Вечный и серьезный вопрос , заданный вчера на группе: "если зло обладает неограниченными возможностями и суть его - нарушать правила, то может ли вообще победить добро, если оно принципиально ограничено в своих возможностях? "
Ответ на этот вопрос, наверное, логически сложен.
Что такое "добро" и "зло"?
Кто определяет?
Как так выходит, что все-таки появляются "добрые люди"?
Путем эволюции? И откуда?
И, похоже, делать "добро" это ведь однозначно выбор каждого. Но что же это значит?
И все-таки, если выбор существует,то ведь он делается ради чего-то?
Или, если свободного выбора нет, то само по себе решение, например,быть "добрым", оно же "собирается" как в мозаике из множества обстоятельств и ситуаций…
И может же такое быть, что ради того, чтобы оставаться собой "добрым", "хорошим" надо пожертвовать,,, собой? Просто потому что "зло" сильнее.
А будет ли это "добро" по отношению к себе?
Что делать, если я не настолько религиозен, и не настолько верующий, что у меня нет простых, ясных и логичных критериев "добра"?
Могу ли я опираться на законы страны, где живу, всей государственной машины?
Пока мне самому кажется так (и в этом предложении слово "кажется" - ключевое):
Я могу, двигаться в его сторону добра, но только движение, без остановки и сохранит меня от окончательного выбора. В котором уже есть сомнения по факту его определенности.
Что меня может выручить?
Как я сохранюсь и в меняющемся мире и в меняющемся себе?
Думается через творчество, которое позволяет всю совокупность своей личности выразить, откликнуться на вызов жизни.
И "творческое приспособление", эстетика пути, становится тем, что и сохраняет меня и дает возможность видеть Другого. При этом не останавливаясь.
Сомовыражение через текст, рисунок, танец, что угодно, что помогает оставаться в контакте с собой и с миром. И позволяет уходить от дилеммы "хорошо"- "плохо". Я могу сейчас писать этот текст и думать о чем-то важном и, конечно, оценивать его. В движении меня перестает волновать вопрос сравнения.
Поезд едет, а я не успеваю сравнивать, точнее успеваю, но сразу забываю и не фиксируюсь на станциях, проплывающих за окном. Но стоит остановиться этому поезду и на меня опять нападают эти вечные вопросы... если, конечно, этот пейзаж за окнами, да и сами вопросы не плод моего воображения.
И я не отвечаю на вопросы определенно и не могу найти ответ в глазах Другого напротив меня.
Или не хочу искать этот ответ?
Ведь вопрос был задан на группе, нам всем, а значит ведущий надеялся на что-то, когда задавал его?
И тогда я опять сажусь в этот поезд, а Он?
Я могу взять тебя с собой! Поехали вместе?
Поговорим?)