Ребенок, родители, школа: как наладить сотрудничество? Часть I

Возрастные кризисы школьников

Когда первый ребёнок в семье идёт в школу, это так или иначе влияет на весь жизненный уклад семьи. И для семьи это является нормативным кризисом, который надо качественно пережить, чтобы выйти на новый этап развития. А у ребёнка в это время начинается возрастной кризис — кризис семи лет, который Л.С.Выготский назвал в своё время кризисом нормативной саморегуляции. Что важного происходит в это время? Происходит распад единства эмоционального и интеллектуального. Что это значит? У людей существует две основных сферы деятельности: 1) человек — человек (человеческие взаимоотношения) и 2) человек — предмет (деловая сфера). При этом человеческая сфера всегда выше, люди управляют деловыми процессами, но не учитывать нормы и правила в жизни нельзя. До семи лет ребёнок не различает эти сферы деятельности, поэтому для него невероятно важно, чтобы учительница (воспитательница) его любила. Не может он учиться (заниматься делом) у того, кто не питает к нему большой и явной любви (нет человеческих отношений). 



К семи годам у ребёнка формируется способность различать эти две сферы, различать правила и нормы и разделять отношения и "дело". Ребёнку семи лет может быть не очень приятно, что учительница его не любит больше всех в классе, но это не будет мешать ему у неё учиться. Надо — значит, надо. В период самого кризиса приобретения нормативной саморегуляции ребёнок какое-то время может относиться к правилам и нормам слишком однозначно, негибко, ставя их выше человеческого отношения. К примеру, именно ребёнок этого возраста, услышав, что "пить — вредно", может выйти к взрослому праздничному столу, взять с него бутылку алкоголя и пойти вылить в унитаз, заявив, что "пить — вредно".

Именно вследствие проживания этого кризиса ребёнок приобретает способность соблюдать школьные требования — сидеть во время урока спокойно, слушать учителя, выполнять задания, учитывать присутствие других детей в классе, строить коммуникацию с коллективом по определённым правилам.

И надо помнить, что все психические приобретения базируются на физиологических процессах. Пока не созрели определённые участки и структуры в коре головного мозга, пока нервная система не готова, не будет и готовности ребёнка к школе. Иногда здесь играют роль буквально считанные месяцы: ещё в начале лета дошкольник весь "хаотичный" и неспособный и десяти минут удерживать внимание — а к концу как-то вдруг повзрослел, посерьёзнел и стал готов выполнять инструкции, концентрировать внимание и нести ответственность за последствия своих действий. Поэтому нет особой нужды спешить в школу! Если нет психологической зрелости для обучения, то ребёнок может знать всю таблицу умножения и три склонения существительных — а учёба не будет ему даваться, и удовольствия от неё он точно получать не будет...

Кстати, совсем не набор школьных знаний определяет готовность ребёнка к школе. В первую очередь надо обратить внимание на другие аспекты. Хорошо и правильно, если у будущего первоклассника уже сформировалось умение выполнять инструкцию, данную взрослым. Если он умеет планировать свою работу, учитывая количество и последовательность операций или заданий. Если он, увидев свою ошибку или получив на неё указание от другого, может ошибку признать и что-то сделать, чтобы исправить. И если он умеет сосредоточить внимание и удержать его на выполняемом действии достаточное время. Ну, и умение устанавливать контакт с ровесниками — тоже очень важный момент. 

Кроме того, ребёнку нужен некий набор общих знаний и понятий: личная информация (ФИО, адрес, родители, бабушки, братья-сёстры), больше-меньше, выше-ниже, раньше-позже, после-перед, хорошо-плохо, быстро-медленно, увеличить-уменьшить, право-лево, верх-низ, смена сезонов, сутки, неделя, год, цвета, животные, птицы, растения, профессии. Ребёнок должен уметь выполнить обобщение и классификацию предметов по признакам родства, выделить лишний предмет. Обязательны навыки самообслуживания — переобуться, переодеться, достать вещи из портфеля и сложить их назад. Важно, чтобы ребёнок умел ориентироваться в городе в рамках своего района как минимум - названия улиц, перекрёстки. Сюда же можно отнести знание ПДД



Следует коснуться ещё одного важного момента — понятия "ведущая деятельность" (ВД). После того, как проходит очередной кризис, наступает стабильный период, и в каждом таком периоде есть то, чем человек должен заниматься. Потому что именно в таком занятии он будет максимально качественно развиваться дальше. И если эту ведущую деятельность в этом возрасте запретить (лишить возможности её осуществлять), то плохо будет человечку, развитие его пойдёт не так, как следовало бы. К примеру, до года ведущая деятельность младенца — эмоциональное общение с матерью. И если его этого общения лишить, то не только эмоциональное состояние ребёнка, но и его физическое и психическое здоровье окажутся под угрозой. В общем, очень важно позволять человеку в каждом возрасте осуществлять присущую этому возрасту ведущую деятельность.

Начиная с семи лет ведущей деятельностью становится учение. Не раньше! До этого, в дошкольном детстве, ребёнок должен играть, именно играя он будет качественно развиваться. Учиться он должен начинать после семи лет, когда к этому есть физиологическая и психологическая готовность. И если он достаточно и качественно наигрался, то и учиться ему будет легче и интереснее. Кстати, школьный процесс обучения, к сожалению, не всегда гарантирует, что будет идти именно учение как ВД. Но именно в этот период ребёнок учится всему и у всех.



Если кто-то уже отправил своего ребёнка в первый класс, а готовности у него ещё нет, и это сильно сказывается на процессе обучения и психоэмоциональном состоянии ребёнка, то один из хороших вариантов — забрать его из школы и отложить обучение на год. И помочь ребёнку за этот год "дозреть". Если не всё плохо, то можно продолжить обучение и постараться максимально скорректировать то, что нуждается в коррекции. Важно только в этот момент не поддаться жалости к "бедному дитёнку"  и не начать учиться вместо него. Но об этом — немного позже, а пока перейдём к следующему кризису.

Около тринадцати лет, иногда — и немного раньше, у ребёнка начинается так называемый кризис подросткового возраста, или кризис социальной сепарации (эмансипации). Надо заметить, что все возрастные кризисы делятся на две группы — регулятивные и сепарационные. Регулятивные кризисы протекают намного спокойнее мягче, чем сепарационные. В силу этого именно кризисы сепарации нельзя не заметить, и именно они часто оказываются подавленными. К сожалению. Потому что именно в них приобретаются очень важные новообразования, без которых последующая жизнь проигрывает в качестве. К примеру, в кризисе трёх лет ребёнок приобретает волю. А в кризисе тринадцати лет — ответственность. Если оба кризиса были "качественно" подавлены родителями (что на постсоветском пространстве бывало очень часто, да и в наши дни не редкость), то на выходе мы получаем слабовольного безответственного человека со всеми вытекающими... Но не будем о грустном — будем о том, как протекает кризис.

А протекает кризис бурно. С хлопанием дверью, с вывешиванием на ней знака "не влезай — убьёт", с установкой замка на двери в комнату подростка, с поздними приходами неизвестно откуда, отказом следовать родительским ценностям, с первыми пробами всякого разного, узнав о чём, родители падают в обморок или хватаются за ремень. Но чаще родители об этом не узнают, потому что ребёнок начинает от них многое скрывать. И ещё меньше — слушать. Всё, что вы успели сказать детям разумного-доброго-вечного до 12-13 лет — то они и услышали. Дальше говорить — практически бесполезно, не услышат. И всё это надо просто пережить. Понимая, что это а) временно, б) неизбежно, в) работает на качественное будущее ребёнка.



В этот период подросток разрушает всю систему родительских ценностей, ставит её под большой знак вопроса и критикует "предков". И пробует окружающий мир "на зуб". Расширяет свои границы — личности, свободы, социума. Отрывается в социальном плане от родительской семьи. И начинает протаптывать дорожку в свою собственную жизнь. Потом он построит новую, собственную систему ценностей. И обязательно возьмёт в неё что-то из родительской. А пока — его ориентиры переносятся с семьи на социум, и ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Учёба в этот период может отойти на второй и более далёкие планы.



Кто-то в этом возрасте начинает подрабатывать. И полезно это поддерживать. Потому что ответственность и самостоятельность нынешний школьник — будущий взрослый человек — приобретёт именно в это время и именно таким путём. Запрещать общаться со сверстниками в этот период — всё равно, что годовалому ребёнку запрещать учиться ходить. Упустишь момент, чувствительный к научению, — потом совсем не научится это делать. Как дети-маугли: все, кто в период до 3-5 лет воспитывались у животных, так и не смогли "очеловечиться"...

И здесь важно искать баланс между общением и учёбой и доверять своему ребёнку, передавать ему ответственность за него, за его успехи и достижения и за его ошибки. И помнить, что прав без обязанностей не бывает — потому когда подрастающее поколение начинает митинговать за очередные права и свободы, надо балансировать это увеличением обязанностей. Но именно балансировать, а не превращаться в Золушкину мачеху, давая подростку столько поручений по дому, что ни на какое социальное общение у него физически времени не хватит.

И вот так, общаясь, подросток подходит к старшим классам школы и к очередному кризису, который начинается к семнадцати годам и длится довольно долго, лет до двадцати-двадцати одного. Это кризис смысловой саморегуляции. Старший подросток палец о палец не ударит, не задавшись вопросом "зачем мне это надо?" Углубиться в размышления о смысле всего и вся он может до такой степени, что начнёт вести пассивный образ жизни, потому что не будет видеть ни в чём смысла. Иногда в этот период родители начинают бить тревогу: вместо активности по поводу выбора профессии, жизненного пути и прочих планов на будущее подросток абсолютно инертен и равнодушен. И если это будет затягиваться, можно предположить, что подросток застрял в инфантилизме. Потому что "нет смысла — не буду действовать" — это инфантильная позиция. Взрослая, зрелая позиция — это "надо активно действовать, тогда найдётся смысл".

И тут важно сказать, что каждый следующий кризис проживается качественно тогда, когда предыдущие были тоже прожиты качественно. Если какой-то кризис был основательно подавлен, то он потом будет "догонять" человека в момент наступления следующего кризиса. Образно говоря, ребёнок в год не научился ходить ногами, писать на горшок и говорить, а уже семь лет на носу и надо в школу идти. Как идти-то? Поэтому давайте начинать с того, чтобы помогать детям проживать кризисы, а не давить их на корню. А если уж "постарались" не в ту сторону в своё время, то прибегать к помощи специалистов и давать поддержку детям в "допроживании" старых кризисов.

Много получилось о кризисах, хотела всё сократить, но решила оставить. Хотя планирую отдельную статью по всем возрастным кризисам человека. Будем считать, что это — вводная часть к ней. А пока — продолжение следует...

Беца Ольга