Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 4.

Завершение.

Начало цикла статей про нарушения речи после инсульта или ЧМТ - здесь.

Дальше были часть 2 (общие рекомендации) и часть 3 (рекомендации при нарушениях понимания речи).

Здесь будут рекомендации для тех случаев, когда нарушений понимания речи нет (как это можно проверить, см. часть 3). Так получается, что эти рекомендации будут максимально общими: у меня нет мегаломанической цели написать подробные и специфические рекомендации для оставшихся 5-6 типов афазий :) у специалистов всё равно есть свои наработки и идеи, а для родственников это едва ли будет сильно полезным - скорее, запутает.

Поэтому ещё раз: пожалуйста, найдите хорошего логопеда/афазиолога/нейропсихолога для работы с пациентом. Обязательно согласуйте с ним те варианты работы, которые предлагаю здесь я. Дело в том, что нарушения речи могут быть разной степени выраженности: лёгкой, средней, тяжелой - поэтому какие-то рекомендации могут не подойти, быть слишком сложными или, наоборот, лёгкими, не помогающими.

В целом, данные упражнения подойдут для пациентов с нарушениями звукопроизнесения, со сложностями "вступления в речь" (сниженная речевая инициатива), с "забываниями" слов (при таком нарушении речи человек помнит функции предметов, но часто не может вспомнить их названия). При этом каждый перечисленный вариант афазии имеет свою специфику работы - в данной статье я, к сожалению, не смогу всё это учесть. Поэтому даю здесь только те рекомендации, которые точно не навредят пациенту с любым вариантом нарушения речи (кроме пациентов с нарушениями понимания - им тоже не навредит, просто будет бесполезно; про них была отдельная статья - см.часть 2 рекомендаций).

 Что можно делать?

1) Проговаривание так называемых автоматизированных речевых рядов: чисел по порядку от 1 до 10, дней недели, месяцев, имён близких людей. Проговаривание должно быть напевным, протяжным – так пациентам легче понимать и отличать звуки между собой.Во всех случаях очень хорошо помогает ритмически организованная речь – пение хорошо известных и любимых песен, чтение стихов.Договаривание хорошо известных пословиц и поговорок: «Тише едешь – дальше…будешь».

2) Очень полезны любые интересные для больного настольные игры, когда становится возможной спонтанная речевая активность («Ух ты!», «Ага», «Вот тебе», обсуждение правил или спорных моментов) – т.е. речь становится не предметом занятия, а его фоном, снижая тем самым уровень напряжения.

3) Также важно уделять внимание глаголам, т.е. продолжения фраз могут выглядеть так: «Солнышко…что делает?...светит», «Мальчик..что делает?...бежит». Здесь можно показывать разные картинки с людьми и животными во время каких-то действий (человек идёт, птица летит, кошка сидит, собака лежит), задавать вопросы по ним (кто здесь идёт? а что делает кошка?).

4) Можно называть одно существительное, а пациент должен назвать к нему несколько глаголов: дождь что делает? Идет, льёт, капает, заканчивается.

5) Желательно сочетать устную, письменную речь (левой рукой, если правая не работает) и чтение. Так слово запоминается сразу в нескольких планах: как оно звучит на слух, как оно произносится и как пишется (можно добавлять рисунок).

6) Разучивание слов желательно сопровождать картинками; при лёгких формах нарушений речи слово важно демонстрировать в разных падежах и контекстах: «Это стол. Мы сидим за столом. Столы бывают обеденные, письменные. На столележит ручка. Под столом сидит кошка» (показывается картинка стола или рисуется стол - круглый, квадратный и т.д.).

7) Можно перечислять предметы в комнате или за окном, называть цвета, которые видны вокруг, называть предметы на заданную букву.

8) Договаривание предложений с жестко заданным и понятным финалом. Т.е. когда высказывание можно закончить только одним-единственным словом, не требующим обдумывания. Например:

Из окна видно голубое…небо.

Ночью на небе светит…луна.

Днем на небе светит яркое…солнце.

По небу бегут легкие белые…облака.

Дует сильный…ветер.

Зимой идёт белый пушистый…снег.

За окном растут зеленые…деревья.

На деревьях поют певчие…птицы.

На клумбах растут красивые…цветы.

Мы пойдем в лес собирать…грибы и ягоды.

Из ягод мы сварим вкусное…варенье.

Под деревом сидит злая…собака.

Занятия обязательно заканчивать на позитивном моменте, ситуации успешности пациента (для этого можно вернуться к более лёгким заданиям, если сложные не получаются) – это создаёт благоприятный психологический настрой, способствует укреплению уверенности в себе и эффективности реабилитации в целом.

Литература, которая может помочь

    1) М. Шохор-Троцкая, «Коррекция сложных речевых расстройств».
    2) Амосова Н.Н., Каплина Н.И. «Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга».

Что интересного на портале?