" Психологические особенности личности тренера и стиль руководства"

47" Психологические особенности личности тренера и стиль руководства"

УДК 159.9:796.071.43

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА

 

Хоменко Олег Владимирович,

к.пед.н., доцент, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет

им. адм. Ф.Ф. Ушакова» филиал в г. Севастополе,

помощник командующего флота по физической подготовке,

начальник физической подготовки Черноморского флота

Ерошенко Наталья Николаевна,

магистрант

ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

внештатный психолог спортивных команд

 

Аннотация: В статье рассматривается специфика профессиональной деятельности тренера, и факторы влияющие на ее эффективность. Анализируется многофункциональность тренерской работы. Изучается такое свойство личности как характер, а такжестильруководства. Приводятся результаты пилотажного исследования среди заслуженных тренеров Российской Федерации и тренеров-инструкторов по физической подготовке Черноморского Флота Российской Федерации. Даются рекомендации по повышению эффективности рассматриваемой профессиональной деятельности. Намечены перспективы дальнейших исследований в этой области.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, спортивная деятельность, тренер, свойства личности, характер, стили руководства, пилотажное исследование, рекомендации по повышению эффективности профессиональной деятельности тренера.

THE ROLE OF THE PSYCHOLOGICAL PERSONAL CHARACTERISTICS AND THE MANAGEMENT STYLE IN THE EFFECTIVENESS OF THE COACH’S PROFESSIONAL ACTIVITY

 

Khomenko Oleg Vladimirovich,

Eroshenko Natalia Nikolayevna

Abstract: In this article the coach’s professional activity peculiarities and the factors influencing professional activity’s effectiveness are considered. The coach work multitasking functionality is analyzed. Such a personal characteristic as character is studied, as well as the management style. The pilot study results among the honoured coaches of the Russian Federation and military coaches of physical training of the Black Sea Navy Fleet of the Russian Federation are given. The given professional activity effectiveness increasing recommendations are described. The possibilities of the further investigations in this area are set.

Key words: the coach’s professional activity, sport activity, personal characteristics, character, the management style, pilot study, the coach’s professional activity effectiveness increasing recommendations.

 

История спорта, уходит корнями в глубину веков. Первые Олимпийские игры зафиксированы в 776 г. до н.э. С тех пор и до наших дней спортивной деятельности уделяется особое внимание.

Спорт – посол мира! Для военно-прикладных видов, это выражение особенно актуально, ведь на международных чемпионатах SICM происходит демонстрация не только спортивной, но и волевой мощи каждого государства. Поэтому боевая и физическая подготовка личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется под руководством высококвалифицированных инструкторов по физической подготовке и спорту, и должна гарантировать рост спортивного мастерства военнослужащих в целом и военнослужащих - спортсменов в частности.

Цель статьи: рассмотреть теоретически и изучить психологические особенности личности тренера и стиль руководства как факторы эффективной тренерской деятельности.

Данная тема регулярно и хорошо освещается в книгах, исследованиях, статьях. Ведь технологии спорта не стоят на месте, идет постоянное усовершенствование, обмен опытом. Имеют свою специфику и военно-прикладные виды спорта, результаты в которых необходимо удерживать на уровне мировых.

Изучение и внедрение опыта работы заслуженных тренеров РФ, важная составляющая по оптимизации достижений максимальных спортивных результатов военнослужащими спортсменами под руководством инструкторов по физической подготовке и спорту Черноморского флота.

Деятельность человека в современном мире очень разнообразна и обусловлена удовлетворением его потребностей. На сегодняшний день имеется несколько концепций описывающих процесс деятельности (Леонтьев А.Н, Рубинштейн С.Л., Давыдов В.В., Щедровицкий Г.П., Суходольский Г.В. и др.) Общепринятая схема деятельности состоит из: цели, средства, результата и самого процесса деятельности [1, с.77] .

Целью в спорте является победа, высокий спортивный результат, рекорд.

Средством – тренировочный процесс.

Результат – выполнение поставленной задачи.

Процесс спортивной деятельности включает взаимоотношения между тренером и спортсменом, тренером и коллегами, тренером и вышестоящим руководством, между спортсменами. Кроме этого следует учитывать внутриличностные переживания и отношения тренера, и внутриличностные переживания и отношения спортсмена. Другими словами есть объективные и субъективные факторы, влияющие на результативность спортивной деятельности.

Рассмотрим понятие профессиональной деятельности в целом, и деятельности тренера в частности.

Под профессиональной деятельностью принято называть – оплачивающуюся трудовую деятельность, требующую профессионального обучения, осуществляемую в рамках объективно сложившегося разделения труда [2, с.6].

Профессиональная деятельность тренера весьма специфична по ряду причин: узкая направленность по виду спорта; результат работы тренера оценивается по результативности спортсменов; условно регламентированный режим труда и отдыха (вечерние тренировки, работа в выходные и праздничные дни); обладание коммуникативным мастерством в вопросах мотивации спортсменов и в общении с родителями; необходимость прогнозировать результаты своих подопечных. Тренер несет ответственность за здоровье спортсменов и сам должен находиться в «боевой» форме, обладая при этом навыками самоконтроля и саморегуляции;тренердолжен обеспечить высокий спортивный результат в кратчайшие сроки.

Работа тренера не только специфична, но и многофункциональна.

Во – первых: тренер должен обладать набором методик тренировочного процесса, подкрепленных знаниями в педагогической, психологической, физиологической, психофизиологической сферах.

Во – вторых: применять навыки педагогического мастерства в процессе научения спортсменов двигательным навыкам и умениям.

В – третьих: помнить, что оказывает воспитательное действие наличностьспортсмена, так как является значимым для него лицом.

В – четвертых: умело руководить спортивной деятельностью своих воспитанников

В – пятых: грамотно планировать и организовывать тренировочный, соревновательный процессы.

В – шестых: умело позиционировать себя в профессиональном сообществе и с вышестоящим руководством.

Становится очевидным тот факт, что предъявляемые требования к профессиональному мастерству тренера высоки. А на работу инструктора по физической подготовке и спорту, накладывается еще и груз ответственности поставленных вышестоящим руководством задач. Изучение и внедрение позитивного опыта, более титулованных коллег, поможет в решении вопросов повышения результативности спортсменов и команд Черноморского Флота.

Профессиональная деятельность тренера не возможна без альянса со спортсменом, поэтому спортивная деятельность в данном исследовании рассматривается как союз тренер + спортсмен, движимый общей целью к достижению высоких спортивных результатов.

Решающую роль в достижении намеченных результатов, играет спортсмен, потому что на спортивную дистанцию или на игру выходит он, а тренеру, проделавшему колоссальную подготовительную работу, отводится лишь констатирующая, статистически – аналитическая роль. Но значение этой роли для спортсмена нельзя недооценивать, ведь справится спортсмен с поставленной задачей или нет, во многом зависит от тренерского мастерства включающего личностные особенности тренера и стиль его взаимодействия со спортсменом, которые оказывают значительное влияние на личность последнего. Мы вплотную подошли к вопросу взаимодействия двух личностей: тренера и спортсмена.

Под личностью в психологии понимается – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [3, с.470].

К свойствам личности относят: способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Хорошо известное выражение: «Что посеешь – то пожнешь», дает представление о взаимоотношениях, как о некоторой системе устроенной по принципу обратной связи. Поэтому в данной статье особое внимание отводится именно характерологическим проявлениям личности тренера, как определяющим его отношение к людям в целом, и к спортсменам в частности.

И так, характер – совокупность устойчивых черт личности, которая обуславливает типичные для индивида способы поведения [4, с.216].

Но эти устойчивые черты личности, имеют разную степень своей выраженности. Если определенная черта характера выражена чрезмерно, говорят об акцентуации характера, как крайнем варианте нормы [4, с.220].

Если тренер знает акцентуации своего характера, и имеет навыки самоконтороля и саморегуляции, он может увеличить эффективность своего взаимодействия не только со спортсменами, но и коллегами, руководством.

К. Леонгард выделил следующие типы акцентуаций характера:

  • Демонстративный – привлекающий внимание, не приемлющий критику;
  • Педантичный – пунктуальный, аккуратный, мелочный;
  • Ригидный «застревающий» – сконцентрировавшийся на сверхценной идее;
  • Эксплозивный (возбудимый) – взрывной, азартный, эмоционально не устойчивый;
  • Гипертимический – жаждущий бурной деятельности, активный;
  • Дистимический – фиксирующийся на мрачных мыслях со сниженным фоном настроения;
  • Тревожно-боязливый тип – подверженный страхам, робости, пугливости.
  • Циклотимический – меняющий настроение от активного до пассивного;
  • Аффективно – экзальтированный – склонный к глубоким эмоциональным переживаниям;
  • Эмотивный – чувствительный, впечатлительный [5, с.389].

Помимо характерологических особенностей в профессиональной деятельности каждого тренера очень важен стиль руководства, другими словами – стиль его работы.

Впервые выделил три класса руководства К. Левин:

  • Авторитарный (директивный);
  • Демократический (коллегиальный);
  • Либеральный (попустительский или анархический) [6, с.359].

Авторитарный стиль руководства характерен тем, что тренер стремиться к абсолютной власти единолично определяющем способы и средства достижения поставленных задач, ориентируясь при этом лишь на свое личное мнение. Спортсмен для такого тренера является лишь тем, кто реализует его замысел, причем план реализации составляется, регулируется и контролируется тренером самостоятельно. Тренеры с таким стилем руководства часто переоценивают отрицательные качества спортсменов и недооценивают положительные [7, с.279].

Демократический стиль руководства характеризуется тем, что тренер стремиться к коллективному решению проблем. Для этого он распределяет ответственность между членами команды, поощряет и развивает отношения внутри группы, создавая атмосферу товарищества. Тренер такого стиля оставляет за собой право руководителя, но рабочий процесс характеризуется обоюдной инициативой.

Тренеры демократического стиля более адекватно оценивают достоинства и недостатки спортсменов, уважают чужое мнение.

Либеральный (анархический) стиль руководства характеризуется тем, что тренер старается как можно реже вмешиваться в дела команды, предоставляя спортсменам свободу действий и принятия решений.

Либеральный тренер переоценивает положительные качества спортсменов и недооценивает отрицательные [7, с.283].

Также существует классификация стилей руководства, предложенная Р. Лайкертом, суть которой заключается в определении сосредоточенности руководителя на поставленной задаче или на человеке. Данная методика была модифицирована Р. Блейком и Дж. Моутоном, которые предложили использовать «управленческую решетку» [8, с.372].

Выборка и методы исследования.

Для изучения влияния характерологических особенностей личности тренера и стилей его руководства на эффективность профессиональной деятельности было проведено пилотажное исследование [9, с.78], целью которого являлось разработать системную модель для изучения эффективной деятельности тренеров, инструкторов по физической культуре и спорту.

Выборка формировалась путем привлечения реальных групп. В данном пилотажном исследовании приняли участие 10 тренеров, 5 из которых являются заслуженными тренерами РФ, имеющих воспитанников высокого класса, и 5 тренеров-инструкторов по физической подготовке и спорту, имеющих спортсменов профессионалов. В качестве методов исследования, направленных на изучение заявленной темы, были выбраны:

  • «опросник черт характера взрослого человека», (ОЧХ-В) в модификации В.М. Русалова и О. Маноловой [10, с.91];
  • опросник «стиль руководства – 1» [11 с. 393];
  • опросник «стиль руководства – 2» [12, с.240].

Важным моментом и новизной данного исследования является его стандартизация, т.к. формирование бланков опросников и последующая обработка проводилась на Автоматизированном Рабочем Месте психолога 83т379 имеющемся в свободном доступе у психологов всех воинских частей ВС РФ [13].

Теоретической базой опросника (ОЧХ-В) является хорошо известный психологам тест «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, Г. Шмишека, модифицированный в 2003 году В.М. Русаловым и О. Маноловой. В предложенной версии 80 пунктов, все шкалы имеют единую длину (8пунктов), введен 4-альтернативный формат ответов, распределение шкальных оценок приближенно к нормальному, что позволяет характеризовать как высокую (акцентуацию), так и низкую выраженность черт характера [13, с.120].

Опросник «стиль руководства – 1», в модификации Е.П. Ильина, включает в себя 33 пункта (утверждения) с дихотомическим форматом ответов [11, с.393].

Опросник «стиль руководства – 2», в модификации Р. Блейка и Дж. Моутона, включает 35 пунктов. Подсчитываются баллы по двум шкалам: ориентация на задачу и ориентация на персонал [12, с.240].

Результаты диагностики методики (ОЧХ-В).

Результаты диагностики, как отмечалось ранее, обрабатывались на автоматизированном рабочем месте психолога 83т379, КП «Психолог-В», и интерпретировались в стандартизированных оценках – cтэнах [13, с.22].

По результатам проведенной психодиагностики у заслуженных тренеров  преобладающими явиляются следующие типы акцентуаций характера:

  • Педантичный 100 %
  • Гипертимный 80 %
  • Ригидный 80 %
  • Эмотивный 75 %
  • Демонстративный 70 %
  • Циклотимный 60%

У инструкторов по физической подготовке и спорту ведущими стали следующие типы акцентуаций:

  • Гипертимный 100 %
  • Демонстративный 80 %
  • Эмотивный 80 %
  • Педантичный 80 %
  • Экзальтированный 45%
  • Циклотимный 45 %
  • Тревожный 45 %

Как видно из приведенных результатов набор типов акцентуаций схож у более титулованных тренеров и инструкторов по физической подготовке и спорту, различно их преобладание и выраженность. Заслуженные тренеры РФ находящиеся в возрастном промежутке 40 – 55 лет, соответствуют стадии профессионального мастерства, которой характерен кризис профессиональной самоактуализации [14 с.47, с.221]. Преобладание таких типов акцентуаций как: эмотивность, ригидность, циклотимность снижает эффективность профессиональной деятельности тренера, и может свидетельствовать о профессиональных деформациях [15, с.144], но для подтверждения этой гипотезы необходимо проведение более углубленного исследования. В обозначенной группе тренеров присутствует желание активно продолжать профессиональную деятельность, что выраженно в показателях шкалы – гипертимность 80 %. Достаточно выраженный уровень демонстративности – 70% также может привести к формированию профессиональных деформаций.

Инструкторы по физической подготовке и спорту – находящиеся в возрастном промежутке 25 – 35 лет, соответствуют стадии первичной и вторичной профессионализации, для которой характерен кризис профессионального роста [14, с.47, с. 220]. Преобладающими типами акцентуаций у них являются – гипертимность, демонстративность, на фоне повышенных оценок по шкалам экзальтированность, циклотимность и тревожность, подкрепленные достаточно выраженным уровнем педантичности, свидетельствуют о высокой трудовой активности и долгом переживании профессиональных неудач, которые в свою очередь могут снижать эффективность деятельности тренеров.

Общее распределение типов акцентуаций у заслуженных тренеров и инструкторов по физической подготовке (ф/п) и спорту представлено в (табл. 1).

 

Таблица 1

Выраженность типов акцентуаций характера в процентах

 

Типы Акцентуаций Характера

Выраженность в процентах

заслуженные тренеры

(n=5)

инструкторы по ф/п

и спорту (n=5)

Гипертимный

80 %

100 %

Демонстративный

70 %

80 %

Экзалитированный

10 %

45 %

Эмотивный

75 %

80 %

Циклотимный

60 %

45 %

Эксплозивный

25 %

25 %

Педантичный

100 %

80 %

Ригидный

80 %

30 %

Дистимный

25 %

20 %

Тревожный

10 %

45 %

 

На (рис. 1) графически отображено распределение типов акцентуаций у заслуженных тренеров и инструкторов по физической подготовке и спорту.

Типы Акцентуаций Характера                                     Типы Акцентуаций Характера

    /заслуженные  тренеры/                                          /инструкторы по ф/п и спорту/


Рис. 1. Графическое отображение выраженности типов акцентуаций

характера в процентах

 

Рассмотрим результаты диагностики опросника «стиль руководства – 1».

У заслуженных тренеров преобладает демократический стиль руководства – 35 %, авторитарный стиль на втором месте с минимальным отставанием – 34%, либеральный – 31%, результаты представлены на (рис. 1.1).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что более опытные тренеры, используют все стили руководства, подтверждая уровень стадии профессионального мастерства [14, с.47].

 

Рис. 1.1. Сравнительная характеристика результатов опросника «стиль руководства – 1»

Безусловно, инициативой в работе владеет тренер, но и человеческий фактор замечен и учтен.

Что также подтверждают результаты опросника «стиль руководства – 2», по которым распределение внимания тренеров на задачу и на спортсмена происходит равномерно 50% на 50% (рис. 1.2).

Испытуемые инструкторы по физической подготовке и спорту отдают предпочтение авторитарному (директивному) стилю руководства – 37%, что вполне объяснимо и жесткими требованиями воинских уставов, а также преобладанием демонстративных и гипертимных акцентуаций характера, демократический стиль руководства присутствует в их деятельности на уровне – 33% и либеральный стиль – 30%, процентное распределение изображено на (рис. 1.1).

Преобладание авторитарного стиля руководства объясняет и большую ориентацию тренеров военнослужащих на выполнение задач, чем на спортсменов (рис.1.2).

 

Рисунок 1.2. Сравнительная характеристика результатов опросника «стиль руководства – 2»

 

Если учесть, что воспитанники данных тренеров находятся на пути своего спортивного становления, то авторитарный стиль управления в сочетании с ориентацией на задачу, может снижать эффективность быстрого роста спортивных результатов. В данном случае, преобладание демонстративных и гипертимных акцентуаций у тренера, также могут снижать эффективность роста спортивного мастерства, и развитии в дальнейшем профессиональных деформаций [15, с. 137] .

Выводы: Опираясь на выше изложенный материал, можно сказать, что роль психологических особенностей и стиля руководства тренера весома и оказывает значительное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Заслуженные тренеры РФ в своей профессиональной деятельности одинаково внимательно относятся к поставленной задаче и к тем, кто будет ее выполнять, при этом умело используют различные стили руководства.

Такие типы акцентуации характера, как педантичность и гипертимность, позволяют внимательно и активно выстраивать взаимоотношения со своими воспитанниками, коллегами и руководством. Но следует быть внимательным к выраженности таких акцентуаций как, эмотивность и регидность, которые могут перерасти в профессиональные деформации [15, c.141].

Инструкторы по физической культуре и спорту, имеющие в распоряжении профессиональных спортсменов непрерывно повышающих свое спортивное мастерство, больше ориентируются на выполнение поставленных задач, чем на их исполнителей. Стиль руководства при этом используется в основном авторитарный, стимулируемый такими типами акцентуаций, как демонстративность и гипертимность, что может отрицательно отражаться на эффективности профессиональной деятельности, так как спортсмены развивающие свое спортивное мастерство более сензитивны и зависимы от эмоционального и психологического компонентов взаимоотношений с тренером и командой.

Методики и полученные по ним результаты, применявшиеся в данном пилотажном исследовании, могут быть использованы в дальнейших исследованиях эффективности деятельности тренеров, инструкторов по физической культуре и спорту

Рекомендации: заслуженные тренеры РФ находятся на стадии профессионального мастерства, которая характеризуется кризисом профессиональной самоактуализации, поэтому такие акцентуации характера как ригидность и эмотивность могут снижать эффективность профессиональной деятельности и вести к профессиональным деформациям. Следовательно, данной категории тренеров рекомендованы психологические тренинговые занятия, повышающие уровень когнитивной активности, поддерживающие высокий уровень ведущей деятельности, опираясь на основные новообразования данной стадии профессионализации: творческий подход в профессиональной деятельности, самопроектирование деятельности и карьеры, достижение вершины (акме) своей карьеры [14, с.47], а также занятия, направленные на диагностику и профилактику профессиональных деформаций. Опыт этих тренеров полезен для внедрения в работу более молодых специалистов, для повышения уровня спортивных результатов в более короткие временные сроки.

Инструкторы по физической подготовке и спорту Ч Ф выполняют двойную задачу, подготавливая профессиональных спортсменов для выступления на соревнованиях самого высокого уровня и повышая физическую и боевую готовность личного состава Черноморского Флота. Для увеличения эффективности в подготовке спортивного резерва этой категории тренеров рекомендованы, психологические тренинговые занятия направленные на изучение стилей руководства и умелого их применения в различных ситуациях. Подбор методического материала занятий рекомендован с учетом основных психологических новообразований этой стадии профессионального становления личности – профессиональной мобильности, гибкости стилей деятельности [14, с.47].

 

Список литературы

  1. Багадирова С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология»: учебное пособие / С.К. Багадирова. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2014. – 243 с.
  2. Словарь – справочник современного российского профессионального образования / Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: ФИРО, 2010. – 19 с.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
  4. Щербатых Ю.В. Общая психология / Ю.В. Щербатых – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528с.
  6. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб. – практич. Пособие / А.В. Батаршев. – М.: Дело, 2005. – 496 с.
  7. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
  8. Практикум по психологии менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб: Речь, 2001. – 448 с.
  9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
  10. Русалов В.М., Манолова О.Н. Опросник черт характера взрослого человека» (ОЧХ-В): Методическое пособие / В.М. Русалов. – М.: 2003. – 100 с.
  11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 464 с.
  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. Кн. 2. / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 384 с.
  13. Методическое руководство. Автоматизированное рабочее место военного психолога 83т379. / ЗАО «Научно – производственный центр «ДИП».: – М. 2014.
  14. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
  15. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: изд-во: Академия, 2005. – 480с.

 

© О.В. Хоменко, Н.Н. Ерошенко, 2017

Ерошенко Наталья

Поделиться:


2018-02-25
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?