Психологический тупик 2й степени (2 часть)



В предыдущей статье я рассказывал о тупике 1й степени. Который заключается в прямой установке много работать, полученной примерно в 8-10 лет. Переходим к тупику 2й степени, который начинает в более молодом возрасте, примерно в 4-6 лет.

Пример.

Как и в первом случае, сын получает установку от своего отца много работать, отец систематически повторяет и дает признание сыну, за работу и деловые качества, однако,  ввиду того, что ребенок моложе, отец может давать еще один посыл своему сыну, который заключается в скрытой установке не быть ребенком. Эта установка передается отцом не вербально. То есть сыну открыто не говорят, чтобы он не был ребенком, ему показывают своими действиями и ругают за любое проявления качеств ребенка. В результате сын самостоятельно делает вывод, что быть ребенком плохо, глупо, опасно и бессмысленно, то есть запрещено, иначе он расстроит своего отца.

  

Например. Когда ребенок играет в компьютерную игру и делиться с отцом своими достижениями или переживаниями, отец обесценивает его увлечение, говоря, что это бессмысленное и глупое времяпрепровождение и лучше бы сын занялся чем то полезным. Выходя погулять с детьми, отец говорит, что это трата времени, нужно сделать уборку. Когда сын рисует картинку и показывает папе, папа критикует его работу, говоря, что она неправильно нарисована, и нужно стараться рисовать намного лучше, тем самым убивая у сына желание, творить, а вместо рисования сын мог бы поучиться ремонтировать шкаф. Прослушивание музыки, для удовольствия, которую слушает сын, полная фигня, потому что в понимании отца музыка, это фон для работы, под которую можно сделать больше дел, не особо слушая, что там играет, лишь бы не раздражало…

Примеров можно привести много, но суть их будет приводить к одним и тем же результатом, когда отец будет обесценивать действия сына и склонять его к трудоголизму. В итоге прямого посыла не поступит, но сын сделает вывод, что ребенком быть нельзя, а потом установка перейдет на подсознательный уровень и затеряется в воспоминаниях.

В результате, став взрослым, сын, с этим двумя установками в своем сознании и подсознании, не только будет много и упорно работать, но еще и не сможет отдыхать и расслабляться. В данном случае он не будет запрещать себе играть и расслабляться, но получать качественный отдых не сможет. Этот процесс  будет проявляться, даже в процессе расслабления и игры. Игры у такого человека получаются запрограммированными, а не свободными. Такие виды игры приносят напряжение, а не расслабления, несмотря на то, что человек разрешает себе поиграть и расслабиться. В дальнейшем, когда у него родится сын или дочь, он будет транслировать в невербальном виде, что игры любого характера вредны и неправильны, тем самым передавая свою установку дальше по родовому сценарию, как он получил эти установки от своего отца.



Хороший пример я видел, когда 2е мужчин играли в приставку PlayStation 4 в игру на двоих. Один из мужчин старался собрать все предметы в игре, сильно переживал, когда ошибался и придирался к ошибкам другого. Как будто игра в данном случае была не игрой для развлечения и отдыха, а работа, которую он должен выполнить качество и идеально, без ошибок и в срок. После игры мужчина почувствовал усталость, а не веселье и расслабление, потому что так и не смог расслабиться и насладиться процессом.


Итогом данного тупика 2й степени станет непонимание себя и процессов, которые с ним происходят. Выхода как будто нет, потому что отдых периодически присутствует, и он вроде как отдыхает. А то, что некачественно для себя, он просто не может этого понять и принять. Результатом становятся болезни, например, в виде головных болей и почек. Постоянное агрессивное состояние, злость на всех, враждебность и ненависть, даже к членам своей семьи и друзьям.

   

Ввиду того, что эта установка получена не вербально и обычно в более молодом возрасте, (я специально сделал акцент на возрасте, примерно 4-6 лет, когда ребенок очень мощно воспринимает невербалику, но при это помнит события) вычислить ее не так просто, потому что ее не проговаривали. Что бы понять этот процесс, а впоследствии с ним работать, необходима помощь психолога, который сведет знания, полученные от клиента, и поможет определить суть проблемы, вычислив внутреннюю невербальную установку, в данном случае, не быть ребенком. Далее идет терапия и проработка, чтобы снять внутренние запреты, предварительно ослабив установки.

Чтобы полностью освободится от трудных паттернов поведения (тупика) необходимо не просто признать, что у Вас есть такие установки, необходимо поверить в то, что можно жить без них и прочувствовать внутренне, получая удовольствие. Благодаря терапии это возможно. Главное захотеть и не отступаться от желания жить по другому, принимая новые решения, на пути к своему успеху.



Предыдущую статью о тупике 1й степени можно почитать по ссылке



Что интересного на портале?