Профилактика эмоционального выгорания с использованием МАК

107Профилактика эмоционального выгорания с использованием МАК
Профилактика эмоционального выгорания с использованием МАК

     Само понятие «эмоциональное выгорание» определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной деятельности в профессиях социальной сферы, связанных с обслуживанием клиентов.

     Существует и более узкая трактовка феномена выгорания, в центре которой лежат эмоции и чувства человека. Так, эмоциональное выгорание – по В.В.Бойко – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

     Данный стереотип эмоционального восприятия является приобретенным и складывается под воздействием ряда факторов и предпосылок.

     В качестве факторов, влияющих на процесс эмоционального выгорания, можно выделить:

  • организационные условия, существующие в учреждении;
  • личностные особенности сотрудников учреждения;
  • особенности контингента обслуживаемых (лица пожилого возраста и инвалиды, проживающие в городе).

      При формировании синдрома эмоционального выгорания можно выявить три основные составляющие:

  • эмоциональную истощенность (ощущение усталости, опустошенности);
  • деперсонализацию (бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг);
  • редукцию профессиональных достижений (снижение ощущения профессиональной продуктивности, вплоть до ощущения у сотрудников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере).

     Существуют различные программы и тренинги, направленные как на предупреждение (профилактику) данного синдрома, так и на работу по восстановлению (коррекцию) нервного, психического потенциала уже «выгорающих» сотрудников.

     Мы в своей работе с сотрудниками социальной сферы ориентировались на ресурсные концепции профилактики и преодоления выгорания, основные идеи которой суть следующие.

     Потеря ресурсов является первичным механизмом, ведущим к стрессам (эмоциональному выгоранию). Накопление, восстановление и активация своих личностных ресурсов повышают стрессоустойчивость личности и способствуют профилактике профессионального выгорания.

К наиболее изученным личностным ресурсам преодоления стресса относятся:

  • активная мотивация преодоления (стресс как возможность);
  • сила «Я-концепции», самоуважение, самооценка, «самодостаточность»;
  • активная жизненная установка (отношение к жизни);
  • позитивность и рациональность мышления;
  • эмоционально-волевые качества личности;
  • физические ресурсы (состояние здоровья и отношение к нему как к ценности).

     Исходя из кратко представленного выше теоретического материала по феномену эмоционального выгорания, нами были разработаны три занятия по 1,5 часа каждое, и выделены основные цели их проведения:

  1. Ознакомить сотрудников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития.
  2. Создать условия для актуализации личного опыта переживания симптомов эмоционального выгорания, анализа собственных источников негативных переживаний на работе.
  3. Способствовать выявлению ресурсов в ходе осуществления профессиональной деятельности, направлений личностного роста
  4. Показать возможности саморегуляции и восстановления эмоционального состояния через практическое освоение техники работы с собственной профессиональной самооценкой.
  5. Создать условия для снятия эмоционального напряжения за счет высказывания сотрудниками накопившихся негативных эмоций, получения психологической поддержки от ведущих и участников группы.

      На первом занятии каждым из сотрудников была проведена экспресс-диагностика на выявление признаков эмоционального выгорания с использованием нескольких методов:

  • экспресс метода – ответов на вопросы анкеты,
  • физиологического метода – основанного на качестве психических процессов в данный момент времени (внимание, воображение, мышление);
  • метода ассоциативных метафорических карт – диагностика наличия групп симптомов: поведенческих, аффективных, когнитивных и физических.

     Каждый из участников группы имел возможность проанализировать свое собственное психоэмоциональное состояние, возникающее на рабочем месте,  основные ситуации и обстоятельства, которые вызывают напряжение в работе, а также те реакции, поведение и состояние, которые при этом переживаются.

     Поскольку основным условием сохранения эмоционально - энергетических ресурсов сотрудника, предотвращающим эмоциональное истощение, является способность быстро справляться с возникающим при стрессе напряжением, то второе занятие было посвящено профилактике выгорания.

     В профилактике выделяют два направления работы:

  1. естественная регуляция (длительный сон, вкусная еда, баня, массаж, танцы, музыка, движение, общение с природой и т.д.)
  2. саморегуляция (управление своим эмоциональным состоянием – с помощью слов, мыслительных образов, управление мышечным тонусом и дыханием) через:
  3. изменение содержания сознания (переключение внимания);
  4. физическое Я (темп речи, дыхание, мимические /скелетные мышцы);
  5. ресурсные состояния или позитивные образы (воспроизведение приятных эмоциональных ситуаций, создание «банка ресурсных образов, «карты ресурсов»);
  6. отражение своего социального Я (снижение значимости ситуации стресса);
  7. работа с иррациональным мышлением (переструктурирование);
  8. позитивное мышление.
  9. способов восстановления своего эмоционального состояния каждым из сотрудников.

      В ходе занятия каждый из участников группы получил возможность проанализировать те способы и приемы снятия стресса, которые используются для восстановления своего психоэмоционального состояния, а также выявить те ресурсы, которые, при их развитии, могли бы способствовать более быстрому и полноценному восстановлению, предотвращали возможность истощения в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.

     В процессе групповой работы участники имели возможность не только высказаться, но и поделиться, расширить свои возможности восстановления за счет представленного другими опыта.

     Третье занятие было посвящено непосредственно практической работе – освоению участниками группы методики восстановления своего психоэмоционального состояния через применение техники «Моя самооценка». Эта техника взята из символдраматического направления, основана на выявлении и осознавании своего «Я» через рисунок, воображаемые образы и метафоры, стимулирует творческое состояние человека, способствуя выявлению и укреплению его ресурсности в профессиональной и личностной сферах деятельности.

     В своей работе с коллективом по профилактике синдрома эмоционального выгорания мы впервые использовали метафорические карты (МАК), опираясь на следующие преимущества данного инструмента:

  • возможность через метафору рисунка увидеть правдивую картину взаимоотношений человека с окружающей реальностью и образами, живущими в его внутреннем мире с другими людьми, с деятельностью, в том числе трудовой;
  • возможность для получения информации про себя от себя «обойти» внутреннее сопротивление (снять психологические защиты), которое очень часто не поддается больше никакой методике;
  • отлично подходят для работы с людьми, которые плохо осознают свои чувства и больше полагаются на факты, чем на эмоции;
  • открывают большие возможности для творчества, саморазвития, самопознания.

      Представим одно из упражнений разработанной нами программы:

Упражнение: «Дорога к СЭВ»

Колоды: «Источник» Ю.Демидова, «Проститься, чтобы выжить» М.Травкова.

  1. этап: выбрать карту ВО из двух разложенных колод, отражающую состояние, где нет проявлений СЭВ. Рассказать о ней.
  2. этап: выбрать карту ВО из двух разложенных колод, отражающую состояние с симптомами СЭВ. Рассказать о ней.
  3. этап: расположить эти карты на расстоянии, основываясь на своем ощущение.
  4. этап: заполнить полученное между картами пространство картами, отвечающими причины возникновения СЭВ. Карты выбираются ВЗ из колоды «Проститься, чтобы выжить».
  5. этап: ВЗ из колоды «Источник» выбрать 4-5 карт, отражающие мероприятия по профилактике СЭВ, и расположить из вокруг карты первого этапа работы. Рассказать о них.

 

Результативность и эффективность данного упражнения:

  • это упражнение дает возможность каждому из участников группы выявить свои собственные (поведенческие, аффективные, когнитивные и физиологические) симптомы эмоционального выгорания характерные только для него и, более того, увидеть комплекс симптомов, характерных для СЭВ, выделяемых участниками группы;
  • в рамках этого упражнения мы может проследить факторы, способствующие развитию и усилению формирования СЭВ как индивидуально каждого из участника группы, так и обобщить всю полученную информацию, объединяя в группы факторов, согласно теоретической модели, на которую опираются ведущие этой программы;
  • выявить и представить направления саморегуляции эмоционального состояния каждого участника.

      Проведенная нами работа была направлена на диагностику и профилактику состояния эмоционального выгорания работников социальной сферы              Психокоррекция (психологическая коррекция) уже возникшего, формирующегося и сформированного синдрома требует значительного времени и усилий со стороны как сотрудника, подвергшегося стрессу, так и психологов, проводящих работу по восстановлению эмоционального баланса и формированию устойчивости к провоцирующим стресс факторам выгорания.

 

 

Хохлова Галина

Поделиться:


2018-11-15
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?