Резюме: Идентификация склонности к насилию – Берковиц

​​​​​​​Вопреки убеждению некоторых психологов, согласно которому поведение человека в различных ситуациях не отличается последовательностью, эксперименты показали, что у людей с высокой степенью агрессивности четко видна стабильность поведения как на коротком, так и на длинном отрезке времени. Люди с сильной агрессивностью склонны нападать на других, если ситуация, с которой они сталкиваются, имеет для них агрессивный смысл или если они недостаточно сдерживают себя. Они также чаще, чем их значительно менее агрессивные сверстники, проявляют агрессию в разных ситуациях.

В этой главе описываются научные работы, охватывающие длительный период времени, в том числе замечательные кембриджские исследования Фаррингтона и Веста, которые изучали молодых людей, представителей английского рабочего класса, а также сопоставимые с ними работы Эрона, Хьюсмана и их коллег из Колумбийского округа, в которых изучалось поведение детей маленького американского городка. Эти работы показывают стабильность проявления паттернов ярко выраженного агрессивного поведения как в юном, так и в зрелом возрасте.

(Учтем все же, что достаточно большая часть детей, изначально отличавшихся сильной агрессивностью, меняется и становится с годами менее агрессивной.) Эти исследования также показывают, что необычная агрессивность часто представляет лишь один из аспектов общего паттерна антисоциального поведения. Результатом подобного агрессивного поведения в детстве (хотя это и не неизбежно) может стать судимость и заключение в тюрьму, когда такие дети становятся взрослыми.

Далее в этой главе исследуется личность людей с высокой степенью агрессивности. Продолжая введенное мной разграничение между инструментальной и эмоциональной (или враждебной) агрессией, я полагаю, что будет полезно дифференцировать людей, чья агрессия в основном инструментально направлена, и тех, кто отличается сильной агрессивностью, потому что эмоционально очень реактивны в провоцирующих агрессию ситуациях. Есть основание считать, что многие школьные хулиганы отличаются главным образом инструментально направленной агрессией, так как цель их агрессии, как правило, установление превосходства и контроля. Этот вид агрессии часто проявляют люди с антисоциальным типом личности, описанным в психиатрических справочниках. Их агрессия также содержит значительный компонент инструментальной направленности. В данной главе уделено внимание и психопатической личности. Несмотря на то что многие специалисты всерьез обеспокоены слишком свободным применением данного понятия, исследования показывают, что при использовании соответствующих критериев можно устанавливать достоверный диагноз психопатии. По мнению Хейра, создателя широко известной шкалы психопатии, агрессия психопатов чаще всего носит инструментальный характер и стимулируется возможностью получения некоторой выгоды, а не вспышкой эмоций. Кратко суммируется анализ психопатической личности Ньюмена.

Затем для подтверждения существования эмоционально-реактивных агрессоров приводятся работы Доджа и Коя. В соответствии с анализом склонных к насилию личностей Доджа и на основании его концепции обработки информации, данное исследование обнаружило, что дети с эмоционально-реактивной агрессивностью 1) чаще всего приписывают другим враждебные намерения, когда неясно, почему те действовали именно таким образом, и 2) склонны верить в то, что агрессия — это подходящая и даже желательная реакция на действия, воспринимаемые как враждебные. Соглашаясь с такими выводами, я делаю предположение о том, что формулировку Доджа следует расширить. Можно признать, что эмоционально-реактивные агрессоры, как правило, приходят в сильное возбуждение и им часто недостает способности сдерживать свои агрессивные реакции.

Глава завершается рассмотрением эмоционально-реактивной агрессии личности А-типа. Основываясь на оригинальных наблюдениях Фридмана и Розенмана, более поздние работы показывают нам, что люди, имеющие личность А-типа, подвержены тромбозу коронарных сосудов сердца, потому что они легко раздражаются, когда считают, что им бросают вызов, угрожают, или когда они находятся в стрессовой ситуации. Два психологических эксперимента показывают, что личности типа А склонны вести себя агрессивно, когда они фрустрированы или оскорблены, даже если их агрессия не принесет им никакой пользы и выгоды.

Глава 6. Развитие склонности к насилию

Опыт переживаний детства. Семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций. Прямые влияния на развитие агрессивности. Вознаграждение за агрессию. Неблагоприятные условия, создаваемые родителями. Непрямые влияния. Конфликт в семье. Влияние моделирования. См.


Что интересного на портале?