В психосексуальном развитии человека от рождения до самой смерти выделяют 5 основополагающих этапов.
К ним относятся:
Половое самосознание (0-7 лет);Полоролевое поведение (7-11 лет);Формирование психосексуальных ориентаций (11-18 лет);Период зрелой сексуальности (26-55 лет);Инволюционный период (55 и выше лет). Давайте разберем каждую стадию более подробно, указав ее специфику, особенности и новообразования. Необходимо оговориться про возрастные границы: они могут «пересекаться» или быть смещены в разных стадиях. В рамках периодизации приведены усредненные значения, но не следует забывать об индивидуальных темпах развития. Но также необходимо сказать, что чрезмерное опережение или застревание на стадиях, не являются хорошими показателями, а, напротив, в большинстве своем указывают на дисгармонию и возможные проблемы.
Половое самосознание.[Парапубертат: от 0 до 7 лет].
Это первый этап в формировании самосознания ребенка.
В этот период формируется первичный образ «Я», представления о себе, эмоциональное отношение к себе. Происходит оформление и стабилизация границ «Я».
На данном этапе важны позитивные отношения с матерью, которые должны обеспечить ребенку безопасность, базовое доверие, чувство стабильности, длительную и непрерывную эмоциональную связь.
Рассмотрим основную периодизацию данного периода:
1,5 – 3 года. Осознание себя как «мальчика»/«девочки» без объяснения атрибуции (чем отличается мальчик от девочки);3-4 года. Ребенок знает свой пол и способен по полу отличать людей. Принадлежность к полу ассоциируется с внешними признаками, такими как одежда. Представления о поле как об обратимом процессе (нет осознания, что пол необратим);6-7 лет. Понимание пола как необратимого свойства. Различение окружающих по внешним признакам, по строению тела, половым органам. Проявляется естественное половое любопытство к гениталиям, реагируют на половое поведение животных (констатируют сексуальное взаимодействие). Психологические новообразования, соответствующие нормативному прохождению данного этапа:
Позитивный образ «Я», идентифицируемый с полом;Определение своих телесных характеристик (физическое «Я»);Ощущение цельности границ «Я», и, как следствие этого, необратимости своего пола.«Задержки» на этой стадии формируют особенности характера в будущем (об этом подробно в психоаналитических трудах об оральной и анальной фиксации).
Полоролевое поведение.[Препубертат: от 7 до 11 лет].
В данную стадию происходит накопление поведенческих и когнитивных наборов социальных норм, шаблонов, установок и т.д. культуры и социума (формирование Супер-Эго).
Также здесь происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей особенностям и представлениям об идеалах мужского и женского поведения в микросоциальной среде.
Этот этап характеризуется проявлением межполовой агрессии. Это эволюционно обусловлено «отыгрыванию» моделей агрессивного поведения через социально приемлемые формы игрового поведения между детьми. Подобные игры позволяют освоить нормы поведения и культуры, которым обучаются у родителей, воспитателей и т.д. (напр., «девочек не бьют», «веди себя как мужик», «ты же девочка» и т.д.).
В этот период игра – важный механизм усвоения социальных ролей.
Психологические новообразования, соответствующие нормативному прохождению данного этапа:
Выраженность в структуре полоролевой идентичности полоролевых черт, нормативных для своего возраста (формирование «Я»-идеальный);Дифференцированность представлений о половых ролях;Построение поведения, согласно нормам данной культуры и собственным представлениям о половых ролях;Соответствие поведения структуре мотивов, подтверждаемое позитивным отношением к соответствующей роли;«Пропуск» данной стадии развития чреват дефицитарностью в когнитивном аспекте по вопросам социальных и полоролевых норм, правил, стандартов и т.д. Что может сказываться непонимании своей роли в отношениях (что делает «женщина/мужчина» в семье, ответственность
мужчины перед семьей и т.д).
«Застревание» на данной стадии чревато формированием чрезмерно большого количества дезадаптивных стереотипов как о собственном поле, так и противоположном. Подобного рода перегруженность нормами приводит к патологии жесткого Супер-Эго – неврозам (ОКР, тревожность, комплексы и др.). В дальнейшем это может сказываться в поиске идеальной второй половины на протяжении всей жизни, предъявлении требований типа «место женщины у плиты», «мужчина должен….», «женщина должна….». Каждый претендент проходит кастинг на роль идеальной половины через огромный список критериев.
Формирование психосексуальных ориентаций.[Пубертат: от 11 до 18 лет]
В данной стадии происходит формирование ролевой сексуальной идентичности. Это второй критически важный период в формировании сексуального самосознания. Прохождение этого этапа во многом определяет сексуальное благополучие в будущем, так как именно здесь формируются и закрепляются социальные навыки межличностного взаимодействия.
Здесь можно выделить три стадии:
Платоническая (11-12 лет). Это время первой влюбленности, первых поцелуев, обращение внимания на противоположный пол, так называемая «дружба».Эта стадия учит ухаживанию и романтичности в дальнейшем.
Если человек "застрял" здесь, то это приведет к дальнейшей излишней романтичности. Будут и стихи под луной, и закат на пляже и т.д. НО кроме романтики ничего больше и не нужно. Сам сексуальный аспект на втором, а то и не понятно каком месте. Застревание не дает возможности научиться двигаться дальше, чем романтика. Здесь не будет секса, точнее он неважен. Важно только ухаживание.
Если человек "пропустил" эту стадию, то это приведет к агрессивному завоеванию, насильственному принуждению к сексу. Так как навыков ухаживания нет, они не сформировались. Это типично для насильников.
Эротическая. Появляется интерес к сексу, порнографии, эротические фантазии и сны, поллюции. Происходит накопление теоретического багажа знаний о сексе через порно, рассказы, картинки и т.д.Если человек "застрял" на этой стадии, то это проявится в хроническом онанизме, увлечении порно. Самоудовлетворение и фантазии, его сопровождающие, становятся более эмоционально насыщенными, чем живой секс. В отношениях это может сказываться на «подгоне под фантазию», что не всегда комфортно второй половине. Теряется спонтанность и принцип наслаждения во время секса «здесь-и-сейчас».
Если "пропустил" - отсутствие теоретического багажа "что и как делать" для дальнейшей сексуальной деятельности. «Одна поза на всю жизнь с выключенным светом» - весьма утрированно, но смысл ясен.
Сексуальная стадия. Желание реализовать свое сексуальное влечение. Начало половой жизни. В этот период закрепляются наиболее мощные условнорефлекторные связи. Психологические новообразования, соответствующие нормативному прохождению данного этапа:
Соответствие поведения в ситуации сексуального взаимодействия и его телесной презентации реальному полоролевому статусу;Формирование представлений о сексуальном партнере в соответствии с представлением о его/ее половой роли;Позитивное эмоциональное и ценностное (когнитивное и эмоциональное) отношение к образу партнера;Соответствие партнера, обладающего определенными качествами, структуре сексуальных предпочтений;Значимость телесных характеристик партнера в ситуации сексуального взаимодействия.
Не сложно заметить, что между данной стадией и следующей есть возрастное пятно. Эта стадия заканчивается на 18 годах, а следующая начинается с 26 лет. Это «окно» является промежуточным и подразумевает под собой «пробование» на практике навыков и умений, полученных в «сексуальном» периоде, а также отработку предпочтений и техники (кристаллизации предпочтений). Не у всех в этот период есть стабильные отношения, которые бы обеспечивали постоянство наличия партнера для отработки навыков. Кто-то нарабатывает в отношениях, а кто-то в постоянном поиске последних. С этой целью оставляется как бы резервное «окно».
Период зрелой сексуальности.[От 26 до 55 лет].
Этот период характеризуется установлением условно-физиологического ритма (установление уровня половой активности, приближающегося к индивидуальным физиологическим и психологическим данным).
В этом периоде вскрываются и проявляются все особенности и проблемы, сформированные на предыдущих стадиях.
Инволюционный период.[от 55 лет].
На данной стадии происходит изменение характера либидо, утрачивается психофизиологическая целостность в переживании ситуации интимного сближения, изменяется характер половых воздержаний (они становятся все более естественными).
Происходит угасание половых функций и сексуального желания.
___________________________________________________________________
Мы рассмотрели стати психосексуального развития, отметили специфические особенности каждой из них, выделив основные новообразования, и указали на возможные «сбои», которые могут их сопровождать. Следует отметить, что все в купе взаимосвязано в становлении сексуальности человека. Что-то может быть большой «поломкой», что-то - «маленькой». Порой бывает так, что человек может не считать какую-то особенность своей сексуальной жизни – «поломкой» или «сбоем», считая это данностью и нормой. Это вопрос критичности, опыта и адаптации. Что касается «совпадения» или «несовпадения» сексуальных интересов - это вопрос отдельных рассуждений и статьи.
Также не следует забывать о том, что психика пластична и своевременно обнаруженные сбои можно разрешить в психотерапии или психологической коррекции с квалифицированными специалистами в области сексологии. Чем быстрее идентифицируется проблема, чем меньше по времени «затягивается» ее решение, тем больше человек получит гармоничные сексуальные отношения на выходе. А как все мы знаем, устраивающая и гармоничная сексуальная сторона жизни каждого человека вносит большой вклад в целостность психического функционирования личности и благополучие отношений.
Спасибо за внимание!
Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin