Развитие и коррекция ЭВС "особого" ребёнка: инновационные подходы

78Развитие и коррекция ЭВС "особого" ребёнка: инновационные подходы
Развитие и коррекция ЭВС

Опыт развития и коррекции социально-эмоциональной сферы детей и подростков с тяжёлыми формами ДЦП посредством арттерапии в коллективной творческой деятельности

 Существует множество особенностей развития. И множество отдельных специализаций, изучающих людей именно с данными особенностями. Сурдопсихология – изучает психологию лиц с нарушениями слуха. Тифлопсихология изучает лиц с нарушениями зрения. Логопсихология занимается лицами с различными нарушениями речи. Есть также отдельной графой психология умственно отсталых лиц. Психология лиц с различными задержками развития (ЗПР). Есть также такая особенность развития, как «аутизм», а также различные дисгармоничные склады личности. С нарушениями эмоционально-волевой сферы различной степени тяжести.

И только люди, имеющие диагноз «детский церебральный паралич», очень часто имеют все вышеперечисленные особенности развития в совокупности, осложнённые также множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата и общей неврологической симптоматикой.

Те, кто хоть раз посещал наше учреждение (ГКОУ АО "Школа-интернат №7 для обучающихся с ОВЗ), равнодушными не уходят никогда и долго помнят это посещение. Потому что больно за этих детей. Потому что страшно за их родителей. И даже в голове никак не может уместиться, каково это – быть мамой такого ребёнка.

Но это со стороны. Изнутри всё позитивнее. Специалисты - и педагоги, и медики, делают по максимуму всё, от них зависящее, чтобы помочь. Чтобы облегчить тяжесть состояния маленького человечка. Откорректировать то, что поддаётся коррекции. Чтобы помочь родителям - прежде всего духовно – преодолеть боль и страх за своего ребёнка, научить его жить в этом мире – так, как сможет.

…А что же там, за пределами Центров? Вспомним вопиющие факты. Сестра Натальи Водяновой, известной на весь мир топ-модели, Оксана оказалась в центре скандала. Девушку, страдающую аутизмом и ДЦП, вместе с няней выгнали из кафе в Нижнем Новгороде. (12 августа 2015 года, новостной портал «Майл.ру»). Этот инцидент вызвал сильнейший резонанс в интернете и СМИ, а также среди родителей «особых» детей. 

К сожалению, это наша сегодняшняя реальность. Сама Наталья и её мама были очень возмущены поступком владельца кафе, который выгнал ребёнка с сопровождающим взрослым чуть ли не под дулом автоматов охраны.  Дословно охранник сказал: "Давайте уходите. вы отпугиваете всех наших клиентов. Идите лечитесь и ребенка своего лечите. А потом приходите в общественное место»…

То есть мы имеем на сегодняшний день полное невежество широких слоёв населения относительно специфики состояния детей с проблемами в развитии и, что ещё печальнее, полное нежелание понять и почувствовать себя на месте этого ребёнка, его родителей.

Это наш сегодняшний мир, так остро нуждающийся в инклюзивном образовании, воспитании не только подрастающего поколения, но, как показывает данный инцидент, и весьма широких слоёв взрослого общества.

После инцидента в кафе Наталья Водянова, когда её сестру с особенностями развития насильно и грубо выдворили из кафе, дословно сказала следующее:

«Я хочу обратиться к каждому из нас, давайте поможем людям с особенностями развития и их семьям быть счастливыми. Давайте поможем их педагогам и специалистам, которые занимаются с ними ежедневно, сделать так, чтобы их работа не заканчивалась за пределами школ и реабилитационных центров, а мы с вами были продолжением этой работы.»

Здесь как нигде остро ощущается призыв, очень умный и грамотный призыв к нашему современному обществу, призыв к пониманию, к сочувствию, толерантности. Я была очень тронута этими словами и они с добром и любовью отозвались в моём сердце. Работая с 2005 года с детьми и подростками с мультидефектами вследствие ДЦП в качестве педагога-психолога, я как раз на этот момент обобщала опыт своей работы, опираясь в первую очередь на понятие инклюзии.

Что же такое инклюзия?

Инклюзия (от латинского inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности и особенности в физическом развитии. Этот процесс предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни. Инклюзия - это процесс реального включения людей с особенностями и проблемами в развитии в активную общественную жизнь.

Со временем мировое сообщество почувствовало необходимость отойти от термина «инвалидность» - это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен «особому» человеку и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: "Всем здесь рады!" Она может быть как благом для общества, взаимно обогащая духовно его различные социальные группы (в данном случае, группу «обычных людей без особенностей развития» и группу людей с особенностями, отклонениями в развитии). Либо стихийная инклюзия может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда "Инвалид - человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни" (С.И. Ожегов). 

Инклюзивное (включенное) образо­вание понимается нами как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоро­вья с нормально развивающимися свер­стниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно соци­альная адаптация и реабилитация долж­ны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с огра­ниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматри­вать коррекцию и компенсацию нару­шений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.

Россий­ская модель инклюзии базируется на по­зициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Со­гласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для раз­вития ребенка с ограниченными возмож­ностями здоровья.

В настоящее время в Российской Феде­рации интегрированное обучение получа­ет все большее распространение, одно­временно государство старается обеспе­чить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии.

Очень ёмок в смысловом плане термин «инклюзивное воспитание». Пока он как-то неуверенно используется в научных кругах, а жаль. Это целенаправленный и организованный про-
цесс формирования личности, где условиями этого формирования являются равные права и возможности обычных детей, людей и права людей, детей с особенностями и проблемами в развитии.

Инклюзивное воспитание обогащает обе категории. И чем раньше оно начато, тем более действенным оказывается, тем более наглядным оказывается результат.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. К сожалению, пока ещё не изжит пласт комплексов человека отностительно людей с проблемами в развитии. Но мы движемся по пути к изживанию этих комплексов, что не может не радовать.

Подлинная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребно­стями, а также возможность обычных сверстников взаимодействовать с «особыми» детьми.

Хотелось бы поделиться опытом инклюзивного воспитания в рамках моей авторской программы «Опыт развития и коррекции социально-эмоциональной сферы школьников с множественными мультидефектами вследствие ДЦП методами арттерапии посредством коллективной творческой деятельности».

Данная Программа - это итог, обобщение опыта. Опыта экспериментальной деятельности по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы вследствие тяжёлейших форм ДЦП и сопутствующих им психоневрологических особенностей развития. В учреждении на тот момент сложился специфический контингент детей и каждый из них был и есть по-своему уникален. И дело даже не в структуре дефекта, а именно в личности, которая, несмотря ни на что, имела большие предпосылки к дальнейшему развитию. Мы начинали разработку Программы с детьми в возрасте 8 – 18 лет, имеющими тяжелейшую психоневрологическую инвалидность вследствие ДЦП и целый комплекс сопутствующих ей нарушений и просто особенностей эмоционально-волевой сферы. Многие дети посещали учреждение с дошкольного возраста, что при оказании им комплексной медико-психолого-педагогической поддержки без сомнений создало базу для дальнейшего плодотворного развития. Но были и только что пришедшие дети, нуждающиеся в безотлагательной коррекции ЭВС. Порой при похожей структуре дефекта (например, ДЦП, спастическая диплегия средней степени тяжести) – каждый ребёнок демонстрировал абсолютно уникальное сочетание особенностей эмоционально – волевой сферы, нуждающееся в специфической коррекции.

Первоначально коллективной творческой деятельностью с воспитанниками занимались педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель социально-бытового обслуживания, учитель русского языка и литературы, социальный педагог. У каждого были свои наработки, каждый просто выполнял свою работу, используя свои методы и приёмы, пока не созрела идея трансдисциплинарного взаимодействия в данном направлении, что и произошло со временем.

В процессе совместной деятельности была создана Студия развития творческих способностей «Планета «МЫ», где усилия педагогов сплотились во имя единой цели – чтобы наш «особый» ребёнок научился ощущать себя полноценным членом общества не только своих одноклассников, одногруппников из Центра, но и полноправным членом общества здоровых людей, способным научить их чему-то своему, передать им частичку своего уникального внутреннего мира.

И мы стали привлекать к нашей работе педагогов муниципальных школ (это были Гимназия №1 и СОШ № 28) – зарождая в них идею совместной деятельности, имеющей целью социализацию детей и подростков посредством совместной коллективной творческой деятельности. То есть наш трансдисциплинарный подход эволюционировал до осознания важности и нужности инклюзивного подхода к нашей работе.

Мы могли бесконечно долго развивать детей в рамках учреждения. Но это не способствовало их дальнейшей социальной адаптации. Мы поняли, что только инклюзия поможет решению главной проблемы, стоящей перед нами как педагогами и прежде всего перед нашими воспитанниками.

Выйдя за пределы учреждения, им так важно найти себя среди непосредственного социума, уметь себя показать, показать свои сильные стороны как Личности, научиться дружить со сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем. Мы нашли уникальный вариант – с помощью разработанной Программы мы создали предпосылки к развитию самостоятельной социализации наших выпускников в непосредственном социуме.

Актуальность данной Программы обусловлена необходимостью социализации « особого» ребёнка, коррекции и развития его эмоционально-волевой сферы именно в русле развития инклюзивного образования – с целью максимальной подготовки «особого» ребёнка к интеграции в социум (здоровые сверстники и непосредственный социум). А также необходимостью развития эмоционально-волевой сферы здоровых детей в массовой общеобразовательной школе – развития толерантности к особенностям детей с ДЦП, развития эмпатии, активной гражданской позиции, выражающейся в возникновении, развитии и активном проявлении заботы, сочувствия, сопереживания «особому» ребёнку, в помощи ему в интеграции в социум.

Надо отметить, что в процессе инклюзии возникали очень интересные результаты именно среди здоровых сверстников – они начинали лучше ориентироваться в своём внутреннем мире, улучшалась рефлексия их эмоциональных переживаний. Развивались творческие способности, личность подростка – мотивы, результативность планируемых жизненных выборов.

Интеграция в социум в данном контексте способствует развитию инклюзивного образования в Российской Федерации. Включив в деятельность Студии разнообразные формы взаимодействия со здоровыми сверстниками (мы ориентировались не только на сферу образования, но и на весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения, коллективная творческая деятельность), мы учили детей полноценному взаимодействию между «особым» и среднестатистически здоровым ребёнком. Мы пробовали «стирать» границы между ними. Не секрет, что и сегодня дети с тяжелейшими мультидефектами вследствие ДЦП изолированы не только от общества здоровых сверстников, но и от общества - в широком смысле этого слова. Только в последние годы ситуация относительно детей с тяжёлыми формами ДЦП стала меняться в лучшую сторону – медленно, но верно общество стало поворачиваться к ним лицом к лицу с пониманием того, что мир ребёнка с ДЦП – это особый, уникальный мир. И относиться к нему стоит с интересом и уважением, с сочувствием и содействием. Тем самым помогая этим детям ощущать себя полноправными гражданами общества. Именно последние тенденции и инновации в сфере общего и коррекционно-развивающего образования начали способствовать расширению возможностей интегрировать этих детей в социум.

Исходя из приоритетов развития инклюзивного образования, мы исходили в своей деятельности из следующих принципов:

  1. Мы признаём равную ценность для общества всех учеников и педагогов – каждый – это особый «Мир», «Вселенная», способная научить, обогатить находящегося рядом человека массой нужного и важного для его личностного развития, но при одном условии – что он действительно хочет взаимодействовать, учиться, познавать новое, расти духовно.

  2. Мы повышаем степень участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременно уменьшаем уровень изолированности учащихся от общешкольной жизни. Это касается и нашего учреждения, и взаимодействующих с ним.

  3. Мы учимся преодолевать барьеры на пути взаимодействия, получения знаний и жизненного опыта – для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, кто имеет особые образовательные потребности.

  4. Мы исходим из того, что различия между детьми - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу. А отнюдь не препятствия, которые нужно преодолевать.

  5. Мы хотим, чтобы школа – и массовая общеобразовательная, и коррекционная, ратовала не только за повышение академических показателей учащихся, но и за развитие общественных ценностей – гуманистических, прежде всего.

  6. Мы ратуем за развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами, местными сообществами. Признавая, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Инновационный подход Программы в том, что впервые с целью коррекции и развития ЭВС детей и подростков с тяжёлыми формами ДЦП объединены и планомерно расписаны совместные усилия нескольких специалистов в рамках трансдисциплинарного подхода, а именно: воспитателей, педагога-психолога, учителя русского языка и литературы. Бессменными помощниками в реализации Программы выступали социальный педагог и учитель СБО. Создан единый план работы специалистов, объединённых общими целями и задачами, но отвечающих каждый за свой участок работы. Организация подобной деятельности способствует наиболее результативному достижению целей и задач Программы.

Разнообразные сочетания арттерапевтических методов: библиотерапия, сказкотерапия, коллективная творческая деятельность (куклотерапия: кукольный, драматический, настольный, пальчиковый и другие виды театра) способствуют положительной мотивированности детей к взаимодействию в рамках программы.

Научно-практическая новизна и перспективность Программы. Создана модель взаимодействия специалистов в рамках трансдисциплинарного подхода с выходом на инклюзию, позволяющая на базе данной Программы расширять и углублять направления деятельности, варьируя методы и приёмы работы, но беря за основополагающий принцип взаимодействия разработанную Программу. Являясь базисом для осуществления психокоррекционных воздействий, Программа способна динамически расширять сферу своего применения, ориентируясь на потребности участвующих в ней воспитанников, педагогов, родителей, а также на возможности применения её в непосредственном социуме для достижения максимально возможного уровня интеграции в социум всех её участников.

В основу Программы мы взяли сетку месячного календарно-тематического плана воспитательной работы учреждения. Поделили его на месяцы. Каждый месяц носит своё название и посвящён определённой теме. В 4-х неделях месяца мы уместили 4 направления психокоррекционной деятельности, направленной на инклюзивную коррекцию социально-эмоциональной сферы воспитанников путём арттерапевтических методов:

Библиотерапия – общепринятого определения данного термина на данный момент нет. Но есть множество точек зрения по поводу её использования в психокоррекционном процессе.

Это «использование книг для помощи людям в решении их проблем» (Алекс и Нола Кортнер (Alex, Nola Kortner), ERIC-дайджест).

Другое, более точное определение: «Библиотерапия - это техниика для структурного взаимодействия между стимулирующим и воспринимающим, базирующаяся на использовании литературы» (Пардек (Pardeck), 1989). Более конкретно библиотерапия определяется Риорданом (Riordan) и Вильсоном (Wilson) как «преднамеренное использование литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека» (Риордан и Вильсон (Riordan, Wilson), 1989, С. 506).

«Итак, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии... опирающимся на глубинные закономерности психотерапевтического процесса, особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия» (Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики//Психолог в детской библиотеке. — М., 1994. С. 22-40). «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения его личных проблем» (Рослик Г.М. Немного о библиотерапии: Обзор заруб, лит.// Науч. и техн. лит. 1995. 7. С. 65-68.).

Библиотерапия используется для того:

1) чтобы проявить индивидуальное самосознание;

2) чтобы улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций;

3) чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;

4) чтобы помочь определить человеку свои интересы и склонности;

5) чтобы облегчить последствия стресса;

6) чтобы показать личности, что он или она - не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;

7) чтобы показать человеку, что есть более чем одно решение данной проблемы;

8) чтобы помочь человеку обсудить проблему более свободно;

9) чтобы помочь человеку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;

10) чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и, в коночном итоге, самоактуализации (A.Mаслоу), достичь психологической зрелости.

Используя специально подобранные литературные произведения, заранее организовая прочтение их обычными ребятами и детьми с ДЦП, на совместных встречах и мастерклассах мы обсуждаем и анализируем эти произведения, проводим коллоквиумы, используя эти произведения в психокоррекционной работе.

Мы используем библиотерапию в разных видах:

  1. Сочинение различных литературных произведений – от сказок и стихов до прозы.

  2. Анализ и осмысление произведений классической литературы – совместно со сверстниками из непосредственного социума. Давно известно, что для плодотворного общения нужны 3 составляющие: дружеское расположение, то, о чём поговорить и сама возможность общения. Мы находим стоящие поводы пообсуждать, чем стимулируем дружеское расположение участников диспутов и возможность более плодотворного взаимодействия, и это лучшая воспитательная инклюзия из нами опробованных.

  3. Издание авторских литературных сборников наших воспитанников.

Сказкотерапия. Это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

В своей деятельности мы используем сюжеты как русских народных сказок, так и самостоятельно сочинённых воспитанниками. Инсценируем их на занятиях пальчикового кукольного театра и в коллективных творческих мероприятиях.

Также в рамках школьного блока реализовывались следующие виды коллективной творческой деятельности:

1 - В рамках Студии развития творческих способностей «Планета «Мы» основными направлениями деятельности по развитию творческих способностей являются:

А) Стимуляция творческой активности воспитанников через литературное творчество, фотоискусство, изобразительную деятельность;

Б) Газетное дело как способ самопрезентации более старших воспитанников непосредственному социуму, формирование и развитие у детей посредством данного вида деятельности навыков речевой коммуникации;

В) Театрализованная деятельность школьников - в рамках развития толерантности к младшим воспитанникам, формирования мотивации и потребности в общении разновозрастных групп подростки учреждения совместно с воспитателями, педагогом-психологом, учителем русского языка и литературы ставят спектакли для воспитанников дошкольных групп по авторским произведениям школьников (сказки, рассказы), либо по классическим произведениям русской литературы;

Г) «Литературные гостиные» - уникальный по своей неповторимости творческий опыт нашего учреждения. В рамках данного вида деятельности школьники знакомятся с жизнью и творениями классиков мировой литературы, живописи. Методической инновацией в данном случае является сама форма проведения мероприятия - участие в гостиных принимают и дети, и гости (педагоги, специально приглашённые извне артисты, поэты, художники). Коллективное проявление творческой индивидуальности каждого участника делает данный вид творческой активности уникальным.

2 - В рамках социально-патриотического воспитания специалистами учреждения проводятся коллективные творческие мастерские по темам: «История города», «Традиции народов Поволжья», «Быт и история народов Астраханского края». Совместно с социальным педагогом организуются экскурсии по памятным местам нашего города, по выставкам астраханских художников, фотографов. Все впечатления, полученные в данных видах деятельности, воспитанники учатся переносить в собственное художественно-изобразительное творчество.

Также особую роль в данном случае играют диспуты, встречи, литературные гостиные с участием выдающихся астраханцев. При участии в них подростки учреждения приобретают возможность применить на практике полученные в ходе обучения коммуникативные умения и навыки. Дети могут в непосредственном контакте с известными людьми почувствовать, что можно и нужно стремиться к лучшему, к тому, чтобы занять достойное место в обществе. Все виды данного вида КТД адаптируют «особого» ребёнка к реалиям социума, развивают мотивацию к вхождению в мир людей. Свои непосредственные впечатления ребята учатся осмыслять, создавая собственную газету «Наш дом», где через создание кратких публицистических заметок они осмысляют пережитое и прочувствованное.

Так, при участии педагогов специальных коррекционных учреждений и педагогов обычных школ происходит процесс инклюзивного воспитания подрастающего поколения, что достаточно ценно и важно в условиях развития современного общества. Отмечу, что данная Программа удобна и интересна своей вариативностью, возможностью изыскивать всё новые методы и приёмы взаимодействия. Очень ценна именно основа, отталкиваясь от которой можно при наличии высокой мотивации к качественной, плодотворной деятельности добиться достаточно ощутимых результатов. Наши выпускники, при тяжелейших дефектах развития, достаточно свободно ощущают себя в непосредственном социуме. Есть случай, когда девушка с тяжёлой формой ДЦП вышла замуж за абсолютно здорового молодого человека, родила ребёнка. Живут счастливо. Другой пример: подросток, передвигающийся исключительно на костылях, несмотря на тяжелейшие сложности передвижения, поступил в ВУЗ (АГУ) и закончил его успешно. Параллельно занимаясь литературным творчеством. Ещё один молодой человек с трудностями передвижения, безумно увлекаясь футболом, стал спортивным поэтом, которого очень любят в нашей астраханской футбольной команде «Волгарь». И это лишь малая толика успехов. При грамотной организации инклюзивного образования и воспитания возможно многое.

 

Алферьева Екатерина

Поделиться:


2018-01-15
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?