В схема-терапии есть такая замечательная техника – рескриптинг, или переписывание, которая применяется для трансформации негативного и травмирующего переживания детства. Рескриптинг представляет собой что-то среднее между направленным воображением и символическим моделированием. Главная цель техники – приведение детской части личности клиента в состояние большей безопасности и покоя, то есть, создание новых паттернов эмоционального реагирования. «Пациенты с хроническими психологическими расстройствами обычно имеют опыт травмы и насилия в детстве и, как результат, не умеют испытывать положительных эмоций, связанных с безопасной привязанностью. Они склонны испытывать стыд, беспомощность, страх, одиночество даже в ситуациях, в которых им ничего не угрожает. В ходе упражнений образы, связанные с опасностью и угрозой, перерабатываются и изменяются, а негативные эмоции заменяются на позитивные, такие как безопасность, защищенность, радость и удовольствие» [Арнтц, с. 198]. Ведущие в схема-терапии специалисты подчеркивают, что данная техника должна применяться в творческом союзе с терапевтом, который выполняет роль модератора, а иногда – помогающей фигуры [Арнтц; Уайлд]. Действительно, на самых ранних стадиях терапии специалист должен оказать свою поддержку. Однако, и в схема-терапии, и в когнитивно-поведенческой терапии, в целом, важнейшая роль придается психообразованию, то есть, просвещению клиента относительно его детских потребностей, того, как они были фрустрированы, и техник, позволяющих справиться с травмой, потому что, случившаяся когда-то, она не имеет право портить нам жизнь сейчас. в нашей сегодняшней жизни. На мой взгляд, техника рескриптинга также вполне может войти в арсенал средств, которыми человек может пользоваться самостоятельно для приведения себя в эмоциональный и любой другой баланс, для эффективного воздействия на характер его отношений с миром, и, следовательно, для улучшения качества его жизни. Я модифицировал эту технику для самостоятельного применения, и, после апробации с несколькими клиентами, пришел к выводу о её пользе. Делюсь).
Техника самостоятельного рескриптинга в воображении
1) Закрываем глаза и расслабляемся. Можно использовать любую технику релаксации, например, сосредоточение на дыхании:
Продолжительность около 3-5 минут.
Постарайтесь дышать как обычно. Почувствуйте, что происходит при дыхании. Напряжение и расслабление постоянно сменяют друг друга. В этом вся суть дыхания. Оно дарит внутреннее спокойствие и безмятежность.
Я делаю вдох..., я делаю выдох...
Я делаю вдох..., я делаю выдох...
Вдох...Пауза...Выдох...Пауза...
2) Желательно продолжать держать глаза закрытыми, но, если это кажется затруднительным, можно сосредоточиться на какой-нибудь точке на полу, стене или потолке. Теперь представьте себя в какой-либо стрессовой ситуации, постарайтесь именно «присутствовать» в ней, прочувствовать её и эмоции, которые с ней связаны. Попробуйте определить для себя эти эмоции – что это – печаль, тревога, стыд, вина, страх? Может быть, это – чувство одиночества? Соприкоснитесь со своими эмоциями и почувствуйте их.
3) После того, как вы сосредоточитесь на эмоции, «сотрите» сцену, которую вы представили, из своего воображения. Проследите, какие образы возникают на освободившемся месте? Не всплывает ли какое-либо воспоминание из детства? Будьте готовы к тому, что может возникнуть известное вам воспоминание, но может появиться и что-то, давно, казалось бы, забытое – позвольте проявиться любой сцене, любому образу.
4) Воспоминание обычно является всё сразу, то есть, мы не проживаем травмирующую ситуацию поэтапно, как она разворачивалась в свое время в реальности, мы получаем его «целиком», но в наших силах найти ту его точку, в которой развитие ситуации могло пойти разными путями. Найдите эту точку и сосредоточьтесь на ней и вашей эмоции. Определите для себя, что именно вы чувствуете здесь, в этой точке вашего воспоминания. Страх? Беспомощность? Тревогу?
5) Ответьте себе на вопрос: «Чего я хочу прямо сейчас?». После этого, начинайте «прописывать» последующее развитие событий в соответствии с тем, что вы хотите.
6) Перепишите эпизод так детально, как сможете, имея в виду, что степень правдоподобия создаваемой картины должна вас заботить в последнюю очередь. Единственное правило – эпизод должен завершиться для вас позитивно.
Источники:
Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах. М.: Научный мир, 2016. - 320 с.
Уайлд Дж., Кларк Д. Рескриптинг ранних травмирующих воспоминаний, запускающих социофобию // http://associationcbt.ru/article/reskripting-rannikh-travmiruyushhikh-vos/