Публичные выступления. Страх и волнение.

Глава 2.

ЧТО МНЕ МЕШАЕТ – ВОЛНЕНИЕ ИЛИ СТРАХ

 Довольно часто люди испытывают волнение или даже страх перед сценой и очень хотят от этих чувств избавиться. Но я как врач  не стала бы столь однозначно относиться к этому желанию.

 Во-первых, надо научиться разграничивать два совершенно разных чувства: страх и волнение.

А, во- вторых, надо знать, что страх – это плохо,  а волнение  - хорошо.

 Как же понять, где страх, а где волнение?

Страх парализует, и с ним надо бороться.

Волнение стимулирует, и от него совсем не надо избавляться.

 Приступ страха не даёт вам нормально мыслить, говорить, адекватно воспринимать происходящее. Мысли путаются, язык заплетается. В следующей главе я дам советы, как бороться со страхом.

Волнение вполне допустимо и даже полезно, оно начинается, как и страх, перед выступлением, но, в отличие от страха, мобилизует вас и постепенно проходит в ходе выступления.

О ПОЛЬЗЕ ВОЛНЕНИЯ

Когда человек волнуется, у него начинают выделяться гормоны стресса, которые, в свою очередь, стимулируют адаптационные процессы в организме, в частности,  усиливают  кровоснабжение сердца и головного мозга.

И вот, вы стоите на сцене: сердце усиленно бьется, глаза блестят, щёки разрумянились, сознание ясное, мысли чёткие. Вы получаете удовольствие! Это и есть то самое «чувство сцены», и если вы хоть раз его испытали, то непременно захотите повторить его вновь.

Самые великие актёры говорят, что испытывают особое чувство волнения и трепета перед каждым выходом на сцену, несмотря на то, что они делают это уже много лет.

Когда я училась в Томском медицинском университете, один любимый всеми студентами выдающийся и необычайно артистичный лектор говорил нам, что он всегда волнуется перед выходом к аудитории, да ещё к тому же после каждой лекции теряет пару килограмм. Тогда нам это казалось невероятным. Но теперь я сама к концу лекции или тренинга по имиджу,  чувствую, что одежда на мне сидит гораздо свободнее, чем в начале занятия. Это происходит потому, что во время выступления происходит сильный энергетический всплеск, обменные процессы ускоряются, уходит лишняя вода.

Более того, когда вы стоите перед аудиторией, даже физиологические потребности уходят на второй план,  можно простоять несколько часов, не вспомнив ни о еде, ни о жажде, ни о туалете.

По этому поводу хочу процитировать одного из моих любимых режиссеров -  Константина Райкина. Как-то в одном из интервью он сказал, что не верит тем актёрам, которые утверждают, что им плевать на пустые залы, а играют они для собственного удовольствия. Непонимание и неприятие публикой их искусства  вовсе их не волнует.

Полное спокойствие и даже несколько снисходительное отношение к аудитории, перед которой вы выступаете, отнюдь не пойдёт на пользу ни вам, ни аудитории.

 Отсутствие волнения даже может быть дурным знаком.

 Нет волнения – нет мобилизации, а, значит, нет вдохновения, драйва и творчества. 

 Спокойный актёр – мёртвый актёр.

 Спокойный лектор – мёртвый лектор.

 Волнение – это ХОРОШО!  Волнение – это ОЧЕНЬ ХОРОШО!

 

 О ВРЕДЕ СТРАХА

 Но что, если случилось так, что вы боитесь выступать, боитесь выходить к доске и даже просто боитесь общаться и разговаривать с малознакомыми людьми?

Страх, как уже говорилось, не мобилизует, а парализует. Все мысли улетают в неизвестном направлении, в ушах шум, в глазах туман, вы злитесь и чувствуете себя, по меньшей мере, жалким и практически слабоумным.

Но ведь выступление или домашнее задание подготовлено, выучено наизусть, дома проговорено перед зеркалом несколько раз, а вам хочется, чтобы школьная доска внезапно разломилась пополам, у учителя или преподавателя начался приступ кашля, сцена провалилась, а кулисы загорелись! Нет, вы не кровожадный, вы никому не хотите зла, пусть все спасутся, пожар потушат, людей эвакуируют, но только пусть  это выступление или выход к доске скорее закончится!

Этому состоянию есть вполне понятное объяснение. Говоря научным языком, человек, испытывая стресс от публичного выступления, из фазы компенсации перескакивает сразу в фазу декомпенсации, вот и появляется страх вместо мобилизации. Сосуды спазмируются, ноги подгибаются, во рту пересыхает, а в горле – ком.

 Когда ко мне на тренинги по имиджу и публичным выступлениям приходят люди разных возрастов и принадлежащие к разным социальным слоям, и я даю им задание выступить перед группой и перед камерой.

Часто они начинают вести себя  точно так же, как дети, не желающие выходить к доске. И это происходит не по их вине и не от нежелания учиться, просто желание научиться выступать и страх сцены борются между собой.

Но, применив некоторые упражнения, которые я приведу чуть ниже, эти товарищи всё же выходят перед группой и пробуют себя в роли ораторов. А какое удовольствие они при этом испытывают, как радуются своему успеху!

 А как было бы здорово, если бы в школах, наряду с алгеброй и физикой, преподавали и уроки эффективного общения. Насколько легче жилось бы этим людям в будущем. Почему считается, что надо учиться писать и  считать, а умение общаться придёт само собой?

Конкретные упражнения "против страха" я приведу в следующей статье. Они просты в применении и очень эффективны. Их можно выполнять с психологом, а можно и самостоятельно.

Если вам интересна эта тема, дайте мне знать, поддержите лайками и комментариями. 


Что интересного на портале?