ПсихоФилософия: Одиночество

Феномен одиночества 

Возможно каждый человек, хоть на мгновение, ощущал себя одиноким в этом мире. Сталкиваясь с этим феноменом в голове человека проноситься вихрь мыслей «Откуда?», «Зачем?», «Почему?» и т.п. Он пытается найти ответ и преодолеть это тягостное, зудящие состояние. Это как погрузиться в глубинную, темную бездну, где есть только «Ты» и твое «Я». Кто-то находит свет в конце этой тьмы сам, а кому-то необходима помощь в приобретении яркого ночника и сопроводить к свету. А что будет в результате? Получиться ли избавиться от чувства одиночества или «Ты» узнаешь что-то новое о себе?

На протяжения развития человеческой мысли философы неоднократно поднимали вопрос об одиночестве. На каждом историческом этапе существовали различные точки зрения об этом феномене, которые отражали культурную атмосферу того времени. Тем более феномен одиночества напрямую связан с человеком, и, возможно, человек единственное существо на планете, который вопрошает себя: «А одинок ли Я?».

На мой взгляд, знание основных философских постулатов об одиночестве, позволяет психотерапевту расширить мировосприятие клиента в этом вопросе, чтобы помочь ему либо преодолеть «одиночество», либо уменьшить ощущение возникающей тревоги при столкновении в лоб с «одиночеством».

Что такое одиночество?

Анализируя мыслителей философии и психологии, можно условно выделить, как минимум, три точки зрения об феномене одиночества.

1.Одиночество, как отрицательное, негативное состояние (Э. Фромм, А. Маслоу).

В свое время Аристотель дал определение человека – «это животное политическое». Он считал, что люби не могут жить без и вне человеческого сообщества. В дальнейшем Э. Фромм (1941) говорил, что «… человек испытывает ужас перед любой изоляцией, и они (люди) будут стремиться вступить в любые отношения, чтобы не испытывать это тревожное, щемящие, фрустрирующие чувство - одиночество». Таким образом, по их мнению, одиночество не должно быть у человека.

2.Одиночество, как положительное, благоприятное состояние (Г. Торо, Ж.П. Сартр).

Эта точка зрения придерживается мнению, что любому человеку надо иногда уединяться. Это связано с тем, что «другие» вторгаются, вмешиваются и разрушают, уничтожают нашу индивидуальность, «другие» мешают нам самовыражаться. Ж.П. Сартр (1943) в произведение «За закрытыми дверями» это хорошо демонстрирует. Он отвечает на вопрос: «… что есть другой человек для меня? Другой для меня – это АД». По его мнению, «другие всегда оценивают меня, а мне этого не хочется. Другой всегда критикует меня и навешивает на меня ярлыки, которые не есть Я». При этом он добавляет, что «лучше жить на острове, в добровольной изоляции, чем испытывать постоянное царапание чужих взглядов, мнений, оценок моей собственной личной индивидуальности – это болезненный процесс».

3.Одиночество, как синтез первой и второй точки зрения (М. Хайдеггер).

Авторы, придерживающие этой точки зрения, считают, что одиночество – это неизбежный бытийный момент нашей жизни, от которого невозможно отказаться, т.е. это то что сопровождает нас, хотим мы этого или нет. Так, М. Хайдеггер (1949) писал: «… каждый человек обречён на одиночество. Какой бы не была кажущая нам коммуникация: идеальной, полной, гармоничной – переложить тяжесть своего внутреннего мира на другого я никогда не смогу. Я всегда рождаюсь сам и умираю сам». Другими словами, при появлении человека «здесь и сейчас», одиночество является неизбежным фактор существования. Поэтому необходимо принять это одиночество.

В то же время многие исследователи выделяют несколько видов одиночества:

1)  Физическая изоляция.

Это настоящая объективное одиночество. Мы не можем физически присоединиться к другому человеку (например, одиночная камера в тюрьме, Робинзон Крузо).

2)  Добровольное одиночество.

Когда человек самостоятельно принимает решение «отрезать» себя от внешнего мира. При этом человек сам решает, когда ему вернуться обратно (например, отшельничество).

3)  Одиночество в «толпе».

По мнению исследователей, это самый распространённый вид одиночества в современном мире. При этом существуют два подвида этого одиночества. Первое возникает, когда есть люди вокруг, но человек все равно испытывает чувство одинокости. В то же время у этого подвида есть две формы: первая – «вымышленное одиночество». Оно характеризуется тем, что человек так или иначе взаимодействует с окружением: общается с продавцами, интересуется у окружающих сколько сейчас времени и т.п. При этом человек сохраняет свою душевную целостность и автономию. Вторая – «негативное одиночество». Его можно охарактеризовать как «Я бы хотел пообщаться с кем-то, потому что чувствую себя изгоем и непринятым». В свою очередь второй подвид основывается на сознательной установке оригинальной личности, которая может таким образом сохранить свою индивидуальность. Так, поэтесса М. Райт пишет: «мы должны быть одиноки духом, быть самостоятельными».

4)  Социальное одиночество.

В основе этого вида одиночества лежат такие причины, как изгнание человека из социальной группы, к которой он себя причисляет (например, отчисление из ВУЗа) или, когда система сама исчезает (например, распад СССР, резкий взлёт по карьерной лестнице), т.е. люди внезапно лишаются социального статуса.

5)  Культурное одиночество.

Когда теряется связь с Родиной или языком, а в отношении языка можно вспомнить слова М. Хайдеггера «язык – это дом бытия». Такое одиночество, как правило, наблюдается во время иммиграции.

6)  Космическое одиночество.

Причины возникновения данного одиночества могут быть следующими. Во-первых, переживания страха смерти. Когда смерть воспринимается, как что-то бесконечное, протяженное, вечное, где «Ты» совершенно один. Во-вторых, переживания своей чуждости в природе. А. Камю (1942) писал: «… я могу сколько угодно познавать окружающий мир, но никогда в жизни, и никакая наука не сможет доказать мне твердого, четкого ощущения, что этот мир МОЙ». В то же время космическое одиночество может возникать в ситуациях «богооставленности» (например, смерть детей, родственников, родителей), когда возникает ощущение, что «Ты» остался один. В-третьих, переживания самоотчуждения. Возникает отрыв, дистанцирование от самого себя (например, нарушение половой идентификации).

7)  Межличностное одиночество.

Человек не понимает других людей или наоборот, другие не понимают его. Возникает отсутствие переживания контакта с другой человеческой душой, миром. Так, человек может смеяться, встречаться или ходить в кино с друзьями, но свою душу он не открывает, держит под замком, и его по- настоящему никто не знает.

Как видно из вышесказанного, феномен одиночества многогранен и необъятен. Существуют различные точки зрения и причины возникновения ощущения одиночества. Поэтому знания философских основ, по этому вопросу, поможет практикующему психотерапевту проявить гибкость и тактичность при оказании помощи «одинокому» клиенту. 


Что интересного на портале?