Психолого-медико-педагогическая служба: здоровьесберегающие технологии в школе

 

В современном образовательном процессе школьная Психолого-медико- педагогическоя служба школы (ПМПС) является необходимым  здоровьесберегающим компонентом системы образования.                                                                           

Целесообразность функционирования ПМПС определяется актуальными потребностями школы в эффективной организации учебно-воспитательного процесса обеспечивая успешную социальную адаптацию учащихся, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни и укрепление физического и психического здоровья.                                                                                                                                       

Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской и возрастной психологии И.В. Дубровина, рассматривая психологическую службу в практическом аспекте полагает, что целью психологической работы с детьми может стать психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и  средством достижения этой цели.                                          

Цель деятельности психолога, работающего в парадигме здоровьесберегающего сопровождения – это создание специальных условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в конкретной социально-педагогической ситуации.

Долгие годы психолог нес на себе функцию корректора отклонений: пришел, организовал воздействие, изменил. Цели и задачи современной службы сопровождения обосновано понятием Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития предполагает, что на каждом этапе взрослый задает ребенку определенные задачи, включая его в окружающий мир – то есть совместное действие и проживание с ребенком определенного отрезка его жизни.

Так, примером, организации эффективного психологического сопровождения, может быть имеющийся обширный опыт создания Психолого-медико-педагогической службы (ПМПС) на базе современной частной школы-лицея «Туран» (г. Алматы).                  

В основу модели Психолого – медико- педагогической службы школы-лицея положена идея профессионального сопровождения образовательного процесса направленного на проектирование социально-психологических условий, способствующих развитию творческой, саморазвивающейся, профессионально ориентированной личности, сохранению и укреплению здоровья, успешному обучению, позитивной адаптации, социализации, личностному развитию учащихся в ситуациях школьного взаимодействия.      

Психолого-медико-педагогическая служба школы-лицея представлена опытными квалифицированными кадрами: четыре психолога, два логопеда, врач-невропатолог и врач-педиатр. Все специалисты службы имеют профессионально оборудованные кабинеты: кабинет психолога, врача, логопеда и комната психологической разгрузки – что даёт возможность качественно проводить профилактические, лечебные, психолого-коррекционные и консультативные виды работы. ПМПС лицея имеет обширную систематизированную научно – методическую, медицинскую базу и материальную базу  способствующую качественной и продуктивной работе службы.      

Основные цели работы ПМПС –  создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьезберегающих условий развития и функционирования личности учащихся; использование педагогически целесообразных мер воздействия на личность учащихся в индивидуально- ориентированном подходе; оказание помощи, поддержки в реализации социальных потребностей учащихся лицея и педагогического коллектива; психологическая помощь в преодолении средовой адаптации и укрепление психического и физического здоровья. С каждым ребенком ведется непрерывная работа – от диагностики при поступлении до психологической помощи перед экзаменами или ЕНТ.

Реализация целей психолого-медико-педагогического сопровождения современного образовательного учреждения предполагает решение следующих задач:

  • Создание и поддержание комфортной эмоциональной среды, способствующей максимальному проявлению способностей и индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося;
  • Организация мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов и родителей;
  • Внедрение системы диагностической, развивающей и коррекционной работы с поступающими в школу учащимися;
  • Включение в учебный процесс мероприятий психологического содержания.

 Деятельность психолога в рамках здоровьесберегающего сопровождения предполагает:

  • Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
  • Разработку и внедрение определенных профилактических и коррекционных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
  • Приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы.

Деятельность логопедов направлена на своевременное определение и устранение нарушений речи, на формирование правильного произношения, на развитие связной устной и письменной речи, что существенно влияет на успешность обучения.                          

Врачи осуществляют медицинское сопровождение осуществляется путем диагностики, «Д» наблюдения и проведения при необходимости курсов медикаментозного лечения, физиопроцедур, лечебного массажа и общеоздоровительных мероприятий, таких, как фитотерапия, санация хронических очагов инфекций, что позволяет снизить количество обострений, а в ряде случаев добиться стойкой ремиссии. В течение всего года проводятся наблюдение за здоровьем учащихся и проводят курс медицинских мероприятий, направленных на оздоровление и успешную адаптацию детей к учебному процессу. Осуществляется и фиксируется контроль за своевременностью проведения профилактических курсов лечения учащихся и консультаций узких специалистов. Врачами службы ведется работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. В динамике отслеживается и фиксируется состояние здоровья учащихся.                                                                                                                                            В решении всех проблем, специалисты службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития. За счёт эффективности проводимых профилактических мероприятий ПМПС прослеживается уменьшение влияния школьных факторов риска на психологическое и физиологическое развитие и здоровье детей в целом.                                                                                                         

Смысл любого учреждения образования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в современном обществе. Научно-методический, профессиональный опыт организации Психологической службы в образовательном учреждении, показывает неоспоримую эффективность комплексного подхода специалистов различных профессий в сохранении психического, соматического здоровья и социального благополучия участников образовательной среды: учащихся, родителей, педагогов,  обеспечивая тем самым положительное влияние на процесс и качество обучения.

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  2. Дубровина  И.В. Школьная психологическая служба: теория и практика. – М., 1995.
  3. Искакова Г. О. Педагогические условия управления качеством обучения на основе технологического подхода. Автореферат диссертации. Алматы. 2006.
  4. Коннычева Г.Г. Реализация образовательной модели лицея, как профильной школы при ВУЗе. Психологическое сопровождение образовательного процесса в лицее. // Библиотека журнала «Директор школы».- М.: «Сентябрь», №2, 2008
  5. Коновалова И. В. О некоторых принципах организации управления психологической службой // Вестник практической психологии образования, 2006. - № 2                                                                                              
  6. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга. /Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009
  7. Шевелёва Е. В. Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрамы в условиях ПМПС школы-лицея // Мектептегi психология – Психология в школе.- 2009.  №2.  С. 24-26

Что интересного на портале?