Путь менеджера: как кайфовать, когда сложно

Герой: Руслан Лобачев — Head of Core Product в компании Miro; это сервис, предоставляющий виртуальное пространство (доску) для совместной работы. До Miro Руслан два года работал директором по продуктам в «Самокате», сервисе быстрой доставки продуктов.

Ситуация: Оба сервиса очень быстро растут. «Как будто каждый месяц просыпаешься в новой компании». За время, пока Руслан работал в «Самокате», тот успел вырасти в 30 раз. В Miro, у которого более 15 млн пользователей по всему миру, похожая ситуация: компания растет в 2–3 раза в год. «Все постоянно меняется. И это довольно стрессово. К тому же я нахожусь на переднем крае своей компетентности, все время занимаюсь вещами, которые превышают то, что я делал ранее. Только освоишься на каком-то уровне сложности — тут же прибегает следующий». В итоге одолевают сомнения, появляется желание все бросить. Возможно выгорание.

Решение: Дело не в самой сложности, а в том, как с ней обращаться.

Откуда берется стресс?

«У меня есть теория относительности проблем, — рассказывает Руслан. — Она, конечно, не мной придумана — просто я сам для себя ее так назвал. Суть в том, что наши сложности и боль — функция двух переменных. 1) Насколько вы воспринимаете ситуацию как проблемную. Сама ведь по себе ситуация — никакая, это вы так характеризуете ее за счет своего восприятия. 2) Как вы оцениваете свою способность справиться с ситуацией».

Когда компания стремительно развивается, происходит много непростых процессов. Растут команды и требования, начинаются сложности в отношениях, у отдельных людей пропадает мотивация. Одним словом, бывает очень тяжело. Но полезно осознавать, говорит Руслан, что это естественное состояние вещей. «Так устроена жизнь, весь мир — в нем постоянно происходят несостыковки, конфликты, амбиции превышают возможности. Не бывает ситуации, когда все довольны. Мир все время куда-то катится, это его обычное состояние».

От самого понимания этого становится легче. «Без него все твои сигнальные системы фонят: “Все плохо! У нас проблема!”, отсюда — выгорание и депрессия». Но когда ты видишь, что сложность и хаотичность — нормальная, естественная природа вещей, — совсем другое дело.

Возможность справиться с ситуацией так же относительна. «Чем отличаются, например, предприниматели? — спрашивает Руслан. — У них есть внутренний заряд оптимизма и вера, что некую странную вещь, которую никто раньше не делал и которая кажется неподъемной, они смогут сделать. Эта вера подкрепляется тем, что ты методично чинишь проблемы. Из миллиона проблем ты чинишь три самые главные, потом три следующие, и все как-то постепенно налаживается, и выясняется даже, что 900 тысяч других проблем отпадают сами. Так ты постоянно наращиваешь веру в собственную способность справляться с любой ситуацией».

Руслан говорит, что оценка ситуации и оценка способности справиться — это лишь шкалы у нас в голове. Меняя их, мы помогаем себе эффективнее действовать в определенных ситуациях.

Он рассказывает такую историю: «“Самокат” и Miro — разные по культуре компании. В “Самокате” культура ритейловая, которая по определению более агрессивна, в Miro — более дружелюбная, открытая. Но я заметил, что мой уровень стресса от среды почти не изменился. И тогда подумал: “Елки-палки, все это происходит исключительно в моей голове”. Все эти демоны, фрустрация, ощущение собственной некомпетентности, страх не справиться, страх плохой оценки или конфликта — все это находится в голове. Поэтому совет: чинить свою голову».

Что делать?

  • Психотерапия как инструмент, развивающий в том числе реалистичный взгляд на себя и навык отличать мнение о ситуации от самой ситуации.
  • О том, что боль и страдания происходят от стремления доказать собственную правоту, рассказывает известный коуч Питер Крон в подкасте Обри Маркуса, основателя компании Onnit. «How To Reprogram Negative Thoughts and Emotions Peter Crone». Ссылка.
  • «Синхронизация с реальностью» через «практику молчания». Блог основателя Школы открытого диалога Дмитрия Шаменкова. Ссылка.

Как быть с эффективностью?

После того, как разобрались со стрессом, Руслан предлагает поговорить про то, как устроен менеджмент.

«В чем моя функция как руководителя, отвечающего в довольно большой компании за важное направление деятельности? Если отсеять всю шелуху, то мою функцию можно описать словом bottleneck, “бутылочное горлышко”. Чем выше этаж менеджмента, на котором ты находишься, тем в большей степени ты — такое бутылочное горлышко. С каждым этажом объем задач, ожиданий, контактов с людьми, входящей информации кратно увеличивается, а ты не увеличиваешься. Количество времени и энергии не растет в 10 раз в год. Значит, твой главный инструмент — очень жесткая приоритизация. На самом верху она совсем безжалостная».

Руслан говорит, что вещи маловажные и средней важности приходится отбрасывать сразу, но даже так останется «еще 20 очень важных вещей». И было бы нечестно, добавляет он, перед коллегами, руководством и в первую очередь перед самим собой утверждать, что ты все эти 20 вещей сделаешь. «Это нереально. Значит, мне нужно выделить только три самые важные вещи и заниматься ими».

Как выбрать? По словам Руслана, это должны быть вещи с максимальным мультипликативным эффектом. Например, расширение команды: ты инвестируешь два месяца в расширение, а потом команда сама собой начинает делать в два-три раза больше. Другой пример: формирование общих принципов, процессов. Если вы сделали какую-то вещь сами, это плюс один, а если транслировали, объяснили стратегию команде и построили процесс, то умножаете на N, где N — число людей в команде.

Чтобы сосредоточиться только на самом главном, нужно уметь отбрасывать неважное. Психологически это означает умение говорить нет. «Многим из нас делать это очень сложно и неприятно, поскольку мы не хотим ощущать себя плохими. Что помогает? Четкое понимание своих ресурсов, четкие правила, по которым ты говоришь нет». И опять же психотерапия.

Как кайфовать?

Успокоившись, став более эффективным, можно понять, как получать удовольствие от работы. Что этому мешает?

Полезно вспомнить, что существуют два «Я», напоминает Руслан.

Слайд из презентации Руслана Лобачева

Первое «Я» — это наша персона, маска, «Я» для других, «Я», определяемое тем, что обо мне думают: насколько я крутой продакт-менеджер, как меня оценивают руководители, насколько я котируюсь в индустрии, насколько меня уважают люди и так далее. «Проблема в том, что это “Я” очень хрупкое. Оно вам не принадлежит, им управляют другие люди. Опора на это “Я” — следствие нашего взросления, воспитания и травм. Жизнь через это “Я” очень энергозатратна, постоянное балансирование на острие тысячи мнений, любая конфликтная ситуация это “Я” расшатывает».

Другое «Я», добавляет Руслан, это «просто я, тот, кем я был и есть с самого рождения». «Внешне я меняюсь, но у меня есть центр. И если вы научаетесь смотреть из этого центра, все становится намного легче, намного интереснее и намного кайфовее — в том числе из-за того, что высвобождается очень много энергии».

Слайд из презентации Руслана Лобачева

Путь к этому пониманию опять же лежит через психотерапию, говорит Руслан. А еще помогает вопрос «Чего я хочу?». «Я стараюсь задавать его себе ежедневно. Понятно, что у моих коллег и руководителей есть какие-то ожидания в отношении меня: что я должен уметь, что я должен делать. Но это все вторично. Важно, зачем это мне. Зачем я пришел играть в эту игру? Какого бы успеха я ни достиг, если это не то, чего искренне хотелось мне самому, какое это имеет значение? Жизнь-то у меня одна».

Еще есть хороший проверочный вопрос: «Если бы у меня было $100 млн, занимался бы я тем, чем сейчас занимаюсь, или нет?»

Что посмотреть

  • Фильм Гая Ричи «Револьвер». Комментарий Руслана: «Фильм может показаться запутанным, но на самом деле Ричи в нем раскрывает главную тему своего творчества: личность — это ты сам или ты, подчиненный миру?»
  • Отрывок из интервью Ричи в подкасте Джо Рогана, где режиссер раскрывает эту же идею. «You Must Be The Master of Your Own Kingdom» Ссылка.

Исходя из сказанного выше, имеет смысл заниматься не тайм-менеджментом и даже не более современной его версией — energy management. Нужен inspiration management, менеджмент вдохновения. «Главное это не время и даже не энергия, которая у меня есть, а то, насколько я хочу этого [того, чем занимаюсь], насколько я люблю это — именно на такой барометр нужно ориентироваться, нужно его прокачивать, обращая внимание, что на него влияет».

Предостережение: на этом пути вас может поджидать опасность. «Я выступаю за радикальную честность с самим собой. И это скользкий путь: кого-то он может привести к пониманию, что работа, которую они делают, — это не то, чем они на самом деле хотят заниматься. Нельзя высосать вдохновение из пальца на любой работе».

Итого

Руслан сводит свое выступление к такой схеме:

Слайд из презентации Руслана Лобачева

В основе лежат психотерапия и ресурс. «Это инфраструктура, фундамент, на котором только и можно строить все остальное». Психотерапия как инструмент, который позволяет быть в ладу с собой. А ресурс — это хороший сон, правильное питание, умеренные физические нагрузки и так далее.

Имея такую прочную базу, можно надстроить над ней приоритизацию и вдохновение. Это то, что позволяет развиваться и в итоге, как сказано в заголовке, «кайфовать, когда сложно».





Что интересного на портале?