«Проклятие профессии» или что значит быть спортивным психологом

С названием "Проклятие профессии" написал целую книгу спортивный психолог со стажем более 35 лет, Рудольф Загайнов.

Мой опыт работы со спортсменами гораздо меньше, но…уже тоже есть чем поделиться.

Итак, быть спортивным психологом это значит:

1. Не иметь регламентированного времени для отдыха.

У меня нет выходных. Я работаю 7 дней в неделю и всегда на связи, даже находясь в условном отпуске. Так как сборы, соревнования, сложные ситуации проводятся и происходят в любой день недели и не терпят ожидания. Порой работаю очень рано утром или очень поздно вечером, так как спортсмены соревнуются в других часовых поясах, иногда на других континентах.

И когда мои близкие с недоумением иногда указывают на мой странный график, я отвечаю: «это моя работа»…

2. Обладать информацией и умениями (помимо общей и спортивной психологии) из разных областей знаний:

- управление персоналом: знать и применять на практике теории мотивации, основы делового общения и конфликтологии, тайм-менеджмент, правила постановки целей и т.д.,

- организационная психология: способствовать повышению эффективности взаимодействия спортсмена в коллективе, между спортсменами, коллектива с тренером и др.,

- возрастная психология: важно знать и уметь донести тренерам и родителям особенности возрастных изменений юных спортсменов,

- нейропсихология: знать и грамотно применять техники улучшения работы головного мозга,

- клиническая психология и психотерапия: уметь работать с неврозами, депрессивными и другими психопатологическими состояниями спортсменов,

- кинезиология: знать основы и использовать упражнения для восстановления баланса физической, эмоциональной или энергетической сфер организма спортсмена и т.д. и т.п.,

а также: уметь убеждать, оказывать влияние, владеть навыками ведения тренингов, использовать техники различных психологических школ и восточных практик, начиная от НЛП, заканчивая медитацией…

Спортивный психолог должен постоянно находится в развитии. Ни одного дня я не провожу без получения какой-то новой для себя информации, даже если на это остается 20 минут в сутки.

3. Быть креативным и спонтанным.

Каждый спортсмен и работа с ним – это интересная задача, которая не решается стандартными способами. Каждая ситуация требует индивидуального подхода. Для спортивного психолога нет ничего невозможного. Работаем под лестницей, на газоне, в зале хореографии, в холле гостиницы, в кафе, в абсолютно любом месте, лично, по телефону, по видео связи. На ходу приходится придумывать какие-то варианты решения ситуаций, порой абсолютно нелогичные, но которые работают)

4. Быть внимательным, вдумчивым, аккуратным.

Я представляю организм спортсмена в виде музыкального инструмента, не важно - гитары или фортепиано. Если струны или клавиши ослаблены – у спортсмена не хватает тонуса, мотивации, характера - результата нет. Если струны перетянуты, клавиши жесткие – спортсмен напряжён; мышцы забитые, тяжелые – результата также нет, недалеко до травмы. И здесь роль спортивного психолога – аккуратно, внимательно найти и подтянуть те струнки, которые улучшат «звучание», повысят эффективность спортсмена. Иногда «настройка» получается быстрее, порой дольше. И здесь скорость не так важна, как точность «попадания».

5. Быть готовым к сильным эмоциям и при этом сохранять себя.

Со стороны, возможно, психолог кажется спокойным, уравновешенным и порой никто не знает, сколько переживаний хранится внутри спортивного психолога. Важно уметь сохранять себя и передавать спокойствие и уверенность другим, когда тренер начинает паниковать, спортсмен теряет мотивацию, впадает в отчаяние и др.

Психолог тоже всё чувствует. Порой чувствует даже больше, чем хотел бы. Я замечала, что когда работаю со спортсменом, подвожу его к соревнованию – то как бы попадаю на одну энергетическую волну с ним. И не важно в каком городе, стране или материке он находится в данный момент. Я чувствую в день соревнований, когда мой спортсмен переживает пиковые эмоции: когда борец ведёт бой, когда фигурист после проката ждёт результат. Были случаи, когда просыпалась ночью за 5 минут до того, как с противоположного края Земли мне прислали сообщение о своих результатах. И с этим приходится жить в такие дни.

И не всегда бывают только победы, иногда, к сожалению, случаются проигрыши. И несмотря на горечь поражения – важно уметь сохранить себя и найти нужные слова, действия, чтобы поддержать спортсмена и тренера. Иногда получается.

6. Сохранять свою тактику, но прислушиваться к опыту тренеров.

Я уважают тренерский труд. Да, не всегда тренеры используют педагогические или психологические приёмы при работе со своими подопечными, но они полностью отдают себя, в особенности тем, кто сам стремится к достижениям. У каждого тренера есть свой ценный опыт, свои «ключики» к успеху, и я с уважением отношусь к их мнению.

Однако, важно сохранять и свою позицию, тактику работы. Иногда слышу: «Вы с ними слишком спокойны, их нужно громче и энергичнее мотивировать и др.». В таких случаях я говорю, что передо мною поставлены совсем другие задачи (см. п. 4). И результат есть, и тогда тренеры с бОльшим доверием начинают относиться к работе спортивного психолога.

7. Уметь принимать «молчание», уходы спортсменов.

Спортсмены, особенно те, кто выходит на более высокий спортивный уровень достижений – не очень многословны. И это нормально. У них стоят совсем другие задачи, и они заняты целый день тем, чтобы достичь их. Бывает, что спортсмены не всегда отвечают на сообщения, не реагируют на какие-то твои посылы, иногда вообще пропадают из поля зрения и потом вдруг появляются. В начале во мне это вызывало непонимание – теперь я отношусь к этому абсолютно спокойно. Спортсмен обращается тогда, когда нужна твоя помощь, если всё в порядке – значит всё хорошо и он беспокоить не будет.

Были случаи, когда спортсмен не возвращался…..и было не много обидно….и это тоже важно научиться принимать. Это его выбор и/или в какой-то степени недоработка психолога, значит где-то что-то упустил, не был предельно внимателен, не дал то, что необходимо было спортсмену. Каждый человек выбирает своего стоматолога, косметолога, массажиста, также и с психологом, если не подошел – спортсмен вправе найти другого.

8. Уметь отказываться от работы со спортсменом.

Причины бывают разные: когда понимаешь, что пока не готов работать именно с этим спортсменом (возраст, вид спорта, сложность ситуации и др.), когда работаешь с соперником этого спортсмена, когда чувствуешь в себе недостаток собственных ресурсов, когда входишь в резонанс с мнением родителей или тренера спортсмена и т.д. и т.п.

Здесь я стараюсь придерживаться заповеди: «не навреди!».

9. Иметь разнообразный опыт работы.

Спортивному психологу важно уметь работать индивидуально, с малыми и большими группами, с дошкольниками, школьниками, подростками, взрослыми людьми, девочками и мальчиками, женщинами и мужчинами. Если такого опыта нет – то периодически могут возникать трудности. Ситуации в работе бывают очень разные, непредсказуемые. И важно иметь смелость этот опыт накапливать и разбираться во всех непонятных моментах.

10. Быть в форме.

Мне кажется странным, если психолог, который учит собранности, целеустремленности, спокойной уверенности в себе сам будет вести себя истерично, расхлябанно, будет не пунктуальным, больным, с неоправданно большим весом и др. Поэтому важно держать и психологическую, и физическую форму.

Войнова Елена