Психологические особенности детей, воспитывающихся без отца.

                     

Участие отца в воспитании и развитии ребенка, как мальчика, так и девочки имеет огромное значение и некомпенсируемую ценность. Статистические исследования подтверждают, что дети из неполных семей, как правило, имеют больше проблем в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах  по сравнению с их  сверстниками, воспитывающихся в полных семьях.

 Рассмотрим личностные особенности мальчиков, воспитывающихся без отца.

 Отец является примером мужского поведения для мальчика. Отсутствие правильного мужского эталона  ведет к нарушению полоролевой идентификации, которая является важным элементом общей «Я-концепции» личности. Поэтому у мальчиков, растущих без отцов, доминируют женские черты характера: капризность, истеричность, повышенная эмоциональность. Бывает, и наоборот, когда у мальчиков обнаруживается повышенная агрессивность и жестокость в поведении. Такая гипертрофированная маскулинность также связана с отсутствием модели положительного мужского поведения.

У мальчиков, не имеющих отцов, слабо развиты волевые качества: им сложнее преодолевать препятствия, достигать поставленных целей, переживать неудачи. В трудных ситуациях у них срабатывает один паттерн поведения, а именно: избегание и отказ от деятельности. Они также могут слишком эмоционально реагировать на замечания взрослых, болезненно воспринимать любую критику в их адрес. В такие моменты в их поведении отмечаются аффективные вспышки, неадекватные бурные реакции, потеря контроля над собой.

Отсутствие положительного мужского образа ведет к нарушению эмоционального и личностного развития. У мальчиков отмечается заниженная самооценка, повышенный уровень тревожности, большое количество страхов.

В сфере межличностных коммуникаций у них также наблюдаются проблемы, которые выражаются в неумении выстраивать отношения как со взрослыми, так и со сверстниками: резко и неадекватно реагируют на шутки, не идут на компромиссы, не признают своих ошибок, не умеют управлять своими эмоциями, часто проявляют агрессию.

У детей, растущих без отца, отмечается амбивалентное отношение к людям: они могут испытывать как любовь, так и ненависть к одному и тому же человеку в зависимости от ситуации.

                 

Девочки, которых воспитывают только матери, также имеют психологические особенности.

 Они не знают, как правильно выстраивать отношения с противоположным полом. Дефицит отцовской любви и мужского внимания пытаются компенсировать беспорядочными половыми связями. Или наоборот, очень замкнуты ,зажаты в общении с молодыми людьми. Отсутствия эталона полной семьи ведет к сложностям в личной жизни. Низкая самооценка, постоянные сомнения  в своей привлекательности и нужности очень часто становятся основой для формирования  в отношениях с мужчинами ролевой позиции жертвы.

У мальчиков и девочек отмечаются устойчивый однообразный тип поведения: бескомпромиссность, негативизм, повышенная аффективность и тревожность.

Влияние отца на развитие ребенка велико, но если знать все психологические нюансы, связанные с процессом воспитания, то можно предотвратить формирование нежелательных качеств характера. Так, для детей замещающей фигурой отца может стать любой близкий родственник, который с удовольствием включится в общение с ребенком. Если таковых родственников нет, то эту роль частично может взять на себя тренер или учитель. Все будет зависеть от личности человека и включенности матери в эту проблему.

 


Что интересного на портале?