Ребенок играет в компьютерные игры. Стоит ли бить тревогу?



Когда в интернете я наталкиваюсь на очередную статью о том, как важно не допустить, чтобы у ребенка сформировалась игровая зависимость, меня охватывает одновременно и грусть (потому, что да, так, действительно случается, идети«уходят» в виртуальный мир, которым подменяют реальный), и недоумение.

Возьмем, для примера, рекомендацию, ОГРАНИЧИТЬ время, которое проводитребенокза компьютерными играми. Замечательно это выглядит только, на первый взгляд, так как если ребенок туда стремится, то для этого есть причины. И если мы просто «уберем» компьютерные игры из его жизни, проблему это точно не решит.

В моей практике был случай,когдамама обратилась по поводу того, что сын стал воровать деньги и пропадать у одноклассника, где «отрывался», вдоволь восполняя то, что дома было под жесточайшим запретом. А именно –игратьв он-лайн игры, которые он оплачивал теми самыми деньгами, которые брал у матери. В процессе работы выяснилось, что мама приняла решение полностью исключитькомпьютериз жизни ребенка, так как очень тревожилась по поводу того, что у него сформируется зависимость. Но запретный плод, как известно сладок, тем более, что в школе, со слов ребенка дети только и говорили о том, кто во что играет, делились тем, что у них получается, а что нет. И приходя в класс, ребенок попросту чувствовал себя «белой вороной». Вот и решил восполнить дефицит того, что так хотелось, в обход материнских запретов.

ОГРАНИЧИТЬ – не значит исключить. ДОЗИРОВАТЬ – не значит выставлять рамки, которые предполагают, что ребенок может поиграть в компьютер только за хорошее поведение. Довольно часто родители используют компьютер как способ «наказать», или «поощрить».  Получается, что компьютер тогда приобретает особую значимость для ребенка, и эффект оказывается прямо противоположным тому, который хотелось бы получить.

Естьлизолотая середина? Да. Если обсуждать это с ребенком, интересоваться тем, что интересно ему, в том числе и компьютерными играми. Ведь за этим  во-первых, стоит интерес к ребенку и налаживание с ним отношений (что уже, согласитесь, важно), а во-вторых, понимание, что именно так привлекает ребенка в подобном времяпрепровождении. Ведь если он "там", значит, ему чего-то не хватает. Есть дефицит того, что он стремится восполнить с помощью игры.

Существуют признаки игровой зависимости. И об этом тоже не следует забывать. Так, если ребенок становится раздражительным, все свободное время (часто в ущерб другим сферами жизни) отдает игре, в отсутствии игры у него возникает «ломка», то можно говорить о том, что есть предпосылки к тому, что диагностировать у него игровую зависимость.

И что же дальше?

Во-первых, следует признать, что данная проблема существует. И в нее оказывается вовлечена вся семья.

Во-вторых, обратиться к специалисту. Пытаться самостоятельно разобраться с этой проблемой, заранее обречено на неуспех. Потому что возникает ситуация, когда родители «догоняют» (наказывают, запрещают, требуют), а ребенок «убегает» (обманывает, находит любой способ получить желаемое), что характерно для со-зависимых отношений.

И напоследок.

Не всегда увлечение ребенка компьютерными играми свидетельствует о наличии у него игровой зависимости. Иногда это может быть «данью моде» (потому что так делают все), а иногда свидетельствовать о том, что по-другому ребенок не может удовлетворить свои потребности (в признании, самоутверждении, общении).

Будьте внимательны к своим детям. Относитесь с живым, неподдельным интересом к тому, что происходит в их жизни. Ведь если в реальности «хорошо и комфортно», то у ребенка не возникнет желания уйти в «виртуальный мир».

Милитенко Елена

Что интересного на портале?