Психодрама и коучинг - возможности интеграции методов (2)

 Продолжаю серию статей, посвященную  интеграции двух психологических практик коучинга и психодрамы. Как показал личный опыт, соединение двух, по многим параметрам весьма различных методов, часто приводит к синергетическому эффекту и взаимно обогащает друг друга.

План нашего изложения предложен в первой публикации. Его основные пункты:

1. Коучинг и психодрама – методологические основания интеграции

2. Психодраматические техники в коучинге 

3. Элементы коучинга в психодраме

В данной публикации мы продолжим тему 1.«Коучинг и психодрама - методологические основания интеграции».Для того, чтобы понять насколько обоснованна интеграция коучинга и психодрамы, нет ли в их сочетании серьезных теоретических и методологических противоречий, и чем именно методы могут обогатить друг друга, мы соотнесли их между собой по ряду характеристик, взятых в качестве условных параметрических шкал, позволяющих судить о близости друг другу анализируемых методов и о возможной эффективности их интеграции. К  числу таких характеристик мы отнесли следующие:

1.1.Философско-методологическая база психодрамы и коучинга

1.2. Ориентация на раскрытие ресурсов

1.3. Направленность на будущее

1.4. Разделения ответственности

1.5. Объективные показатели психического здоровья клиента

1.6. Роли и позиции консультанта  и клиента

1.7. Глубина психологической работы

1.8. Скорость воздействия, направленность на результат и структура сессии.

 

Продолжаем  более подробный анализ каждой из характеристик:

 

1.2.  Ориентация на раскрытие ресурсов в коучинге и психодраме

Основоположник коучинга Тимоти Гэллвэй в серии своих книг под названием «Внутренняя игра» еще в 1970 г. изложил методологию коучинга, сущность которого автор определил в том, чтобы разблокировать потенциал человека и благодаря этому повысить эффективность его деятельности. Коуч дает клиенту возможность выйти за пределы стандартных схем мышления и обрести более широкое видение ситуации, доступных ресурсов и возможностей. Суть этого подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и привидении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека [11].

Психодрама, по мнению Ф.Келлермана,- это метод, используемый для ускорения личностного роста и развития; ее эффекты простираются от помощи в управлении симптомом до высвобождения богатых потенциалов внутреннего роста и творчества. Цель психодрамы, по мнению автора, состоит не в том, чтобы дать “исцеление”, а в том, чтобы сделать личность настолько спонтанной и творческой, насколько это возможно в рамках индивидуальности каждого из участников[4]. Г.Лейтц  отмечает: «групповая психотерапия Морено активно вмешивается в закостенелые структуры и пытается пробудить у оказавшихся в их плену людей стремление к спонтанности и новой креа­тивности. Целью групповой психодрамы Морено является  креативная революция»[7].

Таким образом, и в коучинге и в психодраме важнейшим философско-методологическим принципом является опора на ресурсы и потенциал той структуры, с которой имеют дело и коуч и психодраматист. В соответствии с этим принципом каждый человек, организация, семья обладает всеми необходимыми ресурсами и возможностями для реализации своих замыслов и гармоничного функционирования и развития.

 

1.3. Направленность на будущее

Одним их важнейших принципов коучинга является  его направленность в будущее. Коучинг не работает с травмами и болью прошлого.  Процесс сфокусирован на достижении целей и дальнейшем развитии,  обращен к будущему человека и работает с его мечтой и путями ее достижения.

Психодрама же работает как с прошлым человека, так и с его будущим. Через встречу с прошлым психодрама открывает потенциал для будущего. При этом, обращаясь к прошлому и позволяя найти «блоки» самореализации, которые человеку или группе желательно осознать и преодолеть, разрешая болезненные сценарии и ситуации, психодрама позволяет создать дополнительную реальность, благодаря которой сознание расширяется в отношении внешней и внутренней реальности. Этот вид дополнительной реальности позволяет «ввести в игру будущее в качестве ожидания или испытания (репетиция будущего); сделать необратимые события обратимыми, реализовать (возможно уже подавленные) желания на сцене и научиться их осуществлять» [4].

Несмотря на технические различия в работе с временным пространством, принцип направленности в будущее объективно присутствует и в той и другой практике. Важнейшей целью, как психодрамы так и коучинга, является поиск и раскрытие возможностей, которые позволяют отдельному человеку или группе в настоящем и будущем достигать более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений.

 

1.4.Принцип разделения ответственности с клиентом в разной мере отражен в практике коучинга и психодрамы, но вектор его однозначен: естественно, чем большую меру ответственности за свои результаты может взять на себя клиент, тем лучше.  Но, при этом важно, чтобы необходимая «подушка безопасности» в виде позиции консультанта по отношению к клиенту и разумной ответственности консультанта за процессы, происходящие с клиентом, выступала в качестве системы сохранения и защиты. Именно поэтому мера ответственности клиента и консультанта зависит от таких факторов как психическое здоровье клиента и  глубина психологической работы, которую выбирает консультант. 

1.5. Объективные показатели психического здоровья клиента

С точки зрения деятельностнообразующего аспекта психодрама в большей степени относится к психотерапевтическим методам, коучинг- к консультационным . 

Психодрама изначально позиционировалась ее создателем Морено, который с 1932 г. целенаправленно ею занимался с психическими больными, как метод групповой психотерапии. Однако, современное использование психодраматических методик имеет значительно более широкий диапазон применения. Келлерман П.Ф отмечает, что «многие практики не могут различить терапевтические и нетерапевтические применения психодрамы. Как терапевтический подход психодраму применяют профессиональные психотерапевты, чтобы помочь более или менее сложным клиентам. В противоположность этому нетерапевтические применения включают в себя “экспериментальную” деятельность здоровых людей, которые участвуют в психодраме с целью личностного роста, развлечения, обучения или по каким-либо другим причинам»[4]. Несмотря на то, что автор, ратуя за чистоту классического метода,  призывает отделить от психодрамы другие игровые методы и называть их «ролевым тренингом», «социодрамой», «социальным театром» или «творческой драматикой» в зависимости сферы их применения, жизнь вносит свои коррективы и психодрама все чаще применяется в группах психически здоровых людей- группах встреч, тренингах личностного роста, бизнес-тренингах, управленческих тренингах и т.п. И в данном случае мы будем пользоваться узким определением, в котором под психодрамой понимается постановка хотя бы одной сцены или использование хотя бы одной из техник психодраматического репертуара.

Коучинг как метод, изначально ориентирован на работу с психической нормой, и с этой точки зрения наиболее близок к практике консультирования. В коучинге клиент традиционно рассматривается как здоровая, успешная личность, обладающая всеми ресурсами и потенциалом для достижения своей мечты и управления своей жизнью. Основная задача коучинга — не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек мог сам находить и получать необходимые знания.

Таким образом, по шкале «норма- патология»эти подходы исторически стартовали с различных полюсов, однако в настоящее время они имеют достаточно большую область пересечения в сфере работы с психически здоровыми людьми. И коучинг и психодрама в настоящее время прочно зарекомендовали себя как методы работы в области психической нормы, а также в работе с лицами достаточного уровня личностного, группового и организационного благополучия[6]

 

Продолжение статьи см. в следующей публикации

С уважением к вашему опыту Дурманова Ирина

 [6] Под степенью личностного благополучия понимается субъективная оценка состояния клиентом.






Что интересного на портале?