Формирование профильных классов на средней ступени обучения можно отнести к проблеме в образовании. Никто точно не знает, как это должно быть, и по каким требованиям должны формироваться эти самые профильные классы.
Эту тему можно рассматривать как один из типов социологических исследований, объектом которой являются учащиеся 4 классов и их родители.
Проблемная ситуация заключается в том, что при переходе в среднее звено школы наряду с физиологическими, психологическими трудностями адаптации пятиклассники испытывают затруднения в освоении многочисленного материала новых предметов, учиться становится сложнее, некоторые учебные предметы усваиваются хуже, чем в начальной школе, меняется социально-психологическое взаимоотношение учителя-ученика.
Актуальность темы формирования профильных пятых классов в общеобразовательных учреждениях можно предположить и по опросу родителей будущих пятиклассников, который проводился в 2016 в России.
По данным этих исследований для родителей учащихся начальной школы при переходе детей в основную школу немаловажное значение имеет дифференцированное обучение в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
В Москве при Департаменте образования в 2016 году был создан портал профориентации для школьников 7-11 классов и их родителей. А уже в 2017 году портал т расширяет свои возрастные границы и предлагает свои возможности для детей 4-6 классов и это еще один очень важный факт интереса к затронутой мной проблеме образования.
Трудно быть профессиональным педагогом-психологом, не знающим особенности структуры построения профориентационной работы в школе. К сожалению, таких некомпетентных специалистов в школах хватает. И от незнания и ошибочного выбора методик при формировании профильных классов страдают не только школьники, но и их родители, которые так верят нашей системе образования и думают, что все, что делают педагоги-психологи формируется, исключительно опираясь на научные источники и проверенные социологические исследования. В результате такой работы школьники могут в средней школе менять профиль по несколько раз, что обязательно отображается на психологическом развитии подростов.
Хочу поделиться собственным опытом профориентационной работы в средней школе.
По-моему мнению для диагностических исследований профиля обучения достаточно 3-4 методики. Важно, чтобы эти методики дополняли друг друга и, в результате получилась полноценная картина направленности подростка.
Методики, которые я использую для формирования профильных классов:
- Анкета на тип интеллекта
- Анкета на тип мышления.
- Карта интересов (укороченный вариант)
Для родителей учащихся будущих профильных классов можно дать анкету, составленной мной. Она поможет разобраться в мнениях родителей и правильно сгруппировать профильные классы.