Психологическая зрелость и взросление

         Для начала выясним, что необходимо понимать под зрелостью. Известно, что все люди разные. Но отличаются они не только темпераментом, но и развитием тех или иных способностей. Для созревания каждой способности природа выделила людям свое время. Однако бывает так, что человек не развился, «застрял» на каком-то возрасте и, не смотря на взрослые года, ведет себя как ребенок, капризничает, впадает в истерики, требует поддержки, не способен сам выжить без помощи окружающих. В крайнем случае, человек может закончить тем же, с чего начал свою жизнь – снова стать беспомощным, лежать, произносить нечленораздельные звуки и писаться в пеленки. Вряд ли кто хочет для себя подобной старости, но ведь для того, чтобы не дойти до такой жизни, надо сохранить в первую очередь психологическую активность и ясность ума.

         Итак, вопреки мнению материалистов, что люди стареют, начиная с рождения, попробуем ответить на вопрос, в каком же все-таки направлении развиваются человеческие способности. Если сравнить младенца с пятилетним ребенком, то легко заметить, что первый гораздо больше зависит от родителей, чем второй. Действительно, грудной ребенок, не может ходить, не умеет говорить, не может даже сконцентрировать взгляд на одной точке. Взрослея, ребенок становится все более независимым от взрослых: сначала от их физической поддержки, затем от их эмоционального отношения к нему, потом от их объяснений происходящих вокруг вещей и так далее.

         Выходит, что развивающиеся способности дают человеку большую независимость от окружающих людей и их мнений, больший выбор при принятии решений. В результате человек должен становиться более сильным, здоровым, умелым.

         Что же происходит, когда способности, так необходимые человеку для выживания, так и не развились? Чаще всего это бывает тогда, когда в период развития соответствующих способностей он не получил соответствующей поддержки от окружающих, убедительного примера в их поведении. Например, малышу стало холодно, и он заплакал, а в ответ его начали кормить, или раздражаться или вообще проигнорировали. В результате он, во-первых, так и не согрелся, то есть не получил поддержки, а во-вторых, не имел примера как эту поддержку адекватно оказывать. Он остался с ощущением недостатка физического тепла и получил пример неправильного отношения к таким как он людям.

         Разве редко мы встречаем взрослых, которые мерзнут, хотя вокруг достаточно тепло, или неадекватно ведут себя по отношению друг к другу, и вместо того, чтобы подойти и обнять, погладить нуждающегося в такой поддержке, предлагают поесть, выпить, раздражаются или стараются не замечать такие состояния своих ближних.

Не развитые способности всегда превращаются в неудовлетворенные потребности и снаружи такие потребности полностью удовлетворить невозможно, как ни старайся. Единственным способом «созреть», повзрослеть является развитие недоразвитых способностей и восстановление утраченных. К счастью это возможно, в том числе при помощи психотерапии.


Что интересного на портале?