Психотерапия зависимостей. 5. Принятие ответственности за свою судьбу

 

Приходил, сидел, курил, шутки с анекдотами,

А на утро дверь закрыл, и не ясно кто ты мне.

Давит сердце тяжкий груз, мысль в слова не вяжется,

Я с тобою разберусь - мало не покажется.

 Ты ответишь за базар, за базар ответишь,

Лучше жми на тормоза, на зеленом свете.

Не молись на образа - брось ты шутки эти,

Ты ответишь за базар, за базар ответишь…

(И. Аллегрова.)

Если проследить с чего начинается формирование любой человеческой ответственности, то чаще всего будет обнаружено жёсткое влияние среды. То есть, по своей воле человек не склонен принимать груз ответственности, за что бы то ни было. К ответственности взывают с детских лет родители, заставляют быть ответственными в дошкольных учреждениях воспитатели, ругают за безответственность учителя в школах, техникумах и ВУЗах, наказывают за её отсутствие и жёстко карают во взрослой жизни начальники супруги и прочие «небезразличные граждане». И лишь ради избавления от возможного будущего наказания, люди берут на себя ответственность по своей воле. Даже, если кажется, что человек принимает ответственность вполне самостоятельно, являясь «взрослой» личностью, то в его истории обязательно будет иметь место воспитание,   заставляющее отвечать за поступки, причем не только свои. Можно выделить в отдельную категорию гиперответственных, в том числе созависимых, людей, но это будет, скорее, категория отклоняющихся от нормы поведения граждан, не совсем здоровых.

Когда зависимый от ПАВ человек склонен брать ответственность за своё выздоровление? В двух случаях:

  • Когда пришёл полный «привет» здоровью, и ничего больше не остается, как останавливаться самостоятельно и взывать о помощи;
  • Когда неравнодушные близкие родственники и другие граждане поддадут ему «пинка любви» для мотивации к выздоровлению.

В общем и целом, приходится признавать известный факт, что к ответственности необходимо принуждать!

Если кто-нибудь захочет спорить с этим утверждением, то с полной уверенностью смогу заявить, что такой человек просто не имеет опыта руководства, хотя бы одним человеком и у него нет своих детей.

Как насаждается ответственность в психотерапии.

         Как это ни странно, но ответственность за свои действия, человек формирует тогда, когда другие люди перестают ему часто помогать в его делах, или вовсе отворачиваются от него. Оставленный один, как бы того ни хотелось, но будешь решать свои проблемы сам.

         В терапевтической провокации для формирования ответственности, понятное дело, нужно "троллить" безответственность всевозможными терапевтическими продуктами творческой активности психолога ("троллить" - провоцировать). В плане инструмента "троллинга" очень результативно работает эффект паузы. В ситуации групповой психотерапии нередко складываются условия, при которых реабилитант пытается опираться на мнения и поступки других людей, сам ни как не проявляясь при этом. В таком случае можно действовать так.

         Психолог говорит уверенным голосом какую-то банальную глупость, относящуюся к реабилитанту, у которого провоцируется ответственное поведение. Реабилитанта побуждают поддерживать эту глупость. К примеру, речь можно вести о сроках реабилитации:

- Я думаю, что нет смысла держать больше трех месяцев тебя на реабилитации! Ты уже готов к социализации!

Психолог добивается радостного настроения реабилитанта, который с удовольствием соглашается со словами мудрого специалиста и выражает ему всяческую симпатию. Делается пауза. Психолог смотрит в упор на своего подопечного… и начинает говорить  следующее:

- Многие бы хотели услышать эти слова, жаль, что они являются ложью!

Пуаза. Реабилитант приходит в состояние гнева. Ждём.

Подопечный начинает ругаться. Ждём.

Обвиняет. Ждем.

Продолжаем говорить, примерно следующее:

- Ну и куда тебя отпускать, когда ты такой непостоянный. Минуту назад ты меня готов был на руках носить, а сейчас ругаешь. Кто ты после этого?

Пауза.

Все упреки реабилитанта выслушиваются, но игнорируются. Реагирование начинается только тогда, когда реабилитант переходит к самокритике:

- Я тоже дурак, введусь на всякую чушь!

Психолог:

- Ага, ведешься.

         Таким образом, в спровоцированной реакции поддерживается самоанализ и встречается молчанием любое безответственное проявление.

2016-05-26
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?