Продолжаю серию статей, посвященную интеграции двух психологических практик коучинга и психодрамы. Как показал личный опыт, соединение двух, по многим параметрам весьма различных методов, часто приводит к синергетическому эффекту и взаимно обогащает друг друга.
План нашего изложения предложен в первой публикации. Его основные пункты:
1. Коучинг и психодрама – методологические основания интеграции
2. Психодраматические техники в коучинге
3. Элементы коучинга в психодраме
В данной публикации мы завершаем тему 1.«Коучинг и психодрама - методологические основания интеграции».Для того, чтобы понять насколько обоснованна интеграция коучинга и психодрамы, нет ли в их сочетании серьезных теоретических и методологических противоречий, и чем именно методы могут обогатить друг друга, мы соотнесли их между собой по ряду характеристик, взятых в качестве условных параметрических шкал, позволяющих судить о близости друг другу анализируемых методов и о возможной эффективности их интеграции. К числу таких характеристик мы отнесли следующие:
1.1.Философско-методологическая база психодрамы и коучинга
1.2. Ориентация на раскрытие ресурсов
1.3. Направленность на будущее
1.4. Разделения ответственности
1.5. Объективные показатели психического здоровья клиента
1.6. Роли и позиции консультанта и клиента
1.7. Глубина психологической работы
1.8. Скорость воздействия, направленность на результат и структура сессии.
Продолжаем более подробный анализ каждой из характеристик:
1.6. Роли и позиции консультанта и клиента
В рамках данной характеристикикоучинг и психодрама имеют ряд сходств и ряд существенных различий. Объединяет эти практики следование и коучем и психодраматистом принципу «не давать советов».
Многие консультанты, работающие в стиле коучинга, с гордостью констатируют, что «в отличие от других методов психологического консультирования, коучинг не дает советов, не предлагает готовых решений проблем, не ищет за клиентов ответы на вопросы, как и что нужно делать. Коуч исходит из того, что человек сам знает ответы на все вопросы, но не всегда они у него в активном доступе. Задача коучинга – «запустить» систему, при которой человек сам будет эффективно ставить задачи и решать вопросы» [10]. Ни в коей мере не опровергая эффективность такого подхода, хочется, однако, обратить внимание на то, что и во многих других видах психологических практик, опирающихся на концепции гуманистической психологии, к числу которых относится и психодрама, такие принципы как «не давать советов», «клиент изначально владеет всеми необходимыми ему ресурсами», «у клиента все правильные ответы есть, нужно только помочь ему их услышать и действовать в соответствии с ними» и т.п., являются базовыми. Остается удивляться, почему эти уже ставшие традиционными в консультировании и краткосрочной позитивной психотерапии постулаты позиционируются как особые отличия коучинга.
По нашему мнению, наиболее важное различие в позиции коуча и психодраматиста по отношению к клиенту относится к сфере ответственности консультанта за состояние клиента.
Для коучинга типичными являются партнерские, равноценные отношения коуча и клиента, а также активная позиция клиента при фасилитирующей позиции коуча. Равенство предполагает разделение ответственности. Основная обязанность коуча состоит в том, чтобы обнаружить лучшее в клиенте. Основная обязанность клиента заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за собственную жизнь и выполнять все, о чем он договаривается с коучем.
Позиция психодраматиста по отношению к клиенту предполагает большую ответственность за состояние клиента, а также большую степень психотерапевтического воздействия, нежели это регламентируется в отношениях между коучем и его «чемпионом».
Для прояснения позиций ведущего психодрамы, можно воспользоваться классическим перечнем ключевых ролей психодраматиста, выделенных Морено- это аналитик, режиссер, терапевт, консультант. Келлерман добавляет четвертую роль – группового лидера. В соответствии с ролевым репертуаром психодраматисты выполняют четыре взаимосвязанные и сложные задачи.
1. Как аналитики они ответственны за обладание полной и подробной информацией о состоянии протагониста.
2. Как режиссеры психодраматисты превращают полученный материал в действо, которое должно быть стимулирующим эмоционально и приятным эстетически.
3. Как терапевты они вызывают перемены, воздействуя на протагонистов таким образом, чтобы облегчить исцеление.
4. Как ведущие группы они заботятся о конструктивном рабочем климате в группе, который помогал бы развитию поддерживающего социального окружения.
Таким образом, ролевой репертуар психодраматиста по отношению к клиенту имеет более широкий диапазон действия, чем у коуча. Эти различия в диапазоне ролей и позиций консультанта по отношению к клиенту обоснованны различиями самих психологических практик относительно «глубины психологической работы».
1.7. Глубина психологической работы
Коучинг и психодрама обращены к психике на ее различных уровнях. И относительно объекта психологического воздействия методы находятся, скорее, на различных полюсах.
Коучинг как метод направлен на развитие системы эффективного мышления и аппелирует, прежде всего, к поверхностным уровням сознания, максимально его активизируя. Таким образом, коуч традиционно работает в одной рабочей плоскости - постановка цели, достижение, результат (хотя ряд методик, взятых из НЛП конечно, адресованы к бессознательному). Разблокировка непродуктивных мыслительных процессов остается, зачастую, в когнитивном слое.
Психодрама в качестве таких блоков рассматривает в большей степени психосоциальные характеристики, работает с эмоциональными слоями психики, часто обращается к бессознательным структурам, поэтому психодраматист в своей работе часто спускается в глубину переживаний человека. Морено, называл психодраму "методом, раскрывающим истину души в действии". Э.Барц проводя аналогию между тем, что происходит с человеком во время сна, и с тем как действует психодрама, отмечает, что психодрама «продолжает оказывать на человека воздействие, даже если вскрытые ею глубинные связи и смысл остаются не понятными или не находят словесного выражения. Переживания в психодраме могут привести человека к обновлению, к появлению новой точки зрения на важный для него вопрос» [2]. Позиции психодраматиста, создавая широкие возможности для раскрытия ресурсов клиента, позволяют пробудиться спонтанности в условиях психологической безопасности того уровня, который необходим для каждого отдельного случая психодрамы.
Несмотря на то, что исследуемые нами методы имеют дело с различными слоями психики, а скорее именно поэтому, их взаимодополнение может быть вполне обоснованным. Интеграция технологий коучинга и психодрамы с их фокусировкой на различных слоях психики и разнообразием технических приемов, может обеспечить большую техническую пластичность, адекватную конкретной заявке клиента, т.е. существенно улучшить эффективность работы и коуча и психодраматиста. Например, в ряде случаев, если в рамках коуч-сессии обнаруживается что у клиента для достижения поставленных целей недостаточно ресурсов или необходимо отработать новую стратегию поведения на уровне навыка, использование психодраматических техник может быть наиболее эффективным для достижения результата. Или наоборот, если в результате психодрамы у клиента наметились новые стратегии поведения, которые могут быть пока смутными и не совсем четкими, и ему необходимо перевести их на уровень осознанности и создания плана действий, будет вполне уместным использовать инструменты коучинга (например, вопросы коуча в соответствии с «рамкой результата»).
1.8. Скорость воздействия и направленность на результат
По скорости воздействия и направленности на результат и психодрама и коучинг находятся на весьма близких позициях.
Психодрама характеризуется как “быстрый” психотерапевтический метод, обладающий многими техническими характеристиками, свойственными кризисной интервенции, терапии, сфокусированной на задаче ограниченного объема, и терапии одной сессии. Одна сессия может продолжаться от одного до четырех часов, а среднее (и оптимальное) ее время — два с половиной часа.
Важнейшей характеристикой коучинга, как метода, является работа с клиентом в рамках контракта, направленного на достижение результата и достижение этого результата за период одной сессии, длящейся от 40 мин. до 1,5 часов.
Такая «технологическая» близость методов обеспечивает успешность их совместного применения как в случае пролонгированной работы с одним клиентом или группой, так и в рамках одной сессии. При этом, независимо от используемого метода, можно сохранить временную и структурную составляющие сессии, условия заключенного контракта, не разрушив при этом ожиданий клиентов относительно результатов консультации или не сломав принятого регламента работы.
Итак, мы определили ряд методологических оснований для использования психодрамы и коучинга в их взаимном сочетании. Практический опыт работы убедил нас не только в возможности, но и в действенности интеграции этих методов, которая часто приводит к синергетическому эффекту.
Соединение и комбинирование могут быть достигнуты двумя путями. С одной стороны, классическая коучинговая сессия может быть дополнена психодраматическими техниками, а с другой стороны, коучинговые темы и инструменты могут быть использованы в работе с клиентом или группой в жанре психодрамы.
Продолжение статьи см. в следующей публикации
С уважением к вашему опыту Дурманова Ирина
Коллеги, приглашаю Вас на тренинг
«Методический ЧЕМОДАН»/Как эффективно обучать взрослых людей и управлять аудиторией/
Для всех, кто передает свой опыт, обучает, развивает и развивается: для тренеров, наставников, руководителей. преподавателей
Повышение квалификации, проф. переподготовка/ Удостоверение, диплом
5- 6 и 12 ноября 2016 г.
Подробности и запись на сайте: http://budutrenerom.ru/