Несколько лет подряд я, как практический психолог, коуч и ведущая терапевтических и учебных групп, работаю в жанре интегративной психологии. Предлагаю коллегам и увлеченным психологией читателям, серию авторских методологических зарисовок, относительно двух весьма актуальных сегодня и, казалось бы, весьма различных психологических практик: коучинга и психодрамы. Основные материалы данной серии статей были опубликованы мною, как автором, в научно-практическом журнале «Психотерапия» (2011 г. № 1). Для данной площадки материалы отредактированы и представлены читателям с дополнительными комментариями и примерами.
Целью данной серии статей является определение методологических оснований для интеграции двух психологических практик -психодрамы и коучинга. Как показал личный опыт, соединения двух методов часто приводит к синергетическому эффекту и взаимно обогащает друг друга. Но опыт опытом. Это, конечно, весьма ценный продукт, однако профессиональный подход к практике состоит в ее теоретическом подкреплении. Поэтому в статье приведен ряд теоретических оснований и практических примеров интеграции коучинга и психодрамы, использованных мною, как автором, в практической работе. Надеюсь, материалы будут полезны профессионалам- практикам, которые находятся в поиске своего авторского стиля, и тем пользователям, которые хотят лучше разобраться в методах работы, которые им предлагаются на консультациях.
План изложения:
1. Коучинг и психодрама – методологические основания интеграции
- Философско-методологические принципы психодрамы и коучинга
- Принцип ориентации на раскрытие ресурсов в коучинге и психодраме
- Принцип направленности на будущее
- Принцип разделения ответственности
- Объективные показатели психического здоровья клиента
- Роли и позиции консультанта и клиента
- Глубина психологической работы
- Скорость воздействия и направленность на результат
2. Психодраматические техники в коучинге
- «Мозговой штурм с системой внутреннего знания
- Техника «Два стула»
- Техника «Матрешка»
- Вопрос: «Что если?»
3. Элементы коучинга в психодраме
- «Рамка результата»
- «Колесо жизни»
- Иерархии логических уровней
1. Коучинг и психодрама –основания интеграции
Интеграция методов и приемов, традиционно принадлежащих разным школам и направлениям, является одним из отличительных признаков современного развития практической психологии и психотерапии. Сегодня в профессиональной среде к интегративному движению относятся уже не как к причуде нового времени, а как к закономерному этапу эволюционного развития психологической науки и практики.
Идея интеграции технологий, принадлежащих различным школам, состоит в том, что комплексы, детально разработанные в том или ином направлении, могут успешно дополнять друг друга, обращаясь не к одной, а сразу нескольким плоскостям личностного функционирования (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). Разумное и грамотное объединение различных методов, безусловно, может обеспечить достижение более качественных и быстрых результатов работы с клиентом. Тем не менее, для благоприятного прогноза эффективности такой интеграции одного эклектического креатива практикующего психолога или психотерапевта недостаточно. Для сочетания тех или иных технологий необходимы методологические основания, которые могут выступить аргументами в пользу их взаимного дополнения и обогащения. А методологические доводы, со своей стороны, должны быть подтверждены практическим опытом. В нашем случае актуальность обращения к поиску оснований для интеграции вышеназванных методов была продиктована именно практикой работы в качестве психолога, коуча, бизнес-тренера с различными категориями клиентов в разнообразных режимах (имеется в виду индивидуальный и групповой). Комплексное изучение теории и практики позволило очертить ряд методологических оснований для интеграции двух, казалось бы весьма отличных друг от друга по целому ряду позиции, психологических практик[1] -психодрамы и коучинга.
Личным основанием для интеграции этих психологических практик явилось практически одновременное глубокое погружение в изучение одного и другого метода. Именно включенность,в течение достаточно продолжительного времени, в две различных по жанру учебных группы и наблюдение за работой представителей двух различных школ: коучей Международного Эриксоновского Университета (г. Москва) и ведущих специалистов Московского института групповой психотерапии и социального проектирования, дали мне, как участнику обеих групп, возможность не только понять и почувствовать силу и красоту каждого метода в отдельности, но и использовать эти психологические практики в их взаимном дополнении. Несмотря на то, что вначале освоения психодрама и коучинг воспринимались во многом как «разнополюсные» практики, по мере более серьезного изучения каждого метода выяснилось, что их сочетание или последовательное использование в процессе как групповой, так и индивидуальной работы способно давать очень эффективные результаты.
Для того, чтобы понять насколько обоснованна интеграция коучинга и психодрамы, нет ли в их сочетании серьезных теоретических и методологических противоречий, и чем именно методы могут обогатить друг друга, мы соотнесли их между собой по ряду позиций, каждую из которых можно рассматривать как отдельную шкалу параметров, позволяющих судить о степени близости друг другу анализируемых методов и, соответственно, судить о возможной эффективности их интеграции.
К числу таких характеристик мы отнесли следующие:
1.1.Философско-методологическая база психодрамы и коучинга
1.2. Ориентация на раскрытие ресурсов
1.3. Направленность на будущее
1.4. Разделения ответственности
1.5. Объективные показатели психического здоровья клиента
1.6. Роли и позиции консультанта и клиента
1.7. Глубина психологической работы
1.8. Скорость воздействия, направленность на результат и структура сессии.
Рассмотрим каждую из позиций:
1.1.Философско-методологическая база психодрамы и коучинга
И коучинг и психодрама являются мощными психологическими практиками, имеющими отличный технический арсенал и богатую методическую базу. При этом обе практики нередко обращаются к теоретической базе других школ. Не вдаваясь в причины такого обращения, можно лишь констатировать, что многие психодраматисты находят обоснование практики психодрамы в теориях, построенных на основе психоанализа, социальной психологии, гештальт-психологии, трансактного анализа, эго-психологии, поведенческого подхода, эклектического подхода, экзистенциальной философии, межличностного подхода или гуманистической психологии. Прояснение теоретической опоры коучинга, отсылает нас к подобному же или еще более многочисленному списку школ. В настоящее время существуют и развиваются когнитивный коучинг, НЛП-коучинг, гештальт-коучинг, экзистенциальный коучинг, нарративный коучинг и другие.
Можно ожидать, что такая теоретическая эклектичность в использовании каждого из анализируемых нами методов, может позволить объединить их технологии не вызывая глубоких противоречий и теоретической несогласованности, особенно если их важнейшие идеологические принципы будут близки по своей сути.
По нашему мнению, в качестве общей платформы, объединяющей методологию двух интересующих нас практик на современном этапе их развития, может выступить методология краткосрочной позитивной психотерапии с ее важнейшими идеологическими принципами. Название «позитивная психотерапия» введено Н. Пезешкианом в 1972 г. для собственной психотерапевтической концепции и стратегии, ориентированной на гармонизацию жизни человека, повышения реалистичности его мировоззрения, проработку как негативных, так и позитивных аспектов его проблем. В широком смысле, позитивной Т.Ахола и Б. Фурман[1] предложили назвать всю «новую волну» в развитии мировой психотерапии, важнейшим отличием которой является ориентация на внутренние ресурсы клиента в противовес центрированию на ограничениях и поиске проблемных зон, характерных, по мнению авторов, для «старых» моделей психотерапии.
К числу важнейших принципов позитивной психотерапии, которые находят свое отражение как в коучинге так и в современной психодраме можно отнести следующие:
- Ориентация на ресурсы клиента;
- Направленность на будущее и принятие решений связанных с приобретением позитивного опыта и уроков, позволяющих приблизиться к своим ресурсам (в противовес многим классическим направлениям, фиксирующимся на поиске ограничений и причин дискомфорта);
- Разделение ответственности с клиентом (вместо принятия на себя ответственности за эффективность психотерапии классическим психотерапевтом);
- Техническая пластичность, интегрированное использование широкого арсенала разнообразных приемов (в противовес целенаправленной специализации в одной или нескольких классических методиках);
- Опора на интуицию и опыт клиента (в противовес опоре на «научную концепцию», исповедываемую классическим психотерапевтом»);
- Целенаправленная реализация установки клиента на возможность решения своих задач в рамках краткосрочного периода времени.
Все эти компоненты методологии краткосрочной позитивной психотерапии в той или иной мере соотносятся с каждым из интересующих нас методов. В широком смысле они могут выступать как объединяющая методологическая база. Следование вышеперечисленным принципам на практике, может существенно повышать эффективность каждого метода.
Продолжение статьи см. в следующей публикации
С уважением к вашему опыту Дурманова Ирина
[1]Под психологической практикой, как центральной категории практической психологии, мы, вслед за Корицким И.Н., понимаем деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами. Корицкий И.Н., 2002 [5]. (Список информационных источников будет опубликован в последней части)