видах подготовки детей к школьному обучению.
- Познакомить с конкретными видами занятий по подготовке детей к обучению в школе.
Тема 18. «Адаптация детей к школьному обучению».
Цель: Убедить родителей в необходимости помочь детям адаптироваться к школьному обучению.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием адаптации.
- Дать рекомендации родителям, как помочь ребенку лучше адаптироваться к школе.
Тема 19. «Как готовить ребенка к школе летом».
Цел: Дать рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Задачи:
- Дать понятие о разновидностях готовности к школе.
- Рассказать о том, как подготовить ребенка к школе летом.
Тема 20. «Кто такие дети с СДВГ».
Цель: Дать понятие Синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Задачи:
- Дать определение СДВГ.
- Проинформировать родителей о видах помощи детям с СДВГ.
Тема 21. «Как правильно помочь своему ребенку делать уроки».
Цель: Научить родителей, как правильно помочь ребенку делать уроки.
Задачи:
- Убедить родителей в необходимости помогать ребенку 1 класса в приготовлении уроков.
- Познакомить родителей с приемами помощи ребенку в приготовлении уроков.
Тема 22. «Формирование мотивации к обучению».
Цель: Помочь родителям в формировании у детей внутренней мотивации к обучению в школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием и видами мотивации.
- Познакомить родителей с конкретными видами занятий с детьми, по формированию высокого уровня мотивации к обучению в школе.
Тема 23. «Подростковый кризис».
Цель: Помочь родителям в сохранении контакта и доверия с подростком.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием подросткового кризиса и его особенностями .
- Познакомить родителей с возрастными границами подросткового кризиса.
- Познакомить родителей с задачами и «приобретениями» подросткового возраста.
Тема 24. «Что должен знать ответственный родитель подростка».
Цель: Помочь родителям в сохранении контакта и доверия с подростком.
Задачи:
- Познакомить родителей с психологическими особенностями детей подросткового возраста.
- Познакомить родителей с конструктивными моделями поведения с подростком.
Тема 25. «Что должен делать ответственный родитель подростка».
Цель: Сохранение доверия и контакта с ребенком подросткового возраста.
Задачи:
- Продолжить знакомить родителей с конструктивными моделями поведения с детьми подросткового возраста.
- Дать рекомендации родителям о том, как правильно общаться с подростком.
Литература:
1.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.:Питер,2011. -464 с.
2.Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития…СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.-64с.
3.Малкина-Пых И. Г.Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.-896 с.
4.Фесенко Ю.А.Если у ребенка энурез…СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.-64с.
5.Чуднявцев С.Е.Непослушное солнце, или как перестать кричать на ребенка. Ростов н/Д: Феникс 2017.-159 с.
6.Шефер Ч.Кэри Л.Игровая семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2010.-380с.