В современном образовательном процессе школьная Психолого-медико- педагогическоя служба школы (ПМПС) является необходимым здоровьесберегающим компонентом системы образования.
Целесообразность функционирования ПМПС определяется актуальными потребностями школы в эффективной организации учебно-воспитательного процесса обеспечивая успешную социальную адаптацию учащихся, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни и укрепление физического и психического здоровья.
Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской и возрастной психологии И.В. Дубровина, рассматривая психологическую службу в практическом аспекте полагает, что целью психологической работы с детьми может стать психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и средством достижения этой цели.
Цель деятельности психолога, работающего в парадигме здоровьесберегающего сопровождения – это создание специальных условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в конкретной социально-педагогической ситуации.
Долгие годы психолог нес на себе функцию корректора отклонений: пришел, организовал воздействие, изменил. Цели и задачи современной службы сопровождения обосновано понятием Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития предполагает, что на каждом этапе взрослый задает ребенку определенные задачи, включая его в окружающий мир – то есть совместное действие и проживание с ребенком определенного отрезка его жизни.
Так, примером, организации эффективного психологического сопровождения, может быть имеющийся обширный опыт создания Психолого-медико-педагогической службы (ПМПС) на базе современной частной школы-лицея «Туран» (г. Алматы).
В основу модели Психолого – медико- педагогической службы школы-лицея положена идея профессионального сопровождения образовательного процесса направленного на проектирование социально-психологических условий, способствующих развитию творческой, саморазвивающейся, профессионально ориентированной личности, сохранению и укреплению здоровья, успешному обучению, позитивной адаптации, социализации, личностному развитию учащихся в ситуациях школьного взаимодействия.
Психолого-медико-педагогическая служба школы-лицея представлена опытными квалифицированными кадрами: четыре психолога, два логопеда, врач-невропатолог и врач-педиатр. Все специалисты службы имеют профессионально оборудованные кабинеты: кабинет психолога, врача, логопеда и комната психологической разгрузки – что даёт возможность качественно проводить профилактические, лечебные, психолого-коррекционные и консультативные виды работы. ПМПС лицея имеет обширную систематизированную научно – методическую, медицинскую базу и материальную базу способствующую качественной и продуктивной работе службы.
Основные цели работы ПМПС – создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьезберегающих условий развития и функционирования личности учащихся; использование педагогически целесообразных мер воздействия на личность учащихся в индивидуально- ориентированном подходе; оказание помощи, поддержки в реализации социальных потребностей учащихся лицея и педагогического коллектива; психологическая помощь в преодолении средовой адаптации и укрепление психического и физического здоровья. С каждым ребенком ведется непрерывная работа – от диагностики при поступлении до психологической помощи перед экзаменами или ЕНТ.
Реализация целей психолого-медико-педагогического сопровождения современного образовательного учреждения предполагает решение следующих задач:
- Создание и поддержание комфортной эмоциональной среды, способствующей максимальному проявлению способностей и индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося;
- Организация мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов и родителей;
- Внедрение системы диагностической, развивающей и коррекционной работы с поступающими в школу учащимися;
- Включение в учебный процесс мероприятий психологического содержания.
Деятельность психолога в рамках здоровьесберегающего сопровождения предполагает:
- Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
- Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
- Разработку и внедрение определенных профилактических и коррекционных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
- Приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы.
Деятельность логопедов направлена на своевременное определение и устранение нарушений речи, на формирование правильного произношения, на развитие связной устной и письменной речи, что существенно влияет на успешность обучения.
Врачи осуществляют медицинское сопровождение осуществляется путем диагностики, «Д» наблюдения и проведения при необходимости курсов медикаментозного лечения, физиопроцедур, лечебного массажа и общеоздоровительных мероприятий, таких, как фитотерапия, санация хронических очагов инфекций, что позволяет снизить количество обострений, а в ряде случаев добиться стойкой ремиссии. В течение всего года проводятся наблюдение за здоровьем учащихся и проводят курс медицинских мероприятий, направленных на оздоровление и успешную адаптацию детей к учебному процессу. Осуществляется и фиксируется контроль за своевременностью проведения профилактических курсов лечения учащихся и консультаций узких специалистов. Врачами службы ведется работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. В динамике отслеживается и фиксируется состояние здоровья учащихся. В решении всех проблем, специалисты службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития. За счёт эффективности проводимых профилактических мероприятий ПМПС прослеживается уменьшение влияния школьных факторов риска на психологическое и физиологическое развитие и здоровье детей в целом.
Смысл любого учреждения образования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в современном обществе. Научно-методический, профессиональный опыт организации Психологической службы в образовательном учреждении, показывает неоспоримую эффективность комплексного подхода специалистов различных профессий в сохранении психического, соматического здоровья и социального благополучия участников образовательной среды: учащихся, родителей, педагогов, обеспечивая тем самым положительное влияние на процесс и качество обучения.
Список литературы:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: теория и практика. – М., 1995.
- Искакова Г. О. Педагогические условия управления качеством обучения на основе технологического подхода. Автореферат диссертации. Алматы. 2006.
- Коннычева Г.Г. Реализация образовательной модели лицея, как профильной школы при ВУЗе. Психологическое сопровождение образовательного процесса в лицее. // Библиотека журнала «Директор школы».- М.: «Сентябрь», №2, 2008
- Коновалова И. В. О некоторых принципах организации управления психологической службой // Вестник практической психологии образования, 2006. - № 2
- Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга. /Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009
- Шевелёва Е. В. Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрамы в условиях ПМПС школы-лицея // Мектептегi психология – Психология в школе.- 2009. №2. С. 24-26